про национализм, памятники и космический бакен

Aug 21, 2024 09:23


тг Земляки и земляне
Бенедикт Андерсон - главный специалист по таким воображаемым сообществам, как нации, заметил, что памятники на рубеже XX и XXI вв. стали плохо работать.
.
По задумке создателей национализмов Ленины, Линкольны и Пушкины должны вызывать у людей аффективное чувство принадлежности, готовность принести себя в жертву.
Те, о ком напоминают, именно так и поступили.
Залог хорошей работы монументов - серийность: чем больше их будет стоять одинаковых, тем лучше.
Больше напоминаний о том, что мы русские, французские или иные.
Серийность связана с анонимностью: она делает всех нас потенциально похожими на героев.
Любой должен хотеть послужить отечеству.
..
Но сегодня люди не используют памятники, как было задумано: фотографируются на фоне, поклоняются им как локальным божествам, или просто не обращают на них внимания.

В эссе Андерсон цитирует Роберта Музиля, который в шутку предложил оживить памятники с помощью технологий.
Такие прокачанные фигуры национализма должны хватать прохожих, привлекая к себе внимание.
Андерсон, приводя в пример продвинутое освещение Линкольна лампами фирмы “Мазда”, остается пессимистом. Национальному воображению уже ничего не поможет...
“Звездный путь” спешит на помощь!
В 14 эпизоде 6-го сезона телесериала Star Trek: Voyager есть высокотехнологичный памятник, который буквально берет за живое.
Вернувшись из разведки на “Вояджер” участники группы испытывают галлюцинации - им кажется, что они приняли участие в страшной резне на какой-то планете.
Галлюцинации сопровождаются подавленным состоянием, бессонницей и чувством вины за содеянное.
..
Командование корабля решает проследовать маршрутом группы высадки.
При приближении к планете Таракис симптомы накрывают весь экипаж, включая капитана Джейнвей.
Выясняется, что на этой планете находится мемориал, установленный в память о резне, когда были убиты 82 невинных колониста.
..
В памятник встроен синоптический передатчик, посылающий нейрогенные импульсы на большое расстояние.
Именно эти сигналы заставляют «переживать» и запомнить трагедию на всю жизнь.
..
На “Вояджере” начинают спорить, отключить памятник или оставить.
Точку в яростных дебатах ставит капитан. Джейнвей решает отремонтировать и оставить мемориал в назидание потомкам.
При этом капитан проявляет непоследовательность и предлагает разместить на орбите сигнальный бакен, который предупредит космических путешественников о мемориале-мозголоме.
Из-за предупреждения памятник снова не сможет быть эффективным - не захватит врасплох космическую публику.
Кто захочет добровольно пережить жуткие глюки в память о событии давно минувших дней на Богом забытой планете?
.
тг АнтропоЛОГС

Давеча канал Земляки и земляне цитировал Бенедикта Андерсона, про то, что памятники к XXI веку уже плохо работают на пользу создания национальной солидарности, не создают должного аффективного действия, как прежде.
.
Одной из причин, как кажется, стала десакрализация скульптуры как жанра: раньше с постамента могли смотреть только герои, в крайнем случае - идеальные абстрактные персонажи в виде трубящих пионеров, спортсменов и девушек с веслами.
Теперь, в эпоху смутных идеологий, когда "серьёзные" памятники ставят редко,
улицы городов заполняет "жанровая" скульптура, на низких постаментах, а часто и вовсе без них.
.
Сначала скульптуры стали изображать настоящих, а не официозных любимцев советской публики, не героев советского союза, министров "общего машиностроения" или академиков АН СССР, а народных артистов, знакомых всем и каждому в лицо и по голосу.
.
Потом, когда все артисты были охвачены, появились безличные персонажи, изображающие какую-то профессию, какой-то исторический период, водовозы, сантехники, купцы и тому подобное.
Эти легкомысленные скульптуры ставили пафосных героев на высоких постаментах в ряд негероических персонажей, и несколько сбивали с них спесь.
.
Во Владимире достаточно скульптур героических и жанровых, но жанровая развита особенно, и продвинулась так далеко, что увековечила не только негероического персонажа, но и откровенно сомнительного с точки зрения морали: на пешеходной улице стоит скульптура "филёру и шалопаю", мелкому преступнику дореволюционных времён, а чтобы не было сомнений, о ком идёт речь, из-за театральной тумбы за ним наблюдает сотрудник сыскной полиции.
.
Видно, именно из-за этой дерзости от классического памятника "крестителям Владимира" поставленного в конце нулевых, стали отваливаться элементы отделки, и их наскоро перехватили ремнями.
Вот уж не думал, что воочию увижу когда-нибудь знаменитое "турки строят муляжи Святой Руси за пол часа"..
.
https://t.me/zemlzeml/363
https://t.me/AnthropoLOGS/4313
.

национализм, историческая политика

Previous post Next post
Up