вот к этому
https://marss2.livejournal.com/3501973.htmlhttps://marss2.livejournal.com/3503824.html.
Большую часть истории люди жили под властью произвола,
Наши 90ые - не историческая аномалия, а историческая норма.
Создатели СССР попытались построить жизнь на других основаниях, получилось у них далеко не сразу, где-то к концу 1950- началу 60 гг.
В позднем СССР были (ну почти) отключены произвол элиты и борьба за выживание - люди получили ту самую Уверенность в Завтрашнем Дне.
Люди в позднем СССР были избавлены от страха проиграть в борьбе за выживание.
Завершилась "животная история человечества", перебросили людей из царства необходимости в царство свободы,
Казалось , для счастья людей сделано все
Но принесло ли это счастье людям?
"При всех очевидных позитивных трансформациях, советский проект допустил одну колоссальную ошибку.
Будучи проектом утопическим, СССР попытались силой затащить людей в счастливое будущее.
А человек такое хитросделанное существо, что он может счастья-то вообще и не хочет"
https://swamp-lynx.livejournal.com/890618.html.
В 1991 г жители позднего СССР добровольно (и с восторгом) отказались от советской социальной защищенности.
С господами бизнесменами - их инетересы понятны.
Но их было немного.
А осневную часть населения составляли работяги . НО!
Советские трудовые права, социальна защита, бесплатная медицина, заводские санатории и тд ,и тд - жители позднего СССР ссовершено равнодушно отнеслись к их утрате.
Видимо , перед любыми будущими революционерами - борцами за интересы народных масс еще очень долго будет стоять вопрос: "нафига?"
.
И им долго придется изучать историю августа 1991 в СССР , "Ельцин-Ельцин-Ельцин" ,миллионные тиражи демократической прессы в перестройку, шахтерские забастовки, а еще историю майданов в У-стране
Когда каждый раз выяснялось ,что народные массы вполне устраивает то ,как люди жили с древних времен всегда: то есть в стиле 90ых.
.
И господа угнетатели еще долго будут спрашивать любых будущих революционеров: "Зачем вам это? Ваши же работяги - за права которых вы боретесь - вас и сдадут"
.
Дальше литературная классика 1
.
- Все как обычно, - сказал Арата. - Армия разбрелась, все делят землю, на юг идти никто не хочет. Все как обычно, - повторил он.
.
- Понятно, - сказал Румата.
..
.Он повалился на кушетку, заложил руки за голову и стал смотреть на Арату. Двадцать лет назад, когда Антон мастерил модельки и играл в Вильгельма Телля, этого человека звали Аратой Красивым, и был он тогда, вероятно, совсем не таким, как сейчас.
..
И был, наверное, Арата Красивый строен как тополь.
Горб и новое прозвище он получил после вилланской войны в герцогстве Убанском за два моря отсюда, когда после семи лет мора и засух четыреста тысяч живых скелетов вилами и оглоблями перебили дворян и осадили герцога Убанского в его резиденции;
и герцог, слабый ум которого обострился от невыносимого ужаса, объявил подданным прощение, впятеро снизил цены на хмельные напитки и пообещал вольности;
и Арата, видя, что все кончено, умолял, требовал, заклинал не поддаваться на обман, был взят атаманами, полагавшими, что от добра добра не ищут, избит железными палками и брошен умирать в выгребную яму
.
Румата глядел на его пальцы, лишенные ногтей. Ногти специальным приспособлением вырвал два года тому назад лично дон Рэба.
Ты еще не знаешь, подумал Румата.
Ты еще тешишь себя мыслью, что обречен на поражение только ты сам.
Ты еще не знаешь, как безнадежно само твое дело.
Ты еще не знаешь, что враг не столько вне твоих солдат, сколько внутри них.
..Далее пост из тг Киты плывут на вписку с ЛСД
.
Нашумевший фильм Марии Певчих о деятелях 90ых закончился.
Самое главное прозвучало: никакие они не реформаторы и не спасители России от красного реванша, а банальное ворье.
Но теперь мне на месте уже не сидится.
И стало интересно: а что можно сказать в оправдание 90ых?
.
Несложно представить ситуацию, в которой оказались тогда все эти Кохи-Авены.
Нерушимая империя зла внезапно разваливается.
Люди вокруг погружаются в нищету, пытаются выживать.
Вы тоже пытаетесь.
Но у вас есть некоторые навыки, обретенные еще когда вы фарцевали джинсами в 80-ые.
Есть комсомольские друзьяшки, которые сумели под шумок залететь в государственную власть.
Как говорится, chaos is a ladder.
Хаос открывает перспективы: вы можете скупать ваучеры и отжимать заводы.
Но стоит ли это делать?
Или стоит остаться честным, но заурядным и скорее всего бедным человеком?
.
И главное, что вы понимаете: ваш личный моральный подвиг воздержания от зла никак не исправит царящий вокруг хаос.
Если его не оседлаете вы, то его оседлает ваш сосед или приятель.
В итоге хаос останется хаосом, только это дети соседа будут ездить с водителем в частную школу с углубленным изучением английского, а ваши дети будут собирать бутылки на улице.
Сейчас многие вспоминают детство в 90ые, как питались одной перловкой.
Но вот вопрос: если бы у их родителей была возможность занять место Авена-Коха, избавив детей от перловой диеты, сделали бы они это?
Что тут было: личный добродетельный выбор или простое отсутствие оказии?
.
В общем, в чем суть: в том, что одни плохие, а другие хорошие?
Или просто в том, что в обществе всегда будут те, кто сильнее или хитрее, у кого больше связей или простого нахальства.
Они всегда будут карабкаться по лестнице хаоса.
А если не будут - их место займут другие, но точно такие же.
.
Предъявлять им моральные претензии - это примерно как ругать волка за то, что тот кушает ягненка.
Волка можно пристрелить, но пристыдить его едва ли получится.
Волки в людском обличье, конечно, немного отличаются.
Им не нравится признавать свою природу, им хочется быть великими реформаторами и благодетелями.
Тут их надо бить прямо по наглой серой морде.
Но если волки сбросили овечьи шкуры - какой смысл ругать социальных хищников за то, что они хищники?
.
А в чем тогда есть смысл?
Чьей задачей является защита ягнят?
Очевидно, самих ягнят.
Допустим, вы отдаете себе отчет в том, что вы никогда не станете ни бандитом, ни олигархом (некоторые по моральным соображениям, но многие - просто потому что они из другого теста).
Хомо политикус движим двумя инстинктами: хочет доминировать над другими и не хочет, чтобы они над ним.
Но если сами в маккиавелизм вы не можете, то впору сосредоточиться на защите от темных искусств.
Пока волки карабкаются по лестнице, ягнятам нужно старательно шуршать внизу - к моменту, когда хищники решат поужинать, там уже все должно быть огорожено красными флажками.
Не успели?
Тем хуже для ягнят.
.
Поэтому я полагаю, что и впрямь имеет смысл задавать вопрос: а что делало общество в 90ые?
Поэтому мне не нравится апология бессубъектного народа-жертвы.
Легко сказать: "простые люди не виноваты".
Ведь это будет чистой правдой.
.
Но ягненок тоже не виноват, а его тем не менее кушают.
Просто мир устроен так, что он по умолчанию принадлежит волкам.
Наши 90ые - не историческая аномалия, а историческая норма.
Большую часть истории люди жили под властью произвола, а многие продолжают и поныне.
А вот чтобы этого избежать - нужно потрудиться.
Не то чтобы российское общество не пыталось.
Пыталось, просто проиграло.
И это не то чтобы стыдно - многие проигрывали.
Но без понимания этой формы ответственности за свою коллективную судьбу едва ли можно выиграть.
.
В противном случае нас ждет лишь замкнутый круг бессильных ягнячьих обид, который легко парируются фразой: "Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать".
.
https://t.me/s/whalesgohigh