про смысл жизни при социализме

Apr 03, 2024 08:25



вот к этому https://marss2.livejournal.com/4130022.html
.

При всех очевидных позитивных трансформациях, советский проект допустил одну колоссальную ошибку.
Будучи проектом утопическим, СССР попытались силой затащить людей в счастливое будущее.
А человек такое хитросделанное существо, что он может счастья-то вообще и не хочет.
https://swamp-lynx.livejournal.com/890618.html..
из жж Бланки
Советский социализм был жестоким строем -
не в смысле лагерей и цензуры.
Завершив "животную историю человечества", перебросив людей из царства необходимости в царство свободы,
социализм оставил их один на один с трагедией человеческого существования.
СССР не только не избавил от смерти, страданий, поисков смысла короткой жизни, старости
- он убрал все маскирующие вуали, механизмы - смягчающие эти последние вопросы.
Борьба за существование окончилась, погоня за успехом (и другими дурманящими радостями потребления) ликвидирована
- человеку не увернуться от вечности.
Вот тут и познаётся глубина души и сила воли человека, обретается настоящая "экзистенциальность", личная тропинка на Млечном пути.
И - многие "прекраснодушные идеалисты" сломались.
Патологическая ненависть (особенно у т.н. "шестидесятников") к СССР во многом объясняется этим. (с)
.
из комментов
.
Это нормальный процесс развития человечества и познания самого себя.
Обнаружить,что ты не бог и даже не божок, а "тварь дрожащая" это хороший результат большой репетиции социализмом, когда не развитых людей на мгновение в масштабах Истрии погрузили в состояния будущего человечества.
И оказалось, что предустановки были не верны их надо корректировать и путь не так короток, как казалось, а гораздо длиннее.
.

с 60-х годов люди впервые перестали помирать от голода, впервые почти у всех появились возможности получать образование, иметь много свободного времени, отдыхать на курортах и вообще жить как до этого могли позволить себе жить только дворяне.
самое интересное, что народ в массе повторил судьбу этих самых дворян, то есть люди быстро зажрались и вместо движения вверх стали морально разлагаться.
испытание доступностью развлечений и свободным временем погубило массу народа,
победу в этом испытании действительно купить чужими усилиями нельзя.
.

узнать силу своих слабостей и истинную свою природу - это огромное достижение.
да, оно достигается вот такой, тяжелой ценой.
Увидеть себя в зеркале не просто. очень хочется себя оправдать, встать в царственную позу Элитария, открыть хайло и проорать на всю вселенную - да, я хочу жрать, спать и трахаться! а почему я должен этого стыдиться? меня травили , гнобили, голодом мучали. тоталитаристы проклятые, говорили о несуществующем...
хочу это делать бесконечно, красиво, разнообразно и получать от этого удовольствие по возрастающей.
Это и есть смысл жизни - более нет ничего!
все остальное рОсказни манипуляторов сознания. Попы, коммунисты...
а ради чего живет человек?
на это нам очень четко ответили и продолжают отвечать.
Но ответы эти все больше напоминают отмазку не совсем развитого человека. разжиревшего кота в шкуре человека. скотину.
Дайте человеку все необходимое, дайте забыть о тяготах - и он вознесется...
никто не вознесся. паразиты.
Это наша суть.
И казалось бы, что уже по правую руку сидишь от Творца во всем своем величии и силе и всевластии, а оказалось, что еще и ногу не занес на пути к обещанному наследию Царства Небесного со всеми его ништяками...Облом-с.
.

такие витки в истории человечества уже были.
накапливалась численность, достигалось сравнительное благополучие общества,
а затем происходило странное. этот сравнительно благополучный народ умирал почти полностью
а его ничтожные остатки смешивались с варварами и снова всё по кругу.
что-то в этой системе не так, не должно так быть, но эта история всё время повторяется.
.

а почему так быть не должно?
.
если бы так и должно было быть, то тогда всё было бы просто и ясно. тогда никаких вопросов по поводу счастья не возникало бы.
а тут человек получивший всё что хочет начинает самоубиваться, это очень хорошо заметно по детям богатых родителей, наркотики, бездетность и так далее до полного самоуничтожения всего семейства.
но так быть не должно, человек получивший много должен вроде как двигаться вверх по пути развития, а вместо этого он начинает быстро съезжать вниз. такое впечатление, что в самой человеческой природе изначально заложен механизм самоуничтожения
.

а с чего вдруг то?
я что-то не вижу у собак и кошек прогресса. судя по вашей теории они уже должны нас во сто крат переплюнуть...
а только жиреют. а взять гусей, которых насильно кормят ради фуагра, а свиней у которых ноги от массы подламываются?
с чего бы человеку быть иным?.

все очень просто,
человеку не оскотиниваться и деградировать от избытка ресурсов, а расти вверх на самом деле очень выгодно. выгодно учиться, выгодно нормально воспитывать детей, даже жить семейной жизнью без измен и прочего непотребства очень выгодно.
но человек в некоторых условиях словно сходит с ума,
он начинает самоубиваться наплевав на всю выгоду, на собственную жизнь и даже на жизнь своих детей.
возможно в людях есть некая программа которая при определённых условиях включает механизм самоуничтожения.
если эту программу вместе с программой старения отключить, то вы людей не узнаете,
добавлю, что и животных тоже, сказки про говорящих котов гораздо ближе к реальности чем кажется)
а до этого все усилия по воспитанию и созданию тепличных условий будут только сглаживать последствия работы этой программы самоликвидации..

это называется инстинкт выживания.
если он не реализован - он начинает отключаться.
а за выключенным инстинктом выживания - идет смерть.
мы живем в сбалансированном мире - нас не оставляют в покое именно для того чтобы мы развивались и продолжали выживать=жить.
то что мы принимаем за наказание - наше благо.
а то, что мы в мечтах представляем раем - наша смерть.
.
про рай и смерть верно. но похоже иного рая нет.
.

рай там, где бесконечное счастье и наслаждение.
и мы все время движемся по пути, пробуя все подряд, отметая вещи, которые дают временный эффект. то есть постоянно корректируем представление о счастье..
.
тг Чадаев
Раннесоветская культура - это была культура героев, культура подвига.
Революционеры, Чапаев, «Как закалялась сталь», Стаханов, герои войны, и даже ульяновский председатель колхоза (реальный прототип которого Кирилл Орловский, напомню, до того успел побыть также прототипом одного из героев «По ком звонит колокол» Хэмингуэя, партизаном-подрывником в Испании).
.
Но начиная с какого-то момента с «пространством для подвига» в СССР стало туговато.
Героическая эпоха закончилась, наступило время рутины.
Героическая романтика становилась уделом немногих избранных - космос, тайга, «внешний мир» (герой Соломина в «ТАСС уполномочен заявить), она превращалась в пенсионерский мемуар («Неуловимые мстители»), уходила в иные миры и времена - как в романах Стругацких и Ефремова, возник даже жанр советского «реконструкторства» - от «Трёх толстяков» с Баталовым до «Трёх мушкетёров» с Боярским.
.
Но в массовом масштабе системе герой такого типа был не просто не нужен - он был лишним, избыточным и, конечно, опасным. А нужен был, наоборот, «обычный человек», который работает свою работу с девяти до шести с перерывом на обед, ни на что особо не претендует и погружён в свою обыденную повседневность.
.
И вот подобно тому, как сон разума рождает чудовищ, сон системы породил генерацию негероев из фильмов Рязанова - тех самых «маленьких обычных людей», советских обывателей.
Для которых государство-партия-коммунизм это фон, иногда слишком назойливый («Карнавал»), иногда почти незаметный («Ирония судьбы»), а главный фокус - их частная жизнь. И из этого бульона стали вылезать демоны и демоницы - первой вылупилась «Люся» Гурченко. А затем на эту поляну вступила её величество Иштар Борисовна.
..
Кстати, её мужской ипостасью, вроде бы совершенно в другом роде и жанре, является также Борис Борисович Гребенщиков.
Да, между ними на первый взгляд мало общего - та ищет мужика, этот сансару-нирвану, но базовый посыл общий - я заранее ненавижу всех, кто пытается заменить моё «хочу» на любое, какое угодно «должен».
Время «частных» героев, полностью поглощенных собственными мелкими интересами и игнорирующих любые большие идеи и ценности, - время Аллы Пугачевой и Бориса Гребенщикова, - наступило в 1980-х гг.
Их война - это война с «системой» за право на «частную жизнь», причём не для всех, а именно для немногих «достойных». И они её, казалось, безоговорочно выиграли в 91-м.

.
В первой половине 1980-ых общественная стагнация СССР достигла кафкианских размеров.
Никакие прежние скрепы построения социализма и труда в пользу будущего больше не работали, начался тотальный исход в личные крепости.
Люди попроще спивались, люди умные замыкались в собственной скорлупе, имитируя подобие жизни.
..

отрывок из поста в жж zheniavasilievv

новые левые обычно увязывают крушение Советской Власти и коммунистических идеалов с Перестройкой и с тем ураганом обличительной риторики, который пронесся над политическими, экономическими страны и повлиял на быт, культуру, искусство страны.
Однако, с другой стороны, уже стала общим местом мысль и о том, что деградация советских идеологем началась гораздо, гораздо дальше, шла шире и глубже, чем это кажется сейчас неискушенному обывателю
.

Обличительное кино или “чернуха” внесла немалый вклад в крах советской идеологии, но тут резонно встают вопросы:
“А, почему началась Перестройка?
“Зачем в стране развитого социализма что-то перестраивать, да так, чтобы не оставить от этого и следа?”.
“Откуда есть-пошла эта “реформация?”,
.
Дело в том, что советская идеология начала сыпаться задолго до начала Перестройки - еще в глубинах 60-х годов.
Назревшие к 1985 году перемены были не капризом Горбачева, а плодом многолетнего мучительного процесса по переоценке ценностей.
.

Во времена Сталина, да и Хрущева неудачник, “лишний человек”, “парень непутевый” героем фильма бывал крайне редко.
А если и бывал, то на периферии сюжета или в начале картины.
Предполагалось, что лузер должен пройти перековку в дружном коллективе, стать передовиком и воссиять улыбкой на половину экрана перед финальными титрами.
Создатели фильмов мало интересовались внутренним миром неудачника.
.
После 1917 года Сони Мармеладовы и Печорины стали достоянием истории и слонялись из угла в угол лишь в экранизациях классики.
В сталинском CCCР их наследники объявлялись как бы вне закона, поскольку душевные метания считались пережитком “проклятого прошлого”.
В новом обществе, строящем коммунизм, им не было места.
Максим Перепелица и Иван Бровкин избавлялись от хандры на Целине или в армии.
Тот, кто весел на работе, тот на отдыхе игрив.
.
Эпоха же застоя подняла неудачника на головокружительную высоту.
Как и в старину подтвердилось, что умение страдать есть высшее достоинство человека благородного и изящного.
В этом смысле эпоха Брежнева возвращалась к корням, избавляясь постепенно от бодрости и задора сталинизма.
Зиловы, Фарятьевы, переводчики Бузыкины ковырялись в своих переживаниях как в любимой мозоли.
А что может быть приятнее, чем обида?
Тот, кто познал сладость обиды, кто испытал прелесть унижения, тот свысока смотрит на успех и счастье.
..
Одним из первых могильщиков социалистического реализма в кино становится Геннадий Шпаликов.
Единственный фильм, в котором он выступает в качестве режиссера “Долгая счастливая жизнь” - это кровавый разгром не только 60-х, не только образа "настоящего мужика", а и вообще всего советского проекта. Это - Цусима, Хиросима и Нагасаки идеи коммунизма в кинематографе.
..

Шпаликов попадает в самое яблочко, когда берет на роль геолога Виктора (что на латыни значит “Победитель”) твердого в своих экранных воплощениях Кирилла Лаврова.
Он наполняет его риторикой шестидесятника, нового человека, адепта “социализма с человеческим лицом”, бывалого ватажника, мужественного потомка “комиссаров в пыльном шлеме”, немного циника, но все-же романтика, наверняка поющего у костра про зеленое море тайги.
.
Втрескавшись по уши в Елену (Инна Гулая) Виктор как Степан Копенкин в “Чавенгуре” у Андрея Платонова верит в нее как в Розу Люксембург, а вместе с ней и в светлую с ней будущность.
Виктор у Шпаликова - словно ходячий цитатник из типичных фраз десятков мужественных героев оттепельного кино.
Весь вечер он ходит и несет оттепельный бред про то, что “во мне погибает, быть может, Шишкин”, что любить нужно “по-настоящему” (то есть, как это написано в “Моральном кодексе строителя коммунизма”), что “только от нас c тобой зависит будущее”, что не нужно разбрасываться по сторонам.
Он разглагольствует про свой богатый жизненный опыт, про то, что “любовь - это на всю жизнь”, что он чувствует, что “наступило нечто серьезное”, и так далее и тому подобное, и все без умолку.
..
Когда же на утро оказывается, что Елена - не Роза Люксембург, не непорочная дева коммунизма, а разведенка с прицепом, Виктор, как это водится у мужиков, накладывает полные штаны.
То есть первое легкое столкновение с реальностью сбрасывает энтузиаста в бездну стыда и отчаяния.
Быт играючи перевешивает на экзистенциальных весах космические звездолеты.
Вечером Лавров “смазывает карту будня, плеснувши краску из стакана”, а утром оказывается, что “ноктюрн на флейте водосточных труб” играть уже не кому.
..После 1966 года тревога постепенно все больше и больше проникает в советский кинематограф.
В драме Ларисы Шепитько “Крылья” (1966), сценаристом в котором выступает Наталья Рязанцева, жена Шпаликова, слышен шепот надвигающегося умирания.
Ведь забвение - предвестник смерти.
Надежда Петрухина, летчица, герой Отечественной Войны, не может себя найти в мирной жизни и понимает, что стала пыльным экспонатом музея.
Она понимает, что забыта.
Ужас Бытия и времени заключается в том, что кажущаяся значимость личного существования в призме военного подвига оказывается, в конце концов, звенящей пустотой.
“А только нам нужна одна победа”, - поют ветераны в фильме Андрея Смирнова “Белорусский вокзал”, только зритель понимает, что в общем-то и победа не нужна.
Вообще ничего не нужно

.

После 50-летней годовщины Октября партия все тише, словно нехотя вспоминает о коммунизме и предпочитает сосредоточится на увеличении надоев молока и разработке Самотлорского месторождения.
Коммунизм же отодвинут в далекое грядущее.
Все реже в 70-х советские мелодрамы, драмы и даже детские фильмы выруливают на идеологическую риторику, но риторика эта выглядит как не пришей кобыле хвост, как искусственная челюсть на физиономии картины.
То октябрята в фильме “Ох, уж эта Настя” торжественно клянутся “жить учиться и бороться как обещал великий Ленин”, то многозначительно смотрят вдаль удаляющимся пехотинцам пионеры в “Завтраке на траве”.
Тем не менее, приметой времени в эпоху застоя становится подчеркнутая аполитичность.
Особенно это заметно в фильмах о современниках, где почти нет или вообще нет рассуждений о партии, комсомоле или энтузиазме.
“Ирония судьбы или с легким паром” и “Единственная”, “Старший сын” и “Ольга Сергеевна”, “Белый Бим черное ухо” и “Сладкая женщина” хотя и сочатся советским образом жизни, но текут мимо социалистических догм, словно сняты они не в стране победившего пролетариата, а в обществе лишенном всякой идеологии.
.
После 1975 года вереница “упаднических” картин уже не прекращается. У них нет широкого проката, они мало известны современникам, но их смутная изысканность шепчет: конец уж близок.
....
Невозможно найти виноватого в остропроблемной драме Абдрашитова и Миндадзе “Остановился поезд”.
Поезд социализма дальше не идет.
Это уже прямой упрек.
Виновата вся система, а не сцепщик вагонов.
Прелесть фильма в том, что он погружается в подводный мир теории познания, а не плавает куском дерьма на волнах вульгарной социологии как большинство перестроечных однодневок.
Олег Борисов в образе следователя Ермакова в конце концов понимает, что разум бессилен найти выход в лабиринте жизни.
Выхода нет. Шах и мат.
.
Потеряли Веру в прямом и переносном смысле работники типографии в драме Николая Кошелева и Ильи Милютенко “Грибной Дождь” (1981).
В дремучем лесу жизни заблудилась старуха Вера Матвеевна.
Никому не нужны ее фотографии на стене - этапы большого пути: детство, рабфак, комсомол, война, погибший муж, восстановление страны и погубленная жизнь.
Карьеристы делают карьеру, “Татьяна Кравченко” все никак не может захомутать “Гостюхина”, общественнице “Драпеке” важно не сесть в калошу, шоферам и простолюдинам - выпить бы “Жигулёвского” и получить отгулы.
Как констатирует инженер Олег Машинцев в исполнении безутешного Эрнста Романова: “С конструкторской точки зрения человек - неровная, недоведенная работа. Все узлы неравномерной надёжности... Ничего не получается. Бом-бом, звенит колокол, бом-бом-бом”.
А Окуджава по радио добавляет: “Для чего мы пишем кровью на песке - наши письма не нужны природе”.
.
Эксперимент по созданию человека коммунистического общества проваливается с треском.
Социальное строительство - архитрудная задача еще и потому, что передача накопленного опыта в какой-то мере неисполнима.
Приходят новые поколения и мир их переживаний, сколь угодно утонченный, может оказаться совершенно чуждым сколь угодно сложному миру их предков. С
о смертью каждого человека умирает целая Вселенная, и ничего тут поделать нельзя.
.
Ужас в жизни не в том, что в ней есть ужас, а в том, что наступает момент, когда ты не можешь ощущать и ужас, и позор, и радость, и вообще все на свете, а еще продолжаешь жить.
.
 И Ленин такой молодой, и юный Октябрь впереди - , но труп Ильича покоится в Мавзолее, а опавшую листву гонит осенний ветер.
Немного солнца в холодной воде. Здравствуй, грусть.
Привет, застой.
Выдохся энтузиазм первых пятилеток, и нет счастья в социализме.

Летят годы и песок времени засыпает и ищущего почтальона, и неутомимый пулемет.  И все.
Отзовитесь горнисты. Никто и не всплакнет через 20 лет.
Только старушка мать сгорбиться над могилкой.
Естественно, что и “Крылья”, и “Белорусский вокзал” партийные бонзы посчитали крамольными, подрывающий основы Советской власти, хотя формально придраться было не к чему.
.

Советская идеология и ее вестник в искусстве - социалистический реализм изо-всех сил закрывала веки советского человека на иной склон его существования. Смерть, старость, раковые заболевания, беспричинная тревога, непознаваемость мира, одиночество, кризис среднего возраста, отсутствие счастья при внешнем благополучии, ужас переживания успеха как горя из-за всех сил вытеснялись из сознания населения.
..
Перестроечное кино кричало о том, что “нет счастья, потому, что нет радио”, а проблемное кино эпохи застоя шептало о том, что “вот радио есть, а счастья нет”. Поэтому они било глубже и сильнее.
.
Ложь коммунистической морали в том, что она больше всего боялась оставить человека наедине с собой, оставить его в тиши перед экзистенциальным зеркалом.
..
 к проблемному кино эпохи застоя можно отнести множество иных кинолент, таких как “Премия” Сергея Микаэляна, “Допрос” Расима Оджагова, “Мы, нижеподписавшиеся” Татьяны Лиозновой, “Магистраль” Виктора Трегубовича, “Чучело” Ролана Быкова.
Однако, эти картины больше касались внешних сторон жизни, а не внутренних жизненных противоречий.
Они скорее являлись предтечей перестроечного обличительного кино.
..
Житие пенсионеров после инсульта, смерть от саркомы, ласковая ненависть осеннего пейзажа, дождик осенний, томление духа, отчаяние, потеря смысла жизни, философия самоубийства тщательно и бешено вымарывалась худсоветами и клеймились как упадничество.
.
Между тем, кресты на воде появлялись вопреки решениям XXVI съезда партии.
.
Как бы не упирались аппаратчики в высоких кабинетах, высокий туман Бытия должен был проникнуть в сознание советского человека.
И он туда проник.
.
Угасание советской идеологии тесным образом было связано с медленным гниением и разложением мечты о коммунизме, а спусковым крючком к началу гниения коммунистической мечты стало понимание тщетности построения счастливого общества на Земле вообще, и бессмысленности человеческой жизни в частности.
.
С последним тезисом, конечно, можно поспорить.
.
Бесспорно, одно: огонек надежды в советском кино таял очень медленно и почти незаметно.
Это многолетняя мучительная работа, в которой участвовали старевшие вместе с Советским Союзом сценаристы и режиссёры.
В широком смысле работа эта не прекращалась никогда, ибо человек внезапно смертен и мысли о раке головного мозга, инсульте, могиле, гробе, морге и кладбище невольно приходит в голову даже и секретаря горкома, а уж что твориться в голове у какого-нибудь заштатного интеллигента - остаётся лишь догадываться.
.

Когда началась “Перестройка” в том значении, которое вкладывает в это слово наш современник?
На самом деле, для какого-нибудь Евгения Петровича из Краснодара и в мае 1985, и в январе 1986 года, и даже в ноябре 1986 года на дворе стоит настоящая Советская Власть.
Советская Власть 96 пробы.
Никто и думает и весной 1987 года, что через пять лет КПСС будет на время запрещена, СССР растает в дымке лет, а по телевизору после полуночи будет идти настоящая капиталистическая порнография .
.
Да, действительно, еще в апреле 1985 года на пленуме ЦК КПСС Горбачев говорит об “ускорении”, а в мае на встрече актива Ленинградского горкома партии упоминает о “перестройке”.
Но, на самом деле, обновленческая риторика всегда являлась дежурным блюдом для высшего руководства страны Советов и никогда не прекращалась все 74 года. Никто всерьез в 1985 году ее не воспринимает..
Брежнев начинает свое правление с внедрения хозрасчетных методов. Если взять его выступления, то можно обнаружить, что слова “перестройка”, “ускорение”, “гласность” и “демократия” встречаются 48 раз в одном только небольшом выступлении http://brezhnev.su/1/.
...
Совсем недавно умирает Андропов, и все помнят, что каких-нибудь два года назад и Юрий Владимирович гундел о том, что необходимо “расширять социалистическую демократию” и буквально: “гласность”. При Андропове принимают закон “О трудовых коллективах”, существенно расширяющих права предприятий,
.Начиная с детского сада, каждые 2-3 года лично я слышал об очередной обновленческой компании или новой инициативе: Подъем НТР, школьная реформа, продовольственная программа, подъем престижа ПТУ, и так далее.
...
С одной стороны, как и Горбачев, Брежнев вплоть до 1979 года сближается с США. Отправляет в космос “Союз-Аполлон”, строит завод “Пепси-Кола”, заключает договора ОСВ-1 и ОСВ-2.
С другой стороны, Горбачев, как и Брежнев, несмотря на всю новаторскую риторику в начале своего срока продолжает зажимать гайки: топчет виноградники, запрещает сивуху-бормотуху, борется с нетрудовыми доходами и вводит госприемку.
.

Да и в советское кино в эпоху Перестройки, вопреки сложившимся стереотипам, состояло отнюдь не только из “Маленькой Веры” или “Воров в законе”.
Вплоть до Беловежского соглашения ровно так же, как и в 70-х продолжают выходить хрестоматийные “синеокие” мюзиклы, мелодрамы и комедии, славившиеся особой аполитичностью.
Музыка, песни, интриги и танцы гремят в комедиях и экранизациях “Дон Сезан де Базан”, “Человек с бульвара Капуцинов”, “Не ходите девки замуж”, “Выше радуги”, “Одиссея капитана Блада”.
Хитрые советские милиционеры, разведчики и военные, как и при Суслове стоят на страже социалистической родины и борются с незаконной трудовой деятельностью в таких боевиках, детективах и приключенческих фильмах как “Одиночное плавание”, “Бармен из “Золотого Якоря””, “Конец операции “Резидент”, “Следствие ведут знатоки”, “Государственная граница”.
Как и 40 лет назад в туркменских аулах бьются на смерть молодые, перспективные председатели колхоза с ретроградами в назидательной комедии Мереда Атаханова “Джигит всегда джигит”.
...
Несмотря на то, что в 1985 году еще никто не понимает масштаба будущих потрясений, что-то тревожное витает в воздухе.
Сквозь завесу партийной демагогии видны странные, непонятные всполохи.
Открываются первые кооперативы.
Взрывается АЭС в Чернобыле.
В Казахстане происходят первые националистические волнения...

В это время на экраны кинотеатров выходят хорошо всем знакомые фильмы, которые бронебойным тараном врезаются в корабль советской идеологии и отправляют ее, в конце концов, на дно.
.
Краеугольная мысль, заложенная в основание этих картин, содержится в названии документальной ленты Станислава Говорухина “Так жить нельзя”.
.
Содержание подобных фильмов в самом широком смысле изложил персонаж трагикомедии “Шапка”, снятой по мотивам пьесы “Кот домашний средней пушистости” Владимира Войновича и Григория Горина: “Жена стоит, муха бьется, прораб потеет.
Материалов не хватает, рабочие перепились, начальство кроет матом.
Он понимает, что жизнь не удалась, жена скандалит, сын колется, дочь проститутка”.
.
Первой ласточкой становится психологическая драма Тенгиза Абуладзе “Покаяние” (1984). Съемки проходили с трудом.
Изымались копии фильма. Фильм вышел на экраны только в 1987 году и сразу был воспринят как переворот в политическом сознании.
Брошено обвинение: Советский Союз стоит на костях невинных жертв.
На нем лежит Каиново проклятие и ничего хорошего его не ждет.
Каяться, молиться Богу и незамедлительно отмежеваться от своего кровавого прошлого - вот удел каждого честного человека.
.
Где-то начиная с 1987 года, бурный поток разоблачений накрывает ошалелого зрителя.
Перестроечный мейнстрим ставит под вопрос все стороны, все проявления действительности.
“Ничто не свято, все погрязло во лжи и пороке” - кричат кинематографиcты.
..
В первую очередь, выясняется, что в недрах советского строя затаилось новое поколение.
Молодежь, состоявшая из циников, мечтателей и гитаристов ни в грош не ставит идеалы прошлого и грезит отнюдь не о коммунизме.
Школьники и студентки общаются через “коммуникационную трубу”.
Они желают целоваться с молодыми училками, тиранить старых педагогов, драться и слоняться.
Мечтают о спортивного авто и даче в придачу.
На эту тему снимается множество фильмов: “Ребро Адама” Михаила Криштововича, “Курьер” Карена Шахназарова, “Дорогая Елена Сергеевна” Эльдара Рязанова, “Легко ли быть молодым?” Юриса Подниекса, “Авария - дочь мента” Михаила Туманишвили, “Куколка” Исаака Фридберга, “Интердевочка” Петра Тодоровского, “Меня зовут Арлекино” Валерия Рыбарева, “Плюмбум, или Опасная Игра” Вадима Абдрашитова, “Шут” Андрея Эшпая, “Игла” Рашида Нугманова.
.
В армии процветает дедовщина и неуставные взаимоотношения: “Делай раз” Андрея Малюкова и “Сто дней до приказа” Хусейна Эркенова.
.
Преступный мир порождает авторитетов, доходяг и филателистов: “Беспредел” Игоря Гостева, “Воры в законе” Юрия Кары, “Лебединое озеро. Зона” Юрия Ильенко.
.
В театре - террариум единомышленников: “Сукины дети” Леонида Филатова.
.
Во властных коридорах - адюльтер, фарисейство и микроинсульт: “Забытая мелодия для флейты” Эльдара Рязанова.
..
В колхозе - показуха, а в городе протекает крыша: “День Нептуна” и “Фонтан” Юрия Мамина.
.
В комсомоле - “ЧП районного масштаба” Сергея Снежкина, а в партии - “Любовь с привилегиями” Владимира Кучинского.
Выхода нет.
Поскольку прошлое построено на крови, нечестии и воинствующем невежестве: “Завтра была война” Юрия Кары, “Защитник Седов” Евгения Цымбала, “Собачье сердце” Владимира Бортко, “Цареубийца” Карена Шахназарова, “Ночевала тучка золотая...” Суламбека Мамилова...
В жизни каждого человека наступает время, когда он не может понять, куда он попал.
Вечером было заседание пионерской дружины, утром встал, а вокруг покемоны летят пропеллером жужжа.
Вместо алого знамени на белоснежном флаге страны - олимпийские кольца, а седой председатель совета дружины ковыляет в собес за пенсией.
Аналогичный случай происходит в Черном Море в 1986 году, когда тонет в пучине времени “Адмирал Нахимов”, он же теплоход “Армавир” из одноименной притчи Миндадзе и Абдрашитова.
В одночасье уходит на дно корабль “Советский Союз”, а те, кто спасается, выходят уже на берег новой реальности “СНГ”.
Тщетно разыскивает свою дочь, пассажирку парохода, майор Семин.
Она спасается, но ее больше нет среди живых.
Происходит полная перезагрузка реальности, память стерта, а прежние связи, слова и образы тают в вечности.
.
полностью тут
https://zheniavasilievv.livejournal.com/1305097.html
https://t.me/chadayevru/2682
https://konrad1975.livejournal.com/343163.html

СССР кино предчуствие, Алексей Чадаев, СССР образ жизни, восстание масс, СССР, СССР идеология, царство свободы, СССР критика, СССР кино

Previous post Next post
Up