Социализм и смысл жизни

Feb 17, 2020 11:58

источник перепоста: https://marss2.livejournal.com/4130022.html?mode=reply#add_comment
Завершив "животную историю человечества", перебросив людей из царства необходимости в царство свободы, социализм оставил их один на один с трагедией человеческого существования.
Вот тут и познаётся глубина души и сила воли человека, обретается настоящая "экзистенциальность", личная тропинка на Млечном пути.
И - многие "прекраснодушные идеалисты" сломались.
Патологическая ненависть (особенно у т.н. "шестидесятников") к СССР во многом объясняется этим. (с)


далее ещё чуть текста.

****
читая сейчас - по долгу службы и влечению сердца -
- разнообразных социалистов XIX века -
- думаю, насколько они оптимистично представляли человеческую природу -
****
- т.е. описываемые ужасы - действительно ужасны - 12-14-15 часовой рабочий день, не оставляющий времени ни на что иное, нищета, буквально - животное существование -
***
- и при этом мысль, что как только появится свободное время - этот человек начнет работать над собой, заниматься "своим делом", постепенно преобразуя труд как внешнее - в свое осмысленное -
****
- теперешний обычный - в наших даже широтах - порядок вещей, с собственным частным пространством, 8 часами труда, двумя выходными - показался бы авторам 1-й половины XIX века сбычей если не всех, то самых свободных фантазий -
****
- и при этом выясняется, что человеку по большей части ничего того, что мечталось утопистам - не нужно.
это проблема "заполнения свободного времени", куда убить то время, что осталось свободным, что делать с собой и близкими - и вообще к чему эта самая "близость" -

***
- словом, утописты - больше про себя, увлеченных одиночек, которым нехватает времени, которым есть, чем занять себя, которые в поиске и увлечении -
- жизнь человеческая стала свободнее и человечнее - в возможности находить себя для тех немногих - но с тем большим своенравием показывает, что эта история - про немногих, кому это надо -
- и про остальных - кого нужно или оставить в покое, или в рамках того же советского проекта - настойчиво просвещать, "взращивать личность" и т.д. - про педагогику в промышленных масштабах - которая оборачивается понятно чем -
***
- словом, это довольно грустная история - где зажатым в диких обстоятельствах XIX века казалось, что стоит расправить плечи - и все пойдут в фабричные читальни да в клубы - обсуждать прочитанное и дискутировать по поводу Эрфуртской программы -

***
- мир XIX века был одержим образом свободы как творчества - если не лучше, то больше всего об этом наговорил болтливый Бердяев - и творчества как сочетания счастья и мучения -
***
- оказалось, что свобода - действительно, лучше несвободы
- но что делать с собой - нет никакого ответа.
и то немыслимое счастье, о котором мечталось в 1-й половине XIX века - вот оно, дано в избытке -
но никакого счастья нет,
и все это - скорее сталкивает с самым тяжким вопросом -
- что делать с собой - тем самым, от кого, благодаря свободному времени, все тяжелее убежать, труднее забыться

****
сейчас, читая Фурье, Консидерана, Анфантена - что все, что им казалось отдаленным и идеальным материальным базисом - вот оно, не только буквально реализовано, но и с избытком -
- ну и..

.***

Мне иногда приходит мысль: каково им было - критикам капитализма (тем же франкфуртцам),
когда выяснилось в 1950-60 гг. прошлого века, что несправедливое и неразумное общество есть, а субъектов способных его уничтожить уже нет
- все стали частью герметичного капиталистического универсума. Кроме, конечно, маргиналов, на которых и была сделана ставка.

----------------------------------------------------------------------

От себя добавлю, что ставку на маргиналов делает и большинство действительно живых религий. Да и много ещё кто.

перепост, люди, интересно

Previous post Next post
Up