вот к этому
https://marss2.livejournal.com/4709817.html.
Мне представляется, что советская культура для детей была уникальна.
Я почти уверен (обратите внимание - «почти», но не «совсем»), что этот феномен останется единичным, никаких повторений нигде и никогда не будет.
Потому что во всём мире художники, поэты, писатели и кинорежиссёры к детям обращаются как к завтрашним взрослым.
Само понятие детства как обособленно периода в жизни человека возникло очень недавно, и нигде, ни в какой развитой культуре не возникало стремление ещё больше обособить ребёнка от общества, законсервировать его в состоянии беспечной детской невинности.
.
Культ ангелоподобного детства возник в викторианской Англии с её ханжеством, скрывавшим массу девиантных сексуальных идеалов, и естественным образом был воспроизведён в Советской России.
Естественным, я сказал?
Ну, сначала всё было не совсем естественным.
.
Советские англофилы приложили массу усилий для адаптации английской культуры в советских условиях и, будучи умными людьми, начали обработку с детей.
Для изменения вектора развития культуры всегда надо начинать с детей. У детей природная любознательность, хорошая память, низкий уровень критического восприятия и, в конце концов, когда они вырастут, то, что им нравилось в детстве, будет восприниматься как само собой размеющееся, без рефлексии.
.
Не знаю, как умеренная англомания развивалась бы без резкого слома Второй Мировой Войны, однако после 1945 года всё изменилось.
.
Большинство тех, кто в 20-30-е годы читал англизированные детские книжки, погибли на фронтах, так и не дойдя до «Бремени белого человека» Киплинга, всё пришлось начинать сначала, а тем временем «железный занавес» отсёк всю непереведённую литературу.
В общем, англофилия приняла карикатурные формы.
.
Пока была жива сталинская культура, ребёнка, как во всем мире, рассматривали как заготовку взрослого человека и потому большинство предназначенных для детей текстов того времени популярно разъясняли малышу мир, в котором тому предстояло работать и сражаться.
Гайдар, Кассиль, Осеева, ранний Носов, не говоря уже о писателях 20-х годов, вроде Огнева, все они толкают своих героев к взрослению и, в сущности, повествуют о том, как это замечательно увлекательно - постепенно становиться взрослым человеком.
Англичанство с культом весёлой бесконечной игры оставалось достаточно маргинальной линией развития.
.
После падения сталинизма детская литература резко изменилась и вдобавок появился кинематограф для детей, о котором стоит говорить как о специфической области советского кино.
При Сталине, конечно, фильмы для детей и о детях появлялись, но целенаправлено в этой области работали только Эйсмонд, Роу и Птушко.
Хрущовская литература для детей знакома мне поверхностно, но у меня составилось представление, что предназначалась она в основном мальчикам и была наполнена эйфорией открытий.
Тайга, лесные реки, безымянные озёра, бесконечно расширяющиеся горизонты, пафос и азарт первопроходцев. Интеллектуальных приключений не было совсем (в НФ правила бал унылая «фантастика ближнего прицела»), эмоциональная жизнь детей и подростков описывалась очень скудно и схематично.
В общем, похоже, что детская литература этого периода, как и сталинская, просто выполняла социальный заказ, готовя к выполнению решений очередных Съездов.
«Вам жить при коммунизме» - назывался сборник приключенческих повестей Власова и Млодика.
.
Но с приходом застоя начался совершенно новый период развития советской кульутры для детей.
Зёрна, посаженные в советскую почву заботливыми руками англофилов, проросли (с запаздыванием на период Великой Отечественной) и дали богатый урожай.
Процвела литературная сказка про королей и королевства, наследница Барри, Лонга, Несбита, Макдональда, а заодно стали появляться книжки о современных школьниках, описания лёгких шалостей и незамысловатых проказ.
..
Это было умилительно и это было полностью оторвано от социальной реальности.
Дети из советских книг для детей никогда (ну, почти никогда) не взрослели.
Поэтому, кстати, крайне редко встречались описания первой любви - ведь влюблённые стремительно теряют свою инфантильность, свою ребячливость и беспечность.
Вместо эротических отношений между мальчиками и девочками в советских книжках царила подчёркнуто бесполая дружба.
Если же кто-то в кого-то паче чаяния влюблялся (это происходило в повестях Алексина), то влюблённость всегда была овеяна сожалениями и чуть ли не рыданями над утраченной эмоциональной невинностью.
Исключения из общего правила были, но я говорю не о них, а об основном течении.
Детское кино следовало этому течению, хотя, конечно, киносказки были поскромнее своих литературных образцов из-за неразвитости технической базы советского кинематографа.
Кстати, имелось интересное отличие от детской литературы: если писатели старались избегать русско-сказочных деталей в своих книгах, предпочитая нечто неопределённо-европейское, то советское сказочное кино, напротив, подчеркнуто выставляло напоказ лапти, онучи и задорный балалаечный перебор.
.
В общем, в советской детской культуре 60-70-х звучал призыв к прекрасному мгновению: «детство мой, постой, не спеши, погоди!»
Ребёнок оставался ребёнком.
В детском мире никогда и ничего не происходило окончательно.
Дениске всегда было восемь-девять лет, время вприпрыжку скакало по кругу, этот феномен псевдодвижения неожиданно зло описан у Анатолия Алексина в жутковатой повести «В стране вечных каникул».
.
И вот на крохотном пятачке детства, от семи до двенадцати, ограниченные со всех сторон условностями в стиле «да и нет не гооврите, черное и белое не носите», советские писатели для детей изощрялись в маньеризме, создавая тексты, опирающиеся на другие тексты, полные внутренних рифм, скрытой внутрилитературной полемики, изысканных аллюзий на Достоевского и Захер-Мазоха, сдобренные юмором и меланхолией.
.
Советская детская литература - зеркальный лабиринт, завораживающе лживый и прекрасный.
В наше пошлое время секрет выделки подобных зеркал утрачен и я не знаю, надо ли сожалеть от этом.
Остановить время не удалось.
Дети всё равно взрослеют.
Мне кажется, что так и должно быть.
.
Из комментов
.
имхо в Брежневскую эпоху - и взрослая культура была детской
я долго не мог понять -почему не могу пересматривать советские фильмы 70ых..ведь американские -смотрю нормально
а потом понял - в советских фильмах взрослые персонажи ведут себя как дети...
Куравлев, Мягков, Ирина Муравьева и т.д ...
у всех блаженные глаза.. наивные улыбки..
.
положительные герои разговаривают тоном послушного ребенка ..а отрицательные герои - тоном непослушного..
.
а особенно это заметно в развлекательных фильмах - мелодрамы, комедии.. всякие "Три дня в Москве" или "Ты мне я тебе"
в позднем СССР власти пытались построить "рай на земле"...а из подданных сделать "безгрешных детей". . ограждали их от всего греховного и опасного.. от темной стороны жизни..
власти пытались сделать вроде "бетризиации" (См .Станислав Лем "Возвращение со звезд") но грешная человеческая природа пёрла со всех сторон..в том числе у самих воспитателей
.
Большинство книг "для детей и подростков" писалось совершенно без учёта детской психологии.
Мне все же кажется, что советских "детских" писателей, если не смотреть на книжки для совсем детей (Носоваи пр), дети читали мало, больше читали взрослые. Того же Алексина, скажем.
В моем окружении случаи чтения подобных книг были единичными.
А вот "Три мушкетера", "20000 лье под водой" и пр. читали взахлеб и все.
Были некоторые исключения, скажем отдельные (но именно отдельные) ребята любили читать романтизированные воспоминания про войну.
.
как сказал один товарищ, советское детское искусство -это типа "детского" киножурнала Ералаш, снимаемого 50-летними еврейскими режиссерами для своих 70-летних еврейских мам.
во френдленте товарищ так рассуждал про советское детское искусство (на примере пионерского концерта)
http://gptu-navsegda.livejournal.com/742569.html====================
Она нравятся мне ровно на столько, на сколько я себя ощущаю уже немолодым человеком.
Т.е. это такая "пионерия для умиления взрослых", а не пионерия для детей.
Я не уверен, что сама форма концерта пионерского хора в студии адекватна для детской аудитории, возможно если бы они просто посидел с гитарами у костра, то все смотрелось намного естественнее
Вообще, создание искусства для всех возрастов это очень сложное дело и оно редко у кого получается.
Все-таки жизнь показывает, что дети и особенно подростки нуждаются в своей особой культуре которая не всегда интересна взрослым.
В общем, опыты советской пропаганды для молодежи конечно по своему интересны,
но вряд ли они могут конкурировать с западной подростковой масс культурой.
Это проблема которая до сих толком не решена не только коммунистами, но и вообще традиционными культурами.
MTV во всем мире пока побеждает в борьбе за подростков..
"пионерия для умиления взрослых", а не пионерия для детей" - Совершенно согласен! То есть это своего рода гипнотренинг для взрослых: вспомните своё детство именно в такой форме и соответствуйте ожиданиям, будьте как дети.
"вряд ли они могут конкурировать с западной подростковой масс культурой" - Не могут. Поскольку цели совершенно разные: в советской - воспитание "вечного ребёнка", в западной - воспитание из ребёнка взрослого.
"дети и особенно подростки нуждаются в своей особой культуре" - Да, но это задача для будущего. Она даже не поставлена..
вот статья про советскую детскую литературу.. автор приходит к тем же выводам .
автор Лев Пирогов
http://relaxyourself.ru/blog/style/95898.html---------------------
Тот фокус, который проходил с «литературой для взрослых» (заваливать склады производственными конфликтами между положительным главным инженером и ещё более положительным секретарём парткома), применительно к детям оказался самоубийственным.
Хотели как лучше: про юного современника, про первый опыт социальных конфликтов, про воспитание чувств и становление личности...
А няня Пушкину рассказывала - про лешего, чертей и шамаханскую царицу с, я извиняюсь, сиськами.
Считалось почему-то, что между мушкетёрами и какими-нибудь «мушкетёрами из четвёртого бэ» советский ребёнок выберет «из четвёртого».
Так оно, по-видимому, педагогичнее.
Но советскому ребёнку хотелось не адаптированных и не утверждённых педсоветом страстей.
По себе помню: выбирая между книгой «про детей» и книгой «не про детей», я руководствовался тем, что в последней не будет классной руководительницы (пусть даже р-р-революционно отрицательной, всё равно), деревянных сабель и барабана.
Будет «по-настоящему».
А теперь попробуем вспомнить: много ли было таких книг в огромном массиве послевоенной детской литературы - не про пионерские, а про «настоящие» приключения?
Где никто тебя за правильные ниточки не дёргал и над пропастью во ржи не ловил?
.
Война оборвала детство многих людей и писателей, и читателей. Нужно было пережить естественный период жизни, отыграть его. Не стоит в умилении детством всегда видеть социальный заказ, зачастую это естественная реакция автора или целого поколения - стремление заново пережить детство, которое оказалось слишком коротким или несчастным по объективным причинам.советская детская литература времен застоя детей к взрослой жизни не готовила, а только внушала несбывшиеся мечты.
А кто в этом виноват - вредные писатели или детишки, оказавшиеся недостаточно смелыми, чтобы эти мечты воплотить - это отдельный вопрос,
.
советская детская культура была настолько обаятельная и эстетически совершенна, что взрослые советские люди от кривобокой шершавой советской культуры для взрослых стремились в золотое детство. И возникал не столько инфантилизм сам по себе, сколько культ инфантилизма.
.
Мне в детстве нравились повести Николая Терехова, Владимира Максимовича Богомолова, Маргариты Агашиной, Татьяны Владимировны Мельниковой.
Читал с удовольствием и завидовал героям. Почему у них такая интересная жизнь, верные друзья, приключения, а у меня нет?
Впрочем, Мельникова наиболее реалистична. В её произведениях интересно описана обычная жизнь, которая могла быть и у меня.
.
Я читал повести Владимира Максимовича Богомолова о детях и подростках и его роман "За ваше завтра" (об Олеко Дундиче).
сегда терпеть не могла Алексина - какой-то он удушливый, как старые шторы. А вот Кассиль и Гайдар шли на ура.
.
Читала и подсознательно завидовала, что у есть где-то интересная жизнь.
Мне запомнились Н. Парыгиной "Я вернусь" и "Неудачные каникулы".
Хотя, знаете, в книгах описывалась некая выдуманная жизнь или то, какой жизнь должна быть в идеале.
В деревне, куда я ездила на каникулы, когда по ТВ показывали фильмы про деревню, например "Юркины рассветы", улицы пустели - люди усаживались хотя бы по ТВ посмотреть на те деревни и колхозы, где жизнь била ключом, случались интересные события, было много молодежи и детей.
..Да и советская детская литература, включая переводную и научную-публицистику, - лучшая в мире.
Нет ничего хорошего в том, что у ребенка в современном мире короткое детство, уже в начальной школе дети вынуждены принимать сегрегацию по уровню доходов родителей, притираться к роли бедняков или, наоборот, мажоров, уже в начальной школе дети выбирают друзей по статусу его семьи в обществе, начинают думать о деньгах, тут и ранние сексуальные беспорядочные связи, и катастрофически низкий уровень образованности..
Вы не забывайте, что большинство населения СССР были пролетарии и колхозники. А они "книжков не читали"
.
Как только отпала нужда в действительном воспитании нового человека - тут вот и пошёл эскапизм в страну детства.
Киношлягер начала 60-х "Карьера Димы Горина", киношлягер 80-х "Приключения Электроника": "Мы маленькие дети, нам хочется гулять".
.если общество активно развивается, осуществляет экспансию - ему выгодно ранее взросление - то и культура подстраивается - идут книжки о том, как хорошо поскорее стать взрослым и пойти на завод в 15, и винтовку взять в 12, и помереть за Родину.
Но когда общество вступает в фазу стагнации - у него и так людей многовато, работы на них нет, занять их нечем.
И запускается волчок игры в вечное детство, шире - в некое мифологическое время, которое бежит по кругу: всегда будет дедушка, допустим, Брежнев (или королева Виктория, или еще кто) в телевизоре на новый год, и "Ирония судьбы" - значит, мы никогда-никогда не вырастем, не постареем и не умрем, а будем жить как-бы-в-сказке .
эпоха королевы Виктории была социальной и культурной стагнацией, паразитированием на Индии и Китае.
стагнация порождает тотальный инфантилизм,..
А в 1991 году состоялся «бунт подростков», которые решили, что «надоевшие предки достали».
«Предки» и правда были не особо умные, но куда подростки ударились без них...
.
https://alexander-pavl.livejournal.com/85219.html?thread=2312163#t2312163.