про сословное общество средних веков

Feb 01, 2020 11:29


Средневековье - особенно позднее -  действительно похоже на то, что мы имеем сейчас у нас. .

Не традиции, закон и норма были основой существования общества, а ровно наоборот.
Их нарушение, размывание границ.
Мерилом статуса становилось возможность и право безнаказанно нарушать закон, установление и традицию.
***

Церковь - первое сословие.
«Племянник» папы мог быть открытым геем и вообще делать все что угодно.
То есть абсолютно.
Жечь, убивать, развратничать, покровительствовать искусствам, вообще без ограничений.
Епископы и архиеписокопы могли быть семилетними мальчиками, ни разу не бывать в своем диоцезе, не знать латынь, жить счастливой семейной жизнью, окруженные детишками.
И так до самого низа,
до какого нибудь монашка (имевшего в своем нищенствующем ордене право на галлон пива в день)
и деревенского священника, которого могли сжечь за неверно сказанное слово в проповеди.
/****

Второе сословие имело похожую ситуацию.
Известны случаи, когда серьезный феодал приказывал слугам убить дворян, забредших в его владения и отделывался за это небольшим штрафом.
Дворяне нищали, происходило укрупнение и централизация собственности,
вчерашние рыцари становились торговцами, ремесленниками и трактирщиками.
Сословие «рыцарей» буквально самуничтожалось, интересы и образ жизни «генерала» и простого рыцаря расходились все дальше и дальше, пока не потеряли связи друг с другом.
*****

При этом жизнь средневекового человека формально устанавливалась очень строгими законами - как религиозными, так и светскими.
Все - от питания до одежды («простолюдин имеет права на два коричневого сукна платья в год») - регулировалось.
А потом мы читаем описание расцветок противозаконных платьев горожанки, составленной комиссией магистрата по устранению всякого рода прегрешений. Или - в плохом для дамы варианте - инквизицией
****



Грех, пост, молитва, любое религиозное правило могло просто игнорироваться за счет покупки индульгенции.
Любая из заповедей могла нарушаться в обмен на некую сумму денег.
Грех и преступление становились «политическими»,
то есть наказание за них было не следствием закона,
а следствием того, кто его совершил и против кого его совершили.
Инструменты прощения и отпущения грехов были гибким и эффективным способом избавления от любой ответственности за чтобы то ни было.
****

Тамплиеры ходили в восточных нарядах для того, чтобы продемонстрировать всю меру своего презрения к «общеевропейской норме» - ведь одежда и внешний вид регулировались законами и установлениями.
*****

Демонстрация «иного», противозаконного и оскорбительного по отношению к традиции и провозглашаемым ценностям поведения была способом обозначить свое настоящее место в общественной иерархии.
Выход за пределы традиции, формального права, а значит и сословия - стало главной задачей всех сколько нибудь статусных участников процесса - от королей и пап до цеховых мастеров.
****

Главным же источником разрушения общественной структуры, уничтожения сословий и традиции стала тогдашняя европейская метрополия - Рим.
Папа и папский двор. Кардиналы и деятели которого, проповедуя скромность и смирение,
соревновались в богатстве выездов, ходили «в остроносых туфлях» и с «длинными рукавами» и прочее, прочее, прочее.
*****

Позднее средневековье - это время распада сословий, краха цивилизации и системы.
Сначала мир рухнул (чему немало поспособствовала чума 14го века Она выкосила такое количество рабочей силы, так сократила доходы олигархии, что в Англии дошло до того, что наемные рабочие каждый день стали есть мясо и очень хорошо зарабатывали. То есть феодальное общество разрушалось в том числе и потому, что социально неравенство размывалось. ), а потом на развалинах сформировалось новые общества.
Появились новые социальные группы, основания для объединения, общественные структуры, скрепленные общим видением, новыми договорами.
****

И если говорить о сценариях этого самого появления, то их было принципиально два.
****
Условная «реформация» - то есть возвращение к истинному значению морали, церковных установлений, церковных ограничений и Закона, как такового.
Грубо говоря, протестанты говорили простую вещь - сказано два «коричневых платья» иметь человеку, так их и должно быть два и коричневых.
Сказано, не надо разврата и театров - так и не должно быть ни одного, ни другого.
Сказано, надо молиться и трудиться - так вперед.
Сказано, что Господь - наш владыка, так значит так оно и есть, а вовсе не какой то клоун в Риме или собственный королек.
Верховенство строгого, «божественного» по природе закона, нормы - это и есть «предопределенность» протестантизма. П
редопределенность движения по рельсам, проложенным этой самой нормой.

Как если бы в Конституцию, послания Президента и проповедь Патриарха кто то бы поверил всерьез и начал бы с оружием в руках отстаивать ценности, там заложенные.
Воюя против священства на лексусах, чиновников, за реальный федерализм и отстаивая свое право верить и защищать то, что мы привыкли заключать в кавычки.
Это путь реального - и насильственного - подтягивания человека к Закону.
****

Второй путь - подтягивание Закона к человеку.
Возрождение.
Театры, искусство, праздность, остроносые туфли, торговля, поиск нового и интересного во всем от географии до биологии - это же так прекрасно. Так давайте мы это узаконим.
Зафиксируем право любого на это дело.
Не должна ни церковь, ни цезарь говорить людям, что им есть, что пить, куда ходить, какой бизнес вести и во что одеваться.
****

Понятно, что я пишу это коротко и упрощенно.
Но принципиально другого варианта, кроме как пойти по одному из этих путей не было.
Система, в которой ключевым правом является игнорирование закона, «выход за пределы» - не стабильна.
Опыт существования в ней травматичен.
Она не допускает договора и появления групп интересов (любая группа от семьи до корпорации профессиональной или конфессиональной подразумевает договор, лежащий в основе объединения).
О чем договариваться, если нарушение договора становится высшей добродетелью?

https://www.facebook.com/gleb.kuznetzov/posts/821728117948559

История средних веков, История сословное общество, шляхта, История, духовность и консерватизм

Previous post Next post
Up