про использование религии в политических целях

Dec 25, 2019 13:34


большую роль играет  политическая психология тех людей, которые так или иначе относятся к российскому правящему классу.
Именно эта принадлежность гарантирует им благополучие.
Поэтому они не только подтверждают через РПЦ МП, что остаются для политической системы «своими»,
а через спонсирование строительства храмов символически кодируют пространство своей власти, но и сами становятся приверженцами этой религиозной организации.
Сопричастность ортодоксальному христианству становится для них выражением их консервативной политической ориентации-
желания сохранить то, что они приобрели,
потребности купировать страх перед любыми изменениями,
а также необходимости объяснить самим себе причины, по которым они обладают исключительной властью над людьми,
хотя граждане не наделяли их таковой.
Вдобавок представители правящего класса начинают транслировать этот язык в среду своих подчиненных и своей клиентелы,
и так мы получаем корпоративные офисы, наполненные бородатыми джентльменами, показательно крестящимися при виде любой церкви.
****

В Екатеринбурге 13 октября 2019 г  прошел опрос об альтернативном месте для строительства того храма, от появления которого горожане смогли защитить свой сквер минувшей весной. Сама идея опроса родилась в Кремле и, разумеется, была воспринята местной властью как гениальное изобретение современности. И хотя на опрос удалось мобилизовать менее 100 тысяч горожан, для политической системы это скорее дополнительный раздражающий фактор, своего рода унижение, которое она в ближайшем будущем попытается компенсировать.
***
Здесь можно увидеть  плюс: идея божественного или хотя бы героического происхождения власти не подходит для современного общества. Оно, конечно, многоукладное, но уровень культурной архаики в нем сравнительно невысок.
***
Тем не менее, за архаику у нас отвечают сотрудники религиозной организации РПЦ МП.
Эта организация, а точнее сеть религиозных НКО под общим брендом, делится на 60 с лишним митрополий и 300 с лишним епархий.
Она охватывает все российские регионы, постсоветские страны и представлена в ряде других стран (особенно в Европе).
В ней трудятся свыше 40 тысяч штатных и заштатных работников, клириков, служащих в 36878 помещениях: храмах и проч.
Кроме того, у этой организации есть 462 мужских и 482 женских монастыря.
Почему же вопрос храма и сопротивление граждан Екатеринбурга его строительству в центре их собственного города вызвали такие телодвижения по всей властной конструкции?
***
Относительность церковного богатства
**
Простой, вполне традиционный, однако не правильный ответ - деньги.
Верхняя оценка ежегодных доходов РПЦ МП (она же и самая старая, начала 2000-х гг.) была сделана социологом Николаем Митрохиным и составляла $500 млн.
Сравнительно недавние оценки (2016 г.), сделанные РБК, говорят о том, что ежегодный доход этой религиозной организации и всех ее структурных единиц находится в пределах 15 млрд. р.
Он включает как выручку от обрядов и спонсорские средства, так и доход от коммерческой деятельности: от хлебопекарен и сувенирной продукции до операций на финансовом рынке, поскольку в России НКО имеют право такую деятельность вести, если она соответствует уставным целям.
К этому стоит прибавить и ежегодную бюджетную поддержку в размере еще нескольких миллиардов рублей.
Все вместе получается примерно $300-350 млн.
***
Понятно, что в этой организации неизбежны неучтенные финансовые потоки, однако речи о многих сотнях миллионов долларов все равно идти не может.
****
К тому же если мы вспомним реальный размер аудитории РПЦ МП в России - это будет 4,3 млн. человек, включая детей.
Именно столько людей пришли на пасхальную службу по всей стране в 2019 г.
Кстати, по причине незначительной аудитории относительно всех граждан страны РПЦ МП не может адекватно выполнять и функции «идеологического отдела» администрации президента.
****
Разумеется, различные обряды в этой религиозной организации совершает большее число людей, однако к регулярным донорам можно отнести только тех, для кого церковный календарь является императивом к действию.
И подавляющая часть этой аудитории оставляет в храмах незначительные суммы.
****
При этом львиная доля получаемых РПЦ средств, безусловно, уходит на текущее содержание сотрудников и помещений самой организации.
Стоит также принять во внимание, что роскошный образ жизни руководителей этой некоммерческой организации обеспечивается во многом в натуральной форме за счет спонсоров и за счет налогоплательщиков вне зависимости от вероисповедания последних.
****
Постоянство церковных внешне- и внутриполитических функций
***
Между тем у религиозной организации РПЦ МП есть две важные функции, которые и определяют ее роль в российской политической системе.
***
Первая функция - внешняя: это неформальные зарубежные связи, а также контакты с состоятельными эмигрантами.
Не случайно, например, в самом конце 2018 г. был образован патриарший экзархат Юго-Восточной Азии с центром в Сингапуре (кстати, вскоре после визита туда Путина), а также экзархат Западной Европы с центром в Париже. Оба экзархата объединяют епархии в ключевых для российских денег гаванях.
Вторая функция - внутренняя.
****
Это дополнительный механизм консолидации региональных элит вокруг Москвы, такой вариант системы «свой-чужой».
***
Также это символическое оформление господства центра над регионами и претензий на особость с утверждением безальтернативности существующего политико-экономического порядка и закономерной политикой самоизоляции (эпизодической в 1990-е гг. и устойчивой с 2012 г.).
***
В отсутствие другого символического языка Кремль (в широком смысле) вынужден использовать мертвый язык РПЦ МП, заимствованный из предыдущих эпох, включая мертвый календарь.
Раз уж практика российской власти осталась колониальной, то и обращение к символике ортодоксального христианства, веками закреплявшего эту практику, является закономерным.
***
Вместе с тем, будучи частью российской системы власти, РПЦ МП также вынуждена играть по ее правилам и конкурировать с другими субъектами за дополнительные ресурсы.
Именно поэтому почти 20 лет назад она начала свой поход на школьное образование, а также постоянно пытается оседлать повестку демографии и биополитики (регулирование здоровья, сексуальной жизни граждан и проч.).
Соответственно, эта религиозная организация является не только послушным инструментом в руках Кремля, но и активным игроком, пытающимся использовать и Кремль со всеми его потребностями и страхами, и региональные власти, и весь российский правящий класс в целом ради усиления своего влияния и увеличения доступа к ресурсу, который создается всем обществом.
****
В этой связи строительство новых храмов и передача имущества имеют не столько экономический смысл (хотя освоение спонсорских средств и реставрационных бюджетов имеет место), сколько политическое значение.
Чем чаще власть и отдельные ее представители обращаются к символическому языку ортодоксального христианства, тем сильнее становится религиозная организация и ее руководство.
***
Политическая психология правящего класса
****
Кроме того, большую роль играет и политическая психология тех людей, которые так или иначе относятся к российскому правящему классу.
Именно эта принадлежность гарантирует им благополучие.
Поэтому они не только подтверждают через РПЦ МП, что остаются для политической системы «своими»,
а через спонсирование строительства храмов символически кодируют пространство своей власти, но и сами становятся приверженцами этой религиозной организации.
****
Сопричастность ортодоксальному христианству становится для них выражением их консервативной политической ориентации
- желания сохранить то, что они приобрели, потребности купировать страх перед любыми изменениями, а также необходимости объяснить самим себе причины, по которым они обладают исключительной властью над людьми, хотя граждане не наделяли их таковой.
****
Вдобавок представители правящего класса начинают транслировать этот язык в среду своих подчиненных и своей клиентелы,
и так мы получаем корпоративные офисы, наполненные бородатыми джентльменами, показательно крестящимися при виде любой церкви.
****
И здесь как раз очень показательна екатеринбургская история с храмом, который собирались построить сначала прямо на городском пруду, а затем в сквере рядом с прудом.
Стремление двух уральских металлургических королей И. Алтушкина, владельца РМК, и А. Козицына, владельца УГМК  во что бы то ни стало к 300-летию Екатеринбурга водрузить в самом его центре огромный храм следует объяснять через призму политической психологии.
****
Конечно, здесь тоже можно упростить и говорить лишь об экономическом интересе: рядом с храмом планировался большой девелоперский проект.
Однако сомнительно, чтобы храм добавил этому проекту цену и ликвидность,
скорее наоборот - кроме семей этих двух металлургов и их ближайшей клиентелы вряд ли кому было бы интересно соседство с вечно гремящим колоколами гигантом,
ради которого был бы уничтожен дефицитный зеленый уголок города.
Да и то упрямство, с которым эта пара стремилась и до сих пор стремится навязать горожанам новое религиозное помещение,
говорит, что экономическая мотивация здесь лишь производная мотивации политической.
***
Более того, приведенные выше политико-психологические мотивы
дополняются еще и желанием через близость с РПЦ МП продемонстрировать собственную лояльность политическому порядку
и укрепить влияние своих компаний на Урале перед лицом других корпоративных игроков,
претендующих на то,
чтобы иметь как можно большую долю во власти регионов присутствия и осваивать правительственные субсидии и средства по государственным программам, поступающим из Москвы в эти самые регионы.
***
Крест против граждан
***
Вместе с тем, мы видим, что та архаика, к которой прибегает российская власть ради самосохранения, никак не совпадает с состоянием российского общества.
***
В том же Екатеринбурге власть смогла мобилизовать на «опрос» о месте строительства нового храма взамен сквера меньше 100 тысяч человек
в городе, где живет почти 1,5 миллиона граждан.
Из этих опрошенных добровольно приняло участие меньше половины.
Притом что спрашивали именно о предпочтительном месте для храма, а не о том, нужно ли это заведение в принципе.
Другими словами, ортодоксальное христианство, его политический и символический язык, находит отклик у незначительного меньшинства российских граждан. И даже принудить их к чему-либо в рамках этой политической парадигмы власти не удается.
****

Лет этак тридцать назад рухнула богоборческая Советская страна, общенародную собственность которой поделила между собой команда мутных личностей с весьма неоднозначным прошлым. эффективных  собствеников
Что было, то было - нужно было как то жить дальше в условиях невидимой руки рынка и всепоглощающей коррупции возвращения к древним российским истокам и традициям.
****
Возникла необходимость объяснить быдлу народу-богоносцу, что его будут не слабо стричь, а на эти деньги эффективные собственники будут покупать себе дворцы и яхты за пределами богоспасаемого Отечества.
А лохторату глубинному народу ништяки будут возданы потом, на небесах за все его злоключения на грешной земле.
Для заполнения идеологического вакуума пришедшие к власти граждане в красных пиджаках подтянули к себе, конечно попов.
****
Власть не только попыталась залезть в идеологической трамвай, который уехал сто лет назад, но и решила засунуть в него 146 миллионов своих подданных
****

Понятно, что в 21 веке церковь и религия никаким Министерством Правды быть не может - прогресс ушёл далеко вперёд, в обществе нет запроса на массовые мироточения чугунных бюстов чудесатые чудеса.
А вот всеобщим раздражителем может, да.
Похоже после эпичной истории с украинским томосом,
а главное, после абсолютно похуистичной реакции на него народных масс,
где-то именно в самых верхах наконец-то созрело понимание, что РПЦ принципиально неспособна выполнять возложенную на нее функцию.
Индеец Зоркий Глаз смотрит на них с уважением.
***

Данные о посетивших пасхальные богослужения в 2019 году
*****

28 апреля 2019 года Русская православная церковь и другие церкви, живущие по юлианскому календарю, отпраздновали Пасху. Приводим статистику МВД о количестве посетивших пасхальные богослужения.
****
Как сообщила официальный представитель МВД РФ Ирина Волк, ночные праздничные службы в России посетили более 4,3 млн человек.
***
Во Владимирской области 27 и 28 апреля 281 храм в 163 населенных пунктах храмы посетили около 80 тыс. жителей региона.
Ночные богослужения в 194 храмах Ивановской области собрали около 23 тыс. человек.
В Калужской области Пасху отпраздновали 30 тыс. человек, но не уточняется, идет ли речь о ночных службах или о посетивших храмы для освящения куличей и яиц.
В Костромской области в ночь на воскресенье 123 храма посетили почти 18 тыс. верующих.
В Тамбовской области праздничные службы состоялись в 149 храмах, но о количестве посетивших их не сообщается.
Так же не упомянуто и количество участников ночных богослужений, прошедших в 173 храмах Тверской области.
В Адыгее 9 тыс. жителей республики в пасхальную ночь посетили храмы 50 населенных пунктов.
В Астраханской области 22 тыс. верующих пришли на ночные службы, состоявшиеся в 55 храмах.
В Волгоградской области в ночных богослужениях, прошедших в 224 населенных пунктах, приняли участие 140 тыс. человек.
Праздничные службы в 185 населенных пунктах Крыма в ночь на воскресенье посетили более 116 тыс. человек.
В Приморском крае праздничные богослужения посетили 18,5 тыс. верующих.
В Амурской области ночные службы прошли в 43 храмах, о количестве участников не сообщается.
В Чукотском АО храмы в 11 населенных пунктах посетили 600 человек.
Более 27 тыс. жителей Красноярского края присутствовали на ночных богослужениях в 113 храмах 81 населенного пункта региона.
В Томской области участие в ночных службах, проходивших в 36 населенных пунктах, приняли более 8,5 тыс. человек.
В Челябинской области 39 тыс. верующих в праздничную ночь посетили 134 храма 36 населенных пунктов.
В Удмуртии на ночные службы в 119 храмах 91 населенного пункта пришли около 23 тыс. жителей республики.
Ночные богослужения, прошедшие в 140 населенном пункте Чувашии, посетили более 24 тыс. человек.
В Кировской области праздничные богослужения в 125 храмах 94 населенных пунктов посетили более 87 тыс. человек, но не уточняется, идет ли речь только о ночных богослужениях, или данные учитывались за два дня.
В Нижегородской области около 95,5 тыс. человек участвовали в ночных пасхальных богослужениях в 397 православных храмах 271 населенного пункта.
В Саратовской области 27 тыс. человек приняли участие в ночных пасхальных службах, а за два дня, субботу и воскресенье, храмы области посетили 113,5 тыс. верующих.В
Северной Осетии в ночь на воскресенье 25 тыс. жителей собрались в 35 храмах республики.

https://www.sova-center.ru/religion/discussions/how-many/2019/04/d40953/
http://region.expert/clericalism/

религия, духовные скрЭпы

Previous post Next post
Up