Ночь музеев началась с музея Востока, так как там заканчивалась выставка «Из Тифлиса с любовью. Ваш Сергей Параджанов». Эта выставка была приурочена к 90 - летию со дня рождения кинорежиссера и сценариста Сергея Параджанова (1924-1990).
Почему именно эта выставка? Впервые о Параджанове я услышала от преподавателя по искусству - Л. М. Поповой, так же его фамилия мелькала в афише мероприятий Москвы. Стала искать о нем информацию в интернете: Параджанов оказался человеком с очень непростой судьбой, человеком с определенной гражданской позицией, не боявшийся идти против власти, свободно высказывавший свои мысли. Чего стоит телеграмма Параджанова председателю Союза кинематографистов Кулиджанову про снятый им фильм: «Смотрел ваше преступление как наказание». Бунтарь своего времени. Конечно же, как «неудобный» человек, сидел в тюрьме. Причем в тюрьме он оказался в жутких условиях. Вот его письмо из колонии 14- летнему племяннику (1974 г.):
«В Тбилиси жара, а тут уже дожди! Сыро. Кожа на ногах в плесени и волдырях. В лагере полторы тысячи человек, у всех не менее трех судимостей. Меня окружают кровавые судьбы, многие потеряли человеческий облик. Меня бросили к ним созна¬тельно, чтобы они меня уничтожили. Блатного язы¬ка я не знаю, чифирь не пью, наколок нет. Они меня презирали, думали - я подсадная утка, изучаю жизнь зоны, чтобы снять фильм. Но, слава богу, по¬верили. Многие исповедуются... Часто пухну от голода. Лиля Брик прислала мне колбасу-салями, конфе¬ты французские. Все съели начальник зоны и на¬чальник режима, я же нюхал обертки. Работаю уборщиком в цехе. Недавно кто-то специально залил водой цех. Всю ночь, стоя в ледяной воде, ведрами выгребал воду. Харкаю кровью. Неужели это мой конец? Я скучаю по свободе. Где я - это страшно! Пиши подробнее. Каждое письмо, которое я получаю, это кислородная подушка для меня. Береги жизнь, родителей и честь. Не делай глупостей. Все наказуемо...»
В 1980 году, уже на свободе, он дал интервью французской газете «Монд»:
«Теперь я свободен, но не чувствую себя в безопасности. Я живу в вечном страхе - боюсь выходить из дома, боюсь, что меня обкрадут, сожгут картины из лагеря. Здесь все должны иметь про¬писку и работу. Но мне не дают работу. Я предла¬гаю сценарии. «Арменфильм» хотел поставить один из них, но воспротивилось начальство. Меня могут в любое время арестовать, так как я нигде не рабо¬таю. Я не имею права существовать, я вне закона. В тюрьме жизнь моя имела какой-то смысл, это была реальность, которую надо было преодоле¬вать. Моя нынешняя жизнь-бессмысленная. Я не боюсь смерти, но эта жизнь …»
Страшно читать, да? Человек, побывавший в тюрьме, скучавший по свободе, освобождается и жизнь его становится бессмысленной. Так и перемалывала государственная машина всех кто против.
Перед выставкой познакомилась с фильмом Параджанова «Легенда о Сурамской крепости» (фильм можно посмотреть здесь: http://www.youtube.com/watch?v=JAEQXbsrr9s ). Это античная трагедия о юноше, который замуровал себя заживо в крепости, чтобы та не обрушилась. Представляя фильм зрителям, Параджанов сказал: «Трудно представить балерину, которая решится танцевать, если пятнадцать лет не подходила к балетному станку. Я решился вернуться в свою профессию. Хотя уже пятнадцать лет не подходил к съемочной камере». Для меня фильм оказался сложным, я его не расшифровала, так как в каждом кадре заложена символика: начиная от цвета и обрядов, заканчивая продуманностью каждой детали в фильме. В каждом кадре заложены смыслы, смыслы, смыслы. Как и в коллажах, которые Параджанов делал всю жизнь. На выставке в музее Востока в основном и были представлены коллажи. «Он называл их спрессованными фильмами: в них всегда есть движение и особенная параджановская сверхнасыщенность кадра - каждый легко развернуть в уме до мизансцены из фильма. И наоборот - многие кадры из его фильмов, по сути, и являются красочными коллажами». Они сделаны из самых разных материалов: тканей, ракушек, засохших растений, бус и т. д. Вот стоишь перед коллажом, и понимаешь что это соломинка, которая спасла человека в тюрьме и спасала на свободе.
Когда читала воспоминания о Параджанове, особенно запомнился этот момент : «Параджанов относился к быту так же, как к своим фильмам и коллажам: отказывался есть неэстетично сервированную еду, мог устроить скандал из-за небрежно сдвинутой вазочки, а гостей жена должна была развлекать пением и игрой на арфе».
А разве могло быть по-другому у талантливого художника, сына антиквара?