Ночь музеев 17.05.2014. Музей Востока: отдел Рерихов.
Aug 18, 2014 17:46
Семья Рерихов уже давно у меня вызывала интерес. В музее Востока есть целый отдел, посвященный Рерихам: в основном это художественные произведения Николая Константиновича Рериха и его сына, Святослава Николаевича Рериха. Для восприятия я выбрала две картины С.Н. Рериха: одна - его жены Девики, вторая - Кармы Дорджи.
Восприятие картины: Линии, очерчивающие фигуру, растушеваны. Как будто нет фона, как будто фигура и фон - единое целое. Яркие, насыщенные цвета природы крутятся, шевелятся, добавляют движения картине. Но сама фигура расслаблена и спокойна, руки нежно держат букет. Отсутствие статики. Как будто сейчас девушка очнется и поплывет в даль. Живой, добрый и женственный образ жены создал Святослав Рерих. С какой же любовью написан этот портрет!
Уже дома я нашла информацию о Девике:
Выйдя замуж, Девика оставила руководство большой киностудией в Бомбее, где она блестяще справлялась с ролью режиссера, художника по костюмам и коммерческого руководителя. Девика удалилась в далекую от больших городов долину Кулу, где полностью отдалась интересам и делам мужа. Она была не только соратницей своего мужа в изучении индийской культуры и фольклора, она была его музой. Из писем матери С. Н. Рериха о своей невестке: "Она очень миловидна и вообще мила во всем. Детство и юность провела в Европе, и, конечно, это наложило известный отпечаток, индусские бытовые привычки или обычаи совершенно сгладились, и она близко подошла к нашему домашнему укладу..... Н. К. и мне она пришлась очень, очень по душе, дай Бог им счастье" "Мой младший сын Святослав женился на Девике, знаменитой артистке и пионерке в индусских фильмах. Вот уже четвертый год, как они поженились, и брак этот не оставляет желать ничего лучшего. Она прекрасный человек… Н. К. очень ценил ее чуткость и удивительно ровный характер.»
Это портрет ламы из Кулу, почитаемого Учителя, перед которым преклонялись не только все местные жители, но и многие ламы, приходившие к нему издалека. Он работал с Ю. Н. Реерихом над переводами тибетских медицинских трактатов.
Первое, на что обращаешь внимание при восприятии картины - цвет. Картина сама по себе большая, и при близком рассмотрении очень хорошо виден фон: от глубокого темного насыщенного цвета морской волны до фиолетово-голубого, и все эти оттенки синего цвета плавно переходят друг в друга. Накидка холодного малинового цвета с ровными, жесткими спадающими складками создает ощущение высеченной из камня скульптуры. Очень статичная форма фигуры, она перекликается со скалами на заднем фоне. Вода тоже застыла - ни волн, ни ветра. Вечность. Все замерло.
Еще обратила внимание на гладкость портрета, отсутствие фактуры. Близко-близко его рассматривала: вот как будто картину распечатали на холсте, а не нарисовали красками. Мазок как таковой отсутствует, краска жидкая. Это тоже создает впечатление статики картины.
Структура портрета скульптурная, линеарная, статичная.
Особенно хорошо воспринимаются эти две картины в сравнении, сразу заметно что они противоположны друг другу. Первая создает ощущение жизни, любви, вторая - вечности и покоя.