Как чувствовал, в кои веки зашел на worldcrisis.ru, а там “начались продажи электронной версии книги Олега Григорьева «Эпоха роста. Лекции по Неокономике”, книгу вовсю обсуждают, аннотация от Andrey Akopyants:
“Олегу Григорьеву удалось выйти из плоскости классической экономической теории, и, введя в рассмотрение дополнительные факторы (причем хорошо известные), построить теорию, которая решает большинство фундаментальных проблемы, известные из истории экономической мысли.
И выход его книги ”Эпоха роста. Лекции по Неокономике“ - это действительно эпохальное событие, дающее возможность приобщиться к этому достижению всем, кого действительно интересует - как устроен современный мир, как он развивается и к чему идет.
Без особых преувеличений эту книгу можно считать «Капиталом” нашего времени.“
Что такое ”Неокономика“?
”Неокономика - комплексная научная дисциплина, возникшая на стыке классической политэкономии, современной экономической «неоклассики“, элитологии (науке о власти) и теории управления.
По хорошему, именно ее нужно было бы назвать «политэкономией” - если бы этот термин не был бы застолблен за трудами Рикардо, Адама Смита и Карла Маркса.
Методология Неокономики основывается на нарративном подходе - но не в его вульгарной постмодернистской трактовке (любое высказывание эквивалентно любому другому:), а в существенно более строгой, приближенной к методологии естественных наук. Подробнее об этом можно прочитать здесь - О Неокономике, постомодерне и нарративном построении научных теорий.
Неокономика вводит в рассмотрение фактор власти, и основывается в своем представлении о человеческих мотивациях не только на экономических, но и на статусных мотивациях. Это позволяет адекватно объяснить историю возникновения и механизмы функционирования современной экономической системы - причем как на микро, так и на макроуровне. Т.е. вывести макроэкономику из модели поведения отдельных экономических агентов (к слову - именно эту задачу ставили, но не решили творцы современной неоклассики). Подробнее про это можно прочитать в моей статье Homo neoconomics
Так же Неокономика отказывается от постулата о равновесии (что экономическая система всегда находится в равновесии или достаточно близко к нему), на котором построена вся классическая экономика. Наоборот, постулируется, что мировая система принципиально неравновесна и неоднородна, и именно взаимодействие между ее частями и порождает динамику, которую и изучает Неокономика.
Причем в качестве фундаментальной характеристики, определяющих специфику этих частей, используется давно известное, но по новому трактуемое и используемое понятие разделения труда.
В результате Неокономике удалось решить ряд фундаментальных проблем экономической теории, имеющих не только теоретическое, но и сугубо практическое значение.
В частности, она объясняет механизмы взаимодействия развитых и развивающихся стран, выделяя базовые модели взаимодействия (монокультурное и инвестиционное), и показывая механику их возникновения и развития.
С этой точки зрения становятся понятными множество процессов в мире, которые традиционно пытаются объяснять конспирологически - начиная от циклов национально-демократических революций и последующих компрадорских контрреволюций в странах латинской Америке и заканчивая распадом СССР.
Правда, в результате Неокономика приходит к неутешительному выводу - что при современном устройстве мировой системы у развивающихся стран (к которым относится и Россия) прктически нет шансов стать развитыми. С примером неокономического рассуждения о судьбах России можно ознакомиться здесь - Кто виноват и что делать, или Россия на распутье
Так же Неокономика объясняет возникновение денег и денежной системы. В отличие от классической экономической теории, в которой деньги играют сугубо вспомогательную роль, Неокономика рассматривает деньги как отдельный феномен (а их изобретение - как одно из важнейших достижений человечества - наряду с приручением огня и изобретением колеса). И рассматривает механизмы, с помощью которых деньги преобразили человеческую цивилизацию.
Одним из важнейших достижений Неокономики является новое понимание финансового сектора (принципиально отличающееся от традиционного, где к нему относится только банковская система), и механизмов взаимодействия финансового сектора, потребительского сектора и государства. Это позволяет объяснить множество феноменов современности, которые классическая экономическая теория просто “не видит”, и давать сбывающиеся прогнозы. В частности, современный кризис, по Григрьеву, имеет именно монетарную природу и является дефляционным кризисом, обусловленным исчерпанием денег в потребительском секторе экономики.
Так же Неокономика решает или снимает множество других проблем. накопившихся в экономической теории - проблему ренты, проблему прибавочной стоимости и эксплуатации, проблему фирмы, и многие другие.
Неокономика не дает готовых рецептов выхода из текущего кризиса. Но само понимание механизмов, которое она дает, является хорошей базой для того, чтобы искать такие решения. По крайней мере, появляется возможность прогнозировать последствия тех или иных действий. Ведь, как известно, «нет ничего практичнее хорошей теории“. А поиски рецептов - это задача скорее инженерная. Будем надеяться, что кто-то ее решит - иначе наше будущее будет весьма печальным.
Книга «Эпоха роста” является на сегодняшний день наиболее полным и систематическим изложением Неокономики. Но Неокономика - наука живая и развивающаяся, и хочется надеяться, что эта книга - не последняя. Итак - зачем читать эту книгу?
Неокономика дает целостный и реалистичный взгляд на мир. Там, где конспирологическое мышление видит зловещие заговоры тайных сил, а ортодоксальные экономисты - досадные случайности, мешающие воплотиться их теории во всей красе, человек, вооруженный Неокономикой начинает видеть проявления понятных и объективных законов развития общества и экономической системы.
Отпадает нужда в поиске врагов и тайных сил, манипулирующих миром. Становятся понятными поведение тех или иных агентов, действующих в обществе, потому что их мотивы и ограничения в основном определяются ситуацией, в которой они находятся, а не их личными склонностями и идеями.
И в результате оказывается возможным сосредоточить свою интеллектуальную энергию на решении своих практических задач, имея на вооружении адекватное понимание объективно существующей реальности.
В этом, пожалуй, главная мировоззренческая ценность Неокономики.
Нужно ли для освоения неокономического взгляда на мир действительно читать книгу - достаточно объемную и порою сложную для восприятия? У нас на сайте есть множество других материалов от Олег Вадимовича и других сотрудников НИЦ Неокономика.
На наших вебинарах и в публичных выступлениях (включая цикл ответов Григорьева на вопросы посетителей сайта) регулярно дается анализ текущей ситуации и прогнозы, которые полезны сами по себе.
Но для их адекватного восприятия лучше овладеть базой. Т.е. прочитать книгу или прослушать циклы лекций. Но книга содержит материал в более систематизированном виде. И свободна от всяких пауз и отвлечений, которыми изобилуют лекции. Так что, да, лучше прочитать книгу.“
P.S.[Andrey Akopyants]
В ближайшее время мы начнем на сайте выкладывать в свободном доступе главы из книги. И вы сможете сами для себя решить - стоит ли вам читать книгу, или нет. А принципиальные противники покупки информации смогут через некоторое время накопить всю книгу - совершенно бесплатно. Правда, случится это нескоро.
Так же мы планируем запустить сервис вопросов и ответов по главам книги - т.е. у вас будет возможность задать вопросы к каждой главе, и получить на них ответы от Олега Вадимовича.
Но это все никак не умаляет полезности книги как таковой. Тем более, что покупая ее, вы напрямую спонсируете Олега Вадимовича и позволяете ему больше времени уделить дальнейшему развитию теории.
ЗЫ[моё] По опыту общения и чтения статей Григорьева на форуме (давно уже), он далеко не рядовой экономист, Хазин так его гением считает, мыслит интересно, умеет излагать, читать его одно удовольствие, о приверженности какой-либо школы без чтения книги сказать тяжело, но он выделял Шумпетера, Капитал потому разумеется читал и достаточно странно рекомендовал не читать 2-й том Капитала.