The Song of Space and Loft

Apr 29, 2017 02:35

  Хипстерская тематика сегодня не дает мне покоя, поэтому про достопримечательности мы тоже будем говорить в этом ключе.
  На днях ко мне приезжала подруга из другого города, которая была в Петербурге до этого всего однажды, и то - по делам. Разумеется, я как уважающий себя почти коренной петербуржец, составила полноценную культурную программу - Невский, Эрмитаж, Исаакий, Казанский, Спас-на-Крови... ну, сами понимаете. Каким же было мое удивление, когда подруга решительно отвергла все пункты тщательно составленного списка, заявив, что все это она и так сто раз в интернете видела. Ей нужно что-то "аутентичное", "чисто питерское" (см. предыдущий очерк об аутентичности).
  Пораскинув мозгами, я нашла свежее решение. Действительно, дворцы и церкви - это пережиток прошлого, даешь новые достопримечательности! И мы отправились в Этажи...потом в Ткачи...потом в Люмьер-холл...купив по пути шавермы, заглянули в Эрарту, пару винтажных секондов, и ближе к ночи прошлись по Рубинштейна (бар-хопинг, чтоб его). И, конечно же, в Новую Голландию зашли!
  Ощущаете разницу между первым и вторым маршрутами? Как будто два разных города. Я очень люблю использовать названия "Петербург" и "Питер", чтобы обозначить это различие: Питер - барный, хипстерский, с современными лофтами и шумными коворкингами, и Петербург - степенный, чуть высокомерный, с художественными галереями и театрами. В каждом свои жители - в одном прогрессивная молодежь, в другом - в основном старшее поколение. И достопримечательности, соответственно, в них тоже разные - где-то креативные пространства и шоурумы, а где-то музеи и памятники архитектуры.
  Конечно, это все лишь условное разграничение, красивая метафора. К счастью, каждый из нас может мгновенно перемещаться из одного пространства в другое, лишь меняя свой фокус внимания, настроение или цели.
  В последнее время новыми достопримечательностями города становятся так называемые "пространства" - не музеи, не кафе, а просто пространства. Насчет этимологии данного термина сама собой напрашивается ехидная гипотеза - мол, создатели таких мест сами не понимают, зачем они нужны, поэтому и решили никак не называть. Посмотрим на этот феномен несколько глубже.
  В основе пространства как новой достопримечательности лежит, в первую очередь, его меняющийся функционал: пространство - это конструктор, инструмент, который можно использовать любым образом. Некоторые пространства не становятся достопримечательностями как раз потому, что их функционал не был раскрыт должным образом, и они превратились просто в конгломерат из нескольких магазинов, пары картин на стенах и плохого кофе в киоске. Однако, если правильно подобрать детали такого "конструктора", эффект может получиться ошеломляющим. Главное преимущество объединения нескольких отдельных мест в одно пространство - синергетический эффект, когда целое оказывается гораздо больше суммы его частей. Применительно к пространствам этот эффект возникает следующим образом: у каждого элемента пространства есть своя целевая аудитория, и при их объединении они складываются. Кроме того, многофункциональность места привлекает новых потребителей - немногие пойдут куда-либо ради одной выставки одного художника, но вот если помимо выставки там еще и кафе, и магазин, и джазовый концерт вечером...получается, можно целый день провести в одном месте, при этом занимаясь совершенно разной деятельностью и получая массу впечатлений! Очень удобно, не так ли?
  Рассмотрим феномен пространства как достопримечательности чуть подробнее на примере "Этажей". Почему это достопримечательность вообще? Во-первых, с точки зрения архитектуры: это здание бывшего хлебзавода, которое почти полностью сохранило свой индустриальный облик. Во-вторых, с точки зрения культуры: в Этажах постоянно проходят выставки и концерты. В-третьих, с точки зрения истории: опять же, из-за сохранения прошлого облика. В чем многофункциональность этого пространства? В Этажах на постоянной основе функционируют множество кафе, баров, магазинов, тир, открытая крыша со сценой для концертов и фотосессий, кинотеатр, выставки начинающих художников, проходят первормансы, выставляются инсталляции, проводят фестивали...и это только то, что я смогла вспомнить сходу, не напрягая память. Как же формируется это пространство в качестве достопримечательности? В большей степени, конечно же, через СМИ и Интернет - сначала была группа вКонтакте, которая становилась все более и более популярной, потом появился сайт, потом для каждого отдельного проекта появилась своя группа... сейчас Этажи есть на гугл картах и 2гис, включены во все туристические справочники и буклеты, на новостных сайтах и в печатных журналах пишут анонсы здешних мероприятий.
Креативные пространства становятся не только новыми достопримечательностями, но и новой формой проведения досуга в принципе. Что придет им на смену? Пока остается только догадываться.

Хортова

Previous post Next post
Up