Не так давно, в прокат вышел российский супергеройский блокбастер «Защитники» режиссера Сарика Андреасяна. Вскоре после анонса, фильм стал едва ли не самым ожидаемым российским фильмом 2017 года.
Проект «Защитники» был весьма и весьма амбициозным. Дело в том, что на супергеройском поприще кинематографа ныне царствует голивуд и студия Marvel, которая экранизирует свои комиксы. Marvel обладает богатейшей историей, серьёзной фанбазой и прекрасно понимает чего хочет аудитория, что и является причиной невероятного успеха студии, но обо всём по порядку.
Режиссёр «Защитников» Сарик Андреасян и его брат, продюсер Гевонд Андреасян, пообещали зрителям, что создадут команду русских супергероев и отвоюют у Голливуда эту кинематографическую нишу. «Наш ответ Голливуду! Наш ответ Marvel!» кричали они. Но к сожалению, наш ответ Голливуду оказался унылой калькой западных картин, с графикой низкого качества и картонными персонажами, несмотря на то что бюджет фильма составил почти 400 млн рублей.
Итак, в чем же дело? Во-первых, в «Защитниках» напрочь отсутствует отечественный колорит, кроме места действия и национальностей героев. (место действия -Москва, герои - выходцы из стран СНГ). История выглядит так, что могла происходить хоть в Нью-Йорке, хоть в Никарагуа и от этого ничего бы не изменилось. «Наше» в этом фильме, только на поверхности, декорации, картонный щит, за которым ничего нет. Изменить переменные и ничего не изменится, так что того самого «нашего», которым ожесточенно потрясали перед зрителем и прокатчиком создатели фильма не вышло.
Во-вторых, фильм мало того, что не конструирует самобытности и уникальности, так еще и извращает, и отупляет культурный код и самость, за которой так гнался. В фильме изобилуют негативные стереотипы, клише, прямое копирование сцен голливудских фильмов и различные нелепости. Так, фильм пытается шутить про суперспособность женского персонажа варить борщ, а один из героев превращается в бурого медведя - это же так по-русски, не правда ли? Остановимся конкретно на медведе. Дело в том, что медвежий облик был придуман не Россией, а Британией, для сатирических и карикатурных листовок. Россия, до сих пор изображается медведем на различных карикатурах - это образ, который показывает грубость, глупость, дикость и маргинальность, это образ негативный, жутко стереотипный, и находит такое же отражение в фильме. Однако это создателей не беспокоит, они охотно эксплуатируют уравнение, которому уже несколько сотен лет - «Россия=медведь», и такая же ситуация с остальными героями. Это в очередной раз показывает нам, что авторы фильма не создают ничего нового, и хоть сколько ни будь оригинального, а эксплуатируют самые примитивные представления иностранцев и нас самих о русской культуре.
В-третьих, грубо скопировав внешнюю концепцию с голливудских картин, создатели фильма забыли о главном - смысловой наполненности и морали. Герои Marvel по сути своей прежде всего люди. Их сверхспособности для них зачастую - цена, которую пришлось заплатить за боль и личные трагедии. Для кого-то будет новостью, но американские комиксы, это американское изобретение, часть американской культуры, и супергерои запада - идеалы, которые нужны обществу, они появлялись в ответ на различные потрясения, которые переживало общество, и олицетворяли те идеалы, в которых общество нуждалось. Тот же Супермен - существо, по всем параметрам являющееся сверхчеловеком, сошедшим с небес, в то же время очень человечен и близок нам. Супермен появился на страницах комиксов во времена Великой Депрессии, период весьма тяжёлый и мрачный для американского общества, когда общество страдало от нищеты, безработицы и преступности. И в эти тёмные времена, Супермен боролся за справедливость, защищал бедных, угнетенных и невиновных, сокрушая все препятствия на своём пути. И его образ изменялся с течением времени, в соответствии с запросами общества. Супергерои запада символизируют что-то, у каждого из них своя история, каждая из которых воспроизводит и транслирует какую-то мораль, идею или идеал.
Но вернемся к «Защитникам», которые судя по всему являются продуктом стереотипного, почти расистского мышления авторов. Этот вывод обусловлен невероятной серьёзностью, с которой подается фильм и персонажи, а также отсутствием даже намёка на самоиронию. За «Защитниками» нет прочной культурной истории в виде комиксов, нет фанбазы, и уж подавно нет морали и идей. И в то время, как американские комиксы, как культурное явление отражают идеалы и стремления американского общества той или иной эпохи в той или иной мере, «Защитники» отражают...что? В том то и дело, что ничего, они никак не перекликаются с запросами общества и культурной обстановкой, фильм не актуален или злободневен, а пустые герои олицетворяют ничего.
Так что же мы имеем с фильмом «Защитники»? Китч и гламур в чистом виде, авторы захотели «как на западе», и сделали грубый слепок, который представляет собой только оболочку, внутри которой ничего нет, которая является результатом погони за чужим успехом путем бездарного копирования и подражания зарубежным культурным явлениям, без привнесения чего-либо оригинального. И на эту обёртку, государство выделяет средства из бюджета, то есть на наши с вами деньги, появляются вот такие пустышки, на которые предлагают посмотреть современному потребителю.