Отчет, которого не должно было быть. Памяти Сани Коваленко.

Sep 06, 2017 22:46

3 сентября, всего несколько дней назад, в страшной автокатастрофе погиб Саня Коваленко со своим братом и матерью. В память о нем я решил написать отчет об одном походе, который мы вместе совершили.

Итак, утром 26 декабря 2015 года я вышел из электрички на платформу станции 74-й км, более известной как Лукьяновка. Там меня уже поджидал Саня, приехавший в деревню на машине. Мы встретились, чтобы вместе пройти траверс Пидан-Фалаза. Я был настроен успеть на вечернюю электричку, Саня же никаких прогнозов не делал - он просто хотел сходить свой первый траверс, но из-за сильного дубака было понятно, что идти сегодня придется как можно быстрее. И мы побежали.

Бежали ровно до конца деревни, когда я понял, что печенка вот-вот выскочит из моего правого бока. В то время я еще совсем не бегал, в отличие от Сани. С тех пор шли только шагом. Особо ни о чем не разговариваем, просто идем себе да идем, как можем - наслаждаемся природой, стараемся не замерзнуть. По прогнозу в деревне было около -20 (на горе - еще ниже), в реале так оно и оказалось. Лично я шел в термухе, толстой флиске и мембранной куртке, и шел весьма и весьма бодро, но все равно ощущения были где-то на нижней грани температурного комфорта. И это еще в безветренной низине.

Пидан-Сихотэ. К этому моменту ресницы уже покрылись льдом, что явно говорит о температуре ниже -15.

В конце дороги пожрали. Жрать пришлось в рекордно короткие сроки, потому что холод. Еще не собачий, так как пока только начало похода и одежда еще более-менее сухая, - но все-таки холод, и это неприятно.

Саня и наши рюкзаки. На моем оторвалась боковая стропа, и снегоступ пришлось примотать скотчем. (Большинство фото далее будут нерезкими, потому что у Сани что-то произошло с фотиком, а разбираться не было времени).

Перед началом крутого подъема надел снегоступы, но больше для сцепления и апробации компенсатора подъема, чем для основного предназначения. Тропа была хорошая, только скользкая. На хребет вылезли в полдень, там с твердостью снега дела пошли похуже, снегоступы надел и Саня.

На хребте, перед выходом на безлесый участок, - пожрали опять. Точнее, попили чай и заели конфетой.

Когда желание отдохнуть сильнее холодобоязни:

С ветром не то чтобы везет, но могло быть гораздо хуже (как, например, на январских обгонялках 2017. Кто был в тот день на Пидане, тот меня поймет). Но все равно задерживаться на открытом участке хребта не хочется, и мы, на скорую и замерзающую руку сделав пару нерезких фоток, по-быстрому валим в лес.

Те самые фотки. Фалаза:

Вид на начало траверса. Нам прямо туда, наверх.

Саня на фоне Воробья.

Просто смотрю время. Кажется, в тот трудный для меня жизненный период я разгуливал со старенькой монохромной нокией.

На вершину Пидана не идем - у меня еще теплится надежда успеть на электричку, а значит некогда тут по вершинам расхаживать, чего мы там не видели?

В лесу все заметено снегом, глубина проваливания не очень большая в снегоступах (в среднем - по щиколотку), но все равно прилично тормозит. Скорость ниже расчетной. Что обидно: тратим кучу сил на тропежку, а все равно немного холодно. Но мы вместо того, чтобы идти быстрее, жрем еду и утепляемся одеждой и так идем в максимально доступном нам темпе, практически в соревновательном. Останавливаешься - уже через 5 секунд становится просто холодно. Через минуту - очень холодно.

Вылезли на открытый участок с видом на Пидан. Волосы все побелели от ужасов траверса.

У Медвежьей остановились отдохнуть на пару минут. Саня пошел на вершину делать фотки, а я стал просто жрать еду для энергии. Для вкуса уже не хотелось. Ужа начало пятого, на электричку не успеваем. Даже на Фалазу уже не успеваем до темноты.

После Медвежьей как-то совсем уж долго вылазили на следующий пупырь. К темноте удалось плавно свалиться в седловину перед подъемом на Фалазу. Причем без жпс, что для меня - достижение. В седловине остановились допить чай из термоса. В общем-то чай бы уже давно кончился, если бы мы его по мере прохождения траверса не разбавляли снегом. Когда снял перчатки, пальцы натурально взвыли от холода. Не выше -25 была температурка!

На Фалазу уже с фонариками поднимались. К этому моменту нам было холодно даже в движении. Пот, выступивший на внешней стороне толстой флиски, превратился в слой льда и приклеил мебранную куртку. Пришлось отдирать. Сделав отчетную фотку на главной вершине:

стали сваливаться в Грибановку. Там зашли в Горный дом, где Ира Грибанова напоила нас чаем. Посидели минут 20, немного отогрелись и пошли дальше. Решили, что дойдем до машины, и поедем к Сане домой, в Большой Камень, - там я переночую и на следующий день на автобусе уеду домой.

В районе Бункера повезло с одной попуткой - доехали до Анисимовки, а там почти сразу сели на вторую попутку и доехали до Лукьяновки, где Саня оставил свою машину. Ну а дальше все совсем просто просто - до Большого Камня ехать не больше часа. Уже на подъезде в БК стало казаться, что отошел от всей этой жести. Выходим из машины - не, нифига, ноги ватные, холод собачий. Ушатались мы знатно на траверсе. Да тут еще Саня разбивает бутылку Доктора Августа...

Дальше рассказывать особо нечего - помылся/поел/поспал хорошо, утром Саня отвез меня на автовокзал, где я сел на автобус до Владивостока.

---
Не повезло нам сходить этот траверс в самый холодный день декабря 2015 года (судя по архиву погоды). Хотел показать Сане отличный маршрут, а получилась жесть. Саня потом еще долго с обморожением пальцев ходил. Но вообще - хорошо провели время, такое запоминается навсегда. Хоть раз надо сходить в настоящую суровую зиму в поход.

После мы с Саней участвовали в паре беговых соревнований, пару раз встречались на все той же Фалазе, то я его звал куда-то, то он меня, собирались несколько раз сходить всякие интересные маршруты, но так и не сходили. И теперь уже не сходим.

Сейчас читаю и думаю: этот отчет получился практически полностью повествовательным, в нем нет описания личности погибшего. Во время похода мы почти не разговаривали, а если и разговаривали, то на какие-то общие темы вроде погоды. Возможно, это потому, что Саня - человек закрытый, как и я сам. Но я понял, что он хороший человек. И он оставил наследие даже для меня - я хожу в футболке Баджальских Клуш с его логотипом. Я продолжу ходить в походы, продолжу движение, и этим уже почту его память. Одна жизнь прервалась - но другие жизни продолжаются!