Писал
тут про День родного языка, и
annaloca отправила меня к
своей записи, суть которой сводилась к тому, что в школе нас учат читать-писать, но не говорить. Вот и выходят косноязычные, не умеющие ни мысль выразить, ни точку зрения отстоять, ни в переговорах принять участие. В общем, эллины, создавшие Риторику, заподозрили бы, что государство решило совершить акт суицида.
Заканчивает Аня пламенную речь словами профессора МГУ Милославского: «Главной целью стало соблюдение правил правописания, орфографических и пунктуационных. А в некоторых "передовых" субъектах РФ даже проводятся диктанты для чиновников в качестве экзамена, подтверждающего знание или незнание русского языка. Очень хочу понять, какой момент разумной деятельности не только чиновника, но любого человека моделируется диктантом в современном мире диктофонов и ксероксов».
Согласен с постановкой вопроса. Корень зла - в проблеме коммуникации российских школьников в целом. Перед доской что-то сказать - неловко, неудобно, «западло». Отчасти проблема в неподготовке, отчасти - в «что люди скажут».
Здесь же начало берёт и немузыкальность вышеобозначенных школьников. В то время, когда в России ученики стесняются петь хором под фортепиано (репертуар - это отдельная, конечно, составляющая, не добавляющая энтузиазма исполнителям) и всячески пытаются нарушить дисциплину, чтобы сбежать с «неловкого» урока, в Германии в каждой школе играют в школьном оркестре и/или поют в хоре, в Швеции иметь свою школьную банду, а то и не одну - обычное дело. Как-то я участвовал в конкурсе - нужно было посчитать, сколько поп-групп (не считая рок, хинди и прочих) вышло из Швеции. Оказалось более 4000. Не стесняются люди выражать себя.
Уверен, это один из ответов (понятно, что далеко
не единственный) на вопрос, почему
на 100 000 шведов приходится только 66 заключённых. А у реализованного человека нет необходимости нарушать закон. Он умеет решать вопросы гласностью, умеет выражать свою точку зрения, заявлять о нуждах, договариваться о средствах, включать творческую составляющую в переговорный процесс.
Тут уж кому что досталось в растительном и животном мирах для выживания - вот человек, так получилось, был наделён для этих целей умом. Это его инструмент выживания. А речь - как сказал один самоубийца, упомянутый в посте Ани, - показатель ума.
Что касается чтения, в третьем классе следовало бы переходить на скорочтение. Оно помогает одолевает километры строк школьных учебников и затем училищно-университетских талмудов. Навык обретается быстро, а полезность его просто трудно переоценить. Я не доктор, но уверен, что уровень дислексии в стране упадёт в разы. Договоры - начнут изучать (даже написанное мелким шрифтом), профессиональную литературу - штудировать, может быть, даже начнут заглядывать в инструкции. Про газеты-журналы нужно говорить?
Равно как и письмо в современном мире почти жизненно необходимо продолжать на клавиатуре - осваивая сначала слепой десятипальцевый метод на родном языке, а затем и латиницу. Вот уж за что спасибо скажут не только обретшие навык, но и их будущие руководители, и вся страна. Производительность вырастет в десятки раз и более. Начиная от мелких работников полиции, почты, пенсионного фонда и других государственных организаций и заканчивая руководителями высшего звена в крупных компаниях. Мы просто начнём жить в стране с принципиально другим уровнем эффективности. И совсем неважно, печатали в школе сочинения о характере Катерины по Островскому или описывали лестницу сюзеренов. Навык можно нарабатывать на любых текстах.
PS
Почему в системе государственного образования не нашли «часов» для освоения хотя бы теории переговоров, остаётся для меня загадкой. Может, правда того - решили покончить с идеей о сильной, здоровой, развивающейся, преуспевающей стране?