Гамлет, лжепринц Датский

Apr 17, 2014 10:01

Сходил на «Гамлета» в исполнении Московского театра драмы (зал в Филипповском переулке, театральный дом «Старый Арбат»).



Сценография не лишена гармонии и (в особенности) целостности, некоторые режиссёрские решения заслуживают комплимента. В плане игры актёров особенно захватывающей показались конец первой и начало второй части. Однако дальше моему приятелю стало плохо, и нам пришлось с миной уважительной причины покинуть зал.

Пока я бегал за восстанавливающими средствами для товарища, оставив его на свежем воздухе, в голове продолжалась работа над пьесой. Я вообще болошой поклонник Стоппарда, его «Розенкранца и Гильденстерна...», которые мертвы. Об этом можно сделать предварительное заключение, если знать, что посмотрел я их на русском раз пять, прочитал в оригинале, посмотрел в оригинале, прочитал в переводе Бродского и посмотрел в его же переводе (то есть с чего начинал). Реконструированная история этих закадычных дружков Гамлета в силу изящной прекрасности по умолчанию встраивается в пьесу. Дальше остаётся додумать истории оставшихся героев бессмертной истории. Этим вечером за мной не заржавело.

А дело было так (нотабене: я рассказываю свою альтернативную историю, видение режиссёра театра «Ап АРТе» - а так называется Московский театр драмы - раскрывать я не буду. Зачем спойлеры? Сходите).

Когда-то давным давно, когда Клавдий и Гамлет-старший (как мы помним, именно так звали т. н. Призрака - aka Тень отца Гамлета-младшего), родные - а может, и двоюродные - братья стали в силу возраста задумываться о троне. Отец их, назовём его в духе пьесы, Лаэрт-старший был несносный тип, ипохондрик с манией преследования. Он, как пригубит вина, всё заговаривал на тему, что его со свету хотят сжить его же собственные дети, чтобы занять трон. Как говорится в таких случаях, если у вас мания преследования, это ещё не значит, что за вами не следят. А может, такими вот повседневными мантрами просто внушил Лаэрт-старший своим сыновьям страх изгнания, и юные Клавдий и Гамлет (тогда ещё единственный) решили избавиться от отца: в конце концов, если отец так этого хочет, исполним его волю.

Поскольку Гамлет старше Клавдия, то в первую очередь нужно отвести подозрение в смерти Лаэрта (тогда тоже единственного) от него. Иначе не видать Гамлету трона, как собственных ушей, на которых предстоит ему корону носить. Король Датский Лаэрт спит мирным сном в саду, когда Гамлет собирает всех, кого может, во дворце (зациклим историю) на спектакль, заказанный им у приехавших в Эльсинор молодых актёров. В это время Клавдий ловко вливает отцу (или дяде, если всё-таки Клавдий с Гамлетом кузены) в ухо яд. Был траур, было торжество по поводу венчания на престол крон-принца Гамлета, акт первый.

В те времена жила красавица она, у стен дворца она выжидала юного Клавдия, но не отказывала во внимании и коронованному Гамлету. Для Гамлета была милее всех она, и звали её Гертруда, была она дочерью советника, родной сестрой Полония (читатель, практикующий в свободное время рисование генеалогических древ уже сообразил, что Полоний не кто иной, как сын советника короля - сначала почившего Лаэрта, а теперь ступившего на трон Гамлета). В общем, Гертруда не была полоумной, вышла замуж за Гамлета, хотя в сердце, как и прежде, лелеяла нежные чувства к Клавдию. Один раз она даже пошла на адюльтер с Клавдием. Пошла, надо сказать, очень неудачно, потому что через 9 месяцев родился сын (больше похожий, конечно, на Клавдия, нежели на Гамлета, но все стали говорить «Видимо, в бабушку пошёл»). Гамлет ух как разозлился: он всё понял и даже высказался перед Гертрудой и Клавдием, заблаговременно собрав их за ужином, который как-то сразу не заладился (один слуга, когда разносил аперитив, крайне не вовремя поскользнулся - можно сказать, на ровном месте - возле тяжёлой гардины и разбил бутылку дорогущего вина, выбранного Гамлетом специально по случаю). Отпираться было бессмысленно, Гертруда и Клавдий приняли виноватый взгляд Уитни Хьюстон, уличённой в употреблении наркотиков, взяли по горсточке свежесобранного у камина пепла и астенично посыпали главы друг друга. Гамлет сына принял («Стыдно, что люди скажут!») и назвал даже своим именем (на чём настоял) - Гамлетом-младшим. Но тайну увещевал хранить под страхом смерти. Акт второй. Ах да! Когда служка падал, он ухватился за гардину, а за ней торчал длинный нос брата Гертруды Полония (отец Полония поставил подсматривать, но Полоний ещё и подслушивал). В общем, он тоже бил пепельным - несмотря на юные годы - челом и клялся Луной непостоянной, меняющей свой облик так часто, что тайна уйдёт с ним в могилу. Читатель мне, конечно, будет немало удивлён (и даже начнёт подозревать что-то надуманное, и зря!) узнать, что за другой гардиной скрывался шут короля Гамлета Йорик. У этого язык помело. Да и работа такая - обличать (что-то типа СМИ в наши дни). В общем, позвонил по Йорику колокол, и остались от бедолаги только рожки да ножки, а если ближе к пьесе, то - череп (но его могильщики найдут гораздо позже - аж в пятом акте Шекспировской версии). Теперь акт второй можно торжественно считать закрытым. Срочно в театральный буфет! Бокал игристого, бутер с сёмгой и эклер ребёнку.

Гамлет-старший никак не мог забыть такого подлого поступка от ближайших родственников. Все годы, будто медленный яд, травила его рассудок мысль об измене Гертруды с его родным братом. Гамлет-старший решил закрыть гештальт и изменил Гертруде с женой Полония (да-да, её звали Офелия, я тут ни при чём). Офелия через девять месяцев родила сына, в честь дедушки его назвали Лаэрт (ему не суждено было стать Лаэртом-младшим, мир не мог узнать, что он назван в честь родного почившего по Бозе дедушки-короля. Не время). О том, что Лаэрт - сын Гамлета-старшего, знали мать ребёнка, отец чада, Полоний и Гертруда. Клавдий в те годы сильно каялся - и за смерть отца, и за измену родному брату. Даже в монастырь собирался (возможно, даже принял постриг с именем Франциск, сразу после чего романтично уселся под чинарой и запел On This Lovely Day). Беспокойства в Датском королевстве не трогали его, он избегал подковёрных интриг (его ещё гардинные толком не оставили). Офелия, чтобы хоть как-то загладить вину перед Полонием, пошла поговорить по душам с Клавдием, однако утешила печаль с одним из соратников Клавдия по социальной работе, ткачом Мотком, перебрал с вином и страстно отдавшись ему летней ночью. Полонию быстрота стремительных событий той ночью показалась сном. Очнулся он только через следующие девять месяцев - от первого крика дочери (увы, дочери Офелии и Мотка), которую тоже было решено назвать Офелией. Как и Лаэрту, девочке не суждено было стать Офелией-младшей: мать-тёзка отошла в мир призраков при родах (читатель можно без лишних смятений вычеркнуть её присутствие в пьесе, она, будучи пристыженным призраком, больше не появится). Давайте задёрнем занавес и, пока короткая интермедия (несомненно, придворный певец Леонардо развлекает двор отрывком из популярной в то время трагедии, он поёт What Is A Youth) сменяет третий акт, подведём мини-итог:
1. На троне Гамлет-старший, женатый на Гертруде.
2. У него есть родной сын Лаэрт, который воспитывается у Полония.
3. На трон претендует Гамлет-мл., сын Гертруды и Клавдия. Не подозревая подвоха, он считает себя родным сыном Гамлета-ст. и Гертруды.
4. Клавдий в это время занимается социальными проектами с бедняками Дании, ему не до мирских забот. Хотя нежные чувства к Гертруде он и сохранил, но сейчас он бредёт/бредит неисповедимыми путями Господними.
5. Вдовец Полоний воспитывает неродного Лаэрта и неродную Офелию. Знает об этом, однако, к чести сказать, тайну им не раскрывает и ведёт себя, как заботливый отец, постоянно наставляя, как выжить в этом мире.

Время летит незаметно. Вот уже и Гамлет-ст. достиг возраста, когда был тайно убит его отец Лаэрт; он стал всё чаще хандрить, совершенно беспочвенно хвататься за трон - не дай бог, его займёт Гамлет-мл. Вот уже и Гамлет-мл. приближался к возрасту, когда был коронован его мнимый отец; он закончил университет, стал много рефлексировать и думать о своём сходстве с Клавдием. Вот уже и Клавдий занял старую комнату во дворце, отмыв (почти за два десятка лет) духовно-бытовым подвигом грех и вернувшись совсем другим человеком; он даже сдружился с советником Полонием, два холостых мужчины зрелого возраста - им было чем заняться вместе. Полоний воспитал Лаэрта и Офелию, исправно служил королю, не успускал своей выгоды и всё чаще беспокоился по поводу маниакальных приступов Галмета-ст. Король, одержимый страхом смещения с престола, собрал Гертруду, Полония, Лаэрта; он раскрыл Лаэрту тайну его крови и поделился с присутствующими планами, которые вынашивал уже много лет (и даже физически готовился к ним, выстраивая особые приспособления в замке и привечая, а затем и подкупая одного из друзей Гамлета-мл. - Горацио). А план таков: Гамлет-ст. сказывается скоропостижно скончавшимся; он принуждает Гертруду (долго, впрочем, уговаривать не пришлось) выйти замуж за первого мнимого соперника Клавдия; Полоний отсылает Лаэрта в Норвегию; Гамлет-ст. с помощью подкупленного Горацио убеждает Гамлета-мл., будто он призрак, внушает своему второму мнимому сопернику историю о том, что был убит Клавдием из-за трона и давней страсти к Гертруде (он и при жизни имел обыкновение вспоминать тот неловкий момент, когда Гертруда и Клавдий поступили безответственно, никогда впрочем не сообщая о плоде ошибки их юности); Гамлет-мл., по планам одержимого короля, убьёт Клавдия, после чего будет казнён за преступление; тут к концу трагедии вернётся Лаэрт и такой: «Ну вы тут, ребята, и накромсали друг друга. На неделю оставить нельзя». В это время «воскресает из мертвых» Гамлет-старший (к тому времени уже единственный). Он славно правит ещё много лет, после чего передаёт трон любимой кровинушке Лаэрту, которого объявляет кронпринцем Датским. Гертруда вроде как естественным образом освобождена от брака с Клавдием (ещё и утолила страсть, которая жила с ней все эти годы), с Гамлетом(-ст.) её никто не разлучал (даже смерть), постоянству её королевского поста позавидывал бы любой современный руководитель государства. Она признаёт Лаэрта своим сыном. Королевская кровь спасена, угроза трона преодолена, счастливое будущее Дании и успех верноподданного Ларса фон Триера предрешеныо. Неловкая пауза, все слабо скрывают предвкушаемый азарт, стыдливо ухмыляются. Гертруда даже нечаянно причмокнула. Акт четвёртый.

Затем всё происходит, как скрипт-доктор по фамилии Шекспир прописал. Нумирация актов продолжается по новому сценарию. В свете открывшихся фактов напомню суть. Гамлет-старший таки инсценирует смерть. Клавдий понимает, что не зря страдал и что его социальная деятельность вознаграждена сполна: он становится королём и женится на давней возлюбленной Гертруде (причём брата не пришлось убирать, всё само устроилось), понимает, что это Провидение. Клавдий ликует и предаётся страсти с Гертрудой, кроме того, он понимает, что их с Гертрудой родной сын станет наследником престола. Гамлет-младший (а теперь - единственный) ничего не понимает, он усиленно рефлексирует происходящее, мозговая деятельность даёт сбой, он ничего не понимает: вроде Клавдий такой ему близкий человек - и так беспардонно себя ведёт: пирог поминный уже на свадебном столе, а новоиспечённый король его ещё и сыном называет (охренел). Время выхода Горацио. Тот трясётся от страха, мол, видел Призрак Гамлета-старшего (aka Тень отца Гамлета). Гамлет-мл. клюёт на удочку, ведётся на технические уловки, заготовленные Галметом-ст. и верит в существование призрака. Позже ему в этом помогут Гертруда и Полоний, которые будут якобы не замечать Гамлета-старшего; им принц Датский будет такой кричать: «Вы видете?! Видете?! Вы его видете?!» А они такие: «Настроенье у тебя истерическое, скушай, Гамлет, свой омлет диетический. Ну, а может, обратимся к врачу?» А он такой: «Ну и осёл я, нечего сказать!» - и добавляет: «Быть или не быть? Достойно ль?» - и далее по тексту. В общем, борется с сомненьями: призрак короля-то вроде настоящий, может, дело говорит? У всех под ногами плетётся никому не нужная бастардка Офелия. Её ни во что не ставит доселе влюблённый в неё Гамлет (знала бы она!), родной (как она думает) отец использует её как инструмент для собственных интриг, её поведение не соответствует ожиданиям окружения, она кажется всем не по статусу назойливой, её судьба вобщем-то ни для кого не принципиальна, да всем насрать не до неё. Офелия читает монолог Катерины и - находит тень, и дню конец, луч света гаснет в чаще леса, на речку пал златой багрец, на землю - тьмы завеса. Все глубоко выдохнули. Про действия Розенкранца и Гиндельстерна, случайно вовлечённых наивным Клавдием в многоходовку, читайте у Стоппарда. Тут же обнаруживается череп Йорика (намёк на события давно минувших дней). Тут же появляются актёры (вот это совпадение: те самые, которые когда-то были молодыми и чушь прекрасную несли при дворе так любившего сиесту короля Лаэрта, а когда Гамлет-старший взошёл на трон, ещё не раз развлекавшиеся малыша Гамлета-младшего), от Стоппарда мы знаем, что они уже давно одряхлели и роли помнят со скрипом, в общем-то ушли в сферу оказания услуг интимного характера (шоубиз уже тогда процветал). Гамлет просит их сыграть «Убийство Гонзаго». Клавдий смотрит пьесу, понимает, что раскрывается его старое мокрое дело, ах, небеса издеваются над ним, ему не хватает света и воздуха, он убегает. Совсем не так читает этот знак Гамлет (и помогает ему в этом подкупленный Горацио): теперь принц убеждён, что Призрак не от лукавого, Клавдий действительно убил брата. Дальше всеобщая резня, отравления. Умирают все, кроме Лаэрта, который как раз к концу пьесу попадает в Эльсинор, понимает, что у Гамлета-старшего всё получилось, только почему-то Гертруда тоже умерла (не то что-то пошло не по плану, не то Гамлет-старший не все планы в ту роковую и судьбоносную встречу раскрыл). Конец акта пятого плюс X.

К Лаэрту из сумрака выходит Гамлет-старший, он давно уже смыл с себя грим Призрака. Оба смотрят на мёртвые тела, друг на друга. Гамлет (теперь уже опять единственный) целует сына в лоб, коронует его. Гамлет и Лаэрт обнимаются. Занавес.

Во дворике театра я услышал аплодисменты и скорее рванул в зал, чтобы подарить по ранункулусу Клавдию, Гамлету-мл. и Гамлету-ст., и вернулся к товарищу, которому хоть и стало лучше, но ещё не настолько, чтобы оставлять его одного. Посадил болезного в машину и отправился домой писать новую историю Гамлета, принца Датского, и его окружения. На пьесу я обязательно схожу ещё раз: хочется досмотреть интерпретацию.

Вместо эпилога
Иной читатель скажет, что уж лучше бы я остался тогда в зале, досмотрел человеческую версию пьесы и не претендовал на роль Стоппарда. А вот мой самый первый друг, кому я рассказал альтернативную историю всех персонажей «Гамлета», заявил: «У меня есть версия лучше: на самом деле, все персонажи отравились на королевском обеде и умерли, и только Гамлет-старший тогда не мог есть и остался жив. И вот все действия происходят среди призраков, и только Гамлет-младший и Горацио могут краем глаза в определённый час видеть живого Гамлета-старшего», на что я его отправил пересмотреть «Других», «Шестое чувство», «Ванильное небо» и новую картинку-мем с Джоэлом Хейли Осментом и Брюсом Вилисом на переднем плане и Виктором Януковичем на заднем.

литература, каждый дррр как он ххх, театр, Москва, отношение, дело было вечером..., Шекспир, отчёт

Previous post Next post
Up