«ВТБ Лизинг» vs Навальный. Финальная битва между добром и одним из его владельцев. Часть 2

Sep 25, 2012 14:38

Эпопея со злосчастными буровыми вышками «ВТБ Лизинг» подошла к концу.

В первой части - под условным названием Косвенная речь - я рассказал историю вышек в картинках, объединив версии миноритария ВТБ Алексеяnavalny Навального и руководителей «ВТБ Лизинг» (и порадовался содержательности неглупых и неоголтелых комментариев).

Сегодня - обещенная вторая часть под условным названием Прямая речь. Здесь я собрал мнения разных сторон этой истории. Таковыми стали: 1. блогер и акционер ВТБ Алексей Навальный, 2. финдир «ВТБ-Лизинг» Кирилл Аладышев, 3. руководитель пресс-службы ВТБ Вадим Суховерхов, 4. ещё один акционер ВТБ - один из участников экспедиции - Владимир Синяков. Сразу скажу: молодцы все, яркие, речистые, убедительные. Впрочем, судите сами.

Надеюсь, вы запаслись поп-корном. Сеанс начинается...

Прямая речь

Серия блиц-опросов.

1. Кирилл Аладышев, финансовый директор «ВТБ Лизинг»



- Если бы призыв Алексея Навального к расторжению сделки был удовлетворён, каких последствий следовало бы ожидать?
- Выиграла ли бы в этом случае что-то компания «Грант»?

image Click to view



2. Алексей  Навальный, миноритарий ВТБ


- Алексей, вы призывали признать сделку по приобретению буровых вышек в лизинг ничтожной. Представители «ВТБ Лизинг» утверждают, что один из исков привёл бы к взысканию имущества компании «ВТБ Лизинг» в пользу РФ, а другой - в пользу лизингополучателя. Это значит, что потери понёс бы и банк ВТБ, и его акционеры, и вы как один из миноритариев. Согласны ли вы с тем, что расторжение сделки позволило бы вернуть деньги, или же оно действительно привело бы к потерям для банка и акционеров?
[Ответ Навального.]

- По законодательству РФ сделка, истинной целью которой являются действия, которые можно характеризовать как преступные, является заведомо ничтожной. Я утверждаю, что единственной целью этой сделки на момент её совершения было хищение из банка крупной суммы денег.

Поэтому, в первую очередь, мы должны говорить о необходимости привлечения к ответственности мошенников, сидевших и сидящих в руководстве банка, и предотвращении подобных действий в будущем.

Ущерб, который наносили и наносят банку, его акционерам (в том числе мне) и вообще всем гражданам России, которые в лице государства владеют 85 % банка, гораздо больше, чем возможные потери по этой сделке в случае признания сделки ничтожной. Достаточно только упомянуть вопиющую сделку по банку Москвы.

Но, в любом случае, хочет этого ВТБ или нет, вне зависимости оттого, как к этому отношусь я или кто-то другой, по законодательству России, эта сделка является ничтожной. Поэтому мы обязаны соблюдать закон. Если признание сделки ничтожной привело бы к тому, что посадили бы мошенников, которые устраивали эту сделку, это заведомо стало бы благом и для банка, и для всех нас.


- Высказываются сомнения в подлинности опубликованного вами договора с заводом Honghua, где указывается, что стоимость одной вышки составила 10 млн долларов, поскольку тот же завод в то же время отпускал вышки другим компаниям по 13 млн долларов и выше. Как, по-вашему, удалось так значительно снизить стоимость сделки в случае с Well Drilling?
[Ответ Навального.]
- Вопрос этот содержит заведомо ложные утверждения. Где хоть один факт, подтверждающий то, что завод отпускал вышки другим компаниям по 13 млн долларов и выше? Мне смешно слышать, что опубликованный, имеющийся в моем распоряжении договор между Clusseter и заводом Honghua фальшивый с учётом того, что он есть в распоряжении таможенных органов, грузополучателя, органов Ростехнадзора и т. д. Любой независимый наблюдатель может зайти ознакомиться с публичными отчётами компании Honghua и увидеть размер продаж, приходящихся на кипрскую компанию Clusseter, и достоверно установить, что каждая установка стоит 10 млн долларов. Поэтому беспомощное враньё ВТБ о том, что договор фальшивый, просто говорит о том, что у них нет совершенно никаких весомых аргументов в свою защиту. В моём распоряжении есть также материалы проверки, которую проводил ОБЭП МВД, где участники сделки не опровергают, что цена установок на заводе была 10 млн долларов. Кроме того, ВТБ может изучить свои собственные платёжные документы по этой сделке и убедиться, что непосредственно заводу Honghua были переведены 300 млн долларов, а посреднику компании Clusseter - 152. Поэтому реальная стоимость каждой установки - 10 млн долларов - не подвергается никакому сомнению.


- Наверняка вы уже пообщались с акционерами, принявшими участие в поездке. Удалось ли вам получить от них ответы на интересовавшие вас вопросы? Остались ли у вас вопросы к руководству ВТБ Лизинг?
[Ответ Навального.]
- Мне ни с какими акционерами общаться не нужно. Я не собираюсь участвовать в идиотской игре ВТБ на тему «А вот посмотрите, установки существуют». Игра эта рассчитана на людей, которые будут давать наивные комментарии для заказных статей. То, что установки существуют, я видел своими глазами. То, что спустя 5 лет после заключения контракта часть этих установок, или большинство их, введено в эксплуатацию, - это замечательно. Но никакие поездки в Оренбург или в Новый Уренгой не отвечают на главный для меня вопрос: кто и почему забрал себе разницу в 152 млн долларов между рыночной ценой установок и той стоимостью, которую заплатил за неё ВТБ. Ответа на этот вопрос как не было, так и нет.




3. Кирилл Аладышев, финансовый директор «ВТБ Лизинг»
- Сколько составили потери и неполученная прибыль, вызванные «тяжёлой кармой» сделки по буровым установкам, и как вы собираетесь компенсировать эти издержки?

image Click to view



Поскольку с Навальным я разговаривал после поездки, то Аладышева мне пришлоь допросить ещё раз - по всем вопросам, которые задал Алексей.

- Как вы прокомментируете заявление Алексея Навального о том, что договор на 10 млн долларов за буровую, опубликованный им, находится в распоряжении таможни, грузополучателя, органов Ростехнадзора и следствия?
[Ответ Аладышева.]
- О наличии контракта в Ростехнадзоре нам неизвестно. Но если он там есть, то мог быть представлен только компанией «ИжДрил-НордЭкс-ХунХуа», где господин Ю. Лившиц был членом Совета директоров.

ЗАО «Грант» как грузополучатель обладает контрактом на получение оборудования по 15 млн долларов за буровую. Каким контрактом обладают господа Андреевы (бывшие владельцы «Гранта» и партнёры Лившица), лучше уточнить у самого Алексея.

Если смотреть на договор между китайским заводом и Clusseter, то возникает много вопросов. Например, оформление: листы не прошиты, присутствуют посторонние подписи. Что важно, Алексей не смог предоставить заполненный акт о прибытии грузов, что говорит о том, что буровые по этому договору в страну не были ввезены, поэтому на таможне никакого другого договора, кроме нашего, быть не может.



Акт получения грузов, опубликованный Навальным (не заверен печатями)



Акт получения грузов, предоставленный ВТБ (заверен печатями)

Подчеркнём, что в следственные органы копия контракта была представлена самим Навальным.

Когда Навальный в своём блоге начинал своё «расследование», он обосновывал цену в 10 млн долларов за буровую отчётностью китайского завода «Хунхуа» и ссылками на заключение экспертов - ООО «Эксперт». Причём эта экспертиза была сделана по заказу ЗАО «Грант», которое в то время активно с нами судилось.

Если судить по отчётности китайской компании «Хунхуа», на которую так активно ссылается Алексей, то в 2007-2008 годах она продавала буровые установки по цене 10 млн долларов лишь двум клиентам: Nabors Drilling International Ltd. и Clusseter. При этом Nabors - крупнейший акционер «Хунхуа», что объясняет льготные условия продажи буровых.
Почему завод продал по сниженной стоимости буровые компании Clusseter, мы можем только догадываться. Однако ответом здесь может быть тот факт, что Юрий Лившиц, бенефициар кипрской компании, очень тесно сотрудничал с «Хунхуа» - было даже организовано совместное предприятие «ИжДрил-НордЭкс-Хунхуа» (что указано в заявлении самого Навального). Это предприятие монопольно контролировало все поставки буровых в Россию с китайского завода в течение 2006-2008 годов.

Также приведём один примечательный случай. После смены менеджмента в «ВТБ-Лизинг» я как новый финансовый директор посетил китайский завод. Оказалось, что имя Лившица там настолько авторитетно, что представителей «ВТБ-Лизинг» встретили совсем недружелюбно: «Ты кто такой? Лившиц знаю, «ВТБ-Лизинг» не знаю. Буровой не продаю…».

Более того, вы можете изучить цены на буровые в 2007-2008, и нигде не найдёте новые буровые установки за 10 млн долларов. В среднем по рынку в тот момент они стоили от 13 до 16 млн долларов.


- Вы изучили свои платёжные документы по этой сделке, как посоветовал Алексей Навальный?
[Ответ Аладышева.]
- Сообщаем, «ВТБ-Лизинг» перевёл средства в Вank of Cyprus двумя траншами. Первый - за 18 буровых 274 194 000 долларов США 23 августа 2007 года. Второй - 182 796 000 долларов США за 12 буровых 18 июня 2008 года. Деньги пришли в банк на счёт компании Clusseter, которая до настоящего времени существует.


4. Вадим Суховерхов, руководитель пресс-службы ВТБ


- Почему вы решили вынести на суд общественности ситуацию с буровыми вышками только сейчас?
[Ответ Суховерхова.]
- Как вы знаете, во время последнего заседания годового собрания акционеров президент банка ВТБ Андрей Костин объявил, что акционеры, которые хотят посмотреть вышки и которые встревожены ситуацией вокруг них, могут поехать и посмотреть, как они работают. С этого момента мы занялись подготовкой этой поездки и были настроены показать всё и рассказать максимально всё. Так родилась эта идея, и совсем недавно она реализовалась.


- Какой момент стал переломным, после которого вы решили организовать поездку? Закончились суды или, может быть, вы решили закупить новые вышки?
[Ответ Суховерхова.]
- Переломным моментом, собственно, стало то, что «ВТБ Лизинг» понял, что все 30 вышек пристроены, они работают, они дают прибыль. Насчёт того, будут ли покупаться новые вышки, это скорее вопрос к профессионалам - «ВТБ Лизингу». Но насколько я знаю, бизнес с вышками очень успешный, и они интересуются закупкой дополнительных объёмов вышек.


Не хотелось бы ставить этот ролик последним - всё-таки моё дело сторона, - но любители жареного должны заоценить. Haters gonna hate.

5. Владимир Синяков, миноритарий ВТБ (Во время поездки один из самых активных выступающих, громко и открыто задавал вопросы Навального руководству «ВТБ Лизинг» и пресс-службе ВТБ.)



- Владимир, какое резюме вы делаете по окончании этой поездки?

image Click to view



Недосказанность - она как... Впрочем, Синяков компенсировал недосказанность собственным подробным постом в ЖЖ.

PS
Не могу оставить всех, пристально следивших за всеми перипетиями этой истории с буровыми, без вкусного десерта. Я в восторге от находки! Лучше присядьте.

Супруга В. С. Ярославцева, главы оценочной компании ООО «Эксперт», о которой говорят и Алексей Навальный, и финдир «ВТБ Лизинг» Кирилл Аладышев, она же коммерческий директор этой компании Э. В. Ярославцева, в то время, когда имущество «ВТБ Лизинг» было захвачено ЗАО «Грант», продавала точно такие же буровые установки на зарубежных сайтах. Крута?! :)

Завтра акционеры, включая Алексея Навального, соберутся на совет КСА и, видимо, подведут какой-то общий итог. Я же свою миссию на этом считаю выполненной. Спасибо ВТБ за интересный опыт, вертолётные прогулки по необъятным просторам Родины и гимнастику для ума.

Также интересовались темой:
Рустемdrugoi Адагамов: Из серии «Еду я по Родине»: глубокое бурение. А также: Спрашивали - отвечают.
Николайnl (Норвежский Лесной) Данилов: Работа над ошибками (и 6 других материалов в приложении).
Викторvictorprofessor Борисов: Буровые установки имени Навального и Виды с вертолёта.
Владимирvi_sinyakov Синяков: Алексей, ты не прав!
Марк mark_y Иланский:  Сибирь. Урал. Кто что украл? (фотоотчёт)

ВТБ, ЖЖизнь, добро и зло, Новый Уренгой, поездка, Навальный, интервью, деньги, Оренбург

Previous post Next post
Up