Цель упражнений на аудирование - формирование умения выделять из звучащего текста факты, сведения; выделять части в тексте; разграничивать основную и дополнительную информацию.
Упражнения для частично управляемого обучения аудированию (выполняются в условиях, облегчающих смысловое восприятие на слух, делающих его более целенаправленным, подсказанным с точки зрения направленности мысли, уточнения ситуации общения и т.д.):
• ознакомьтесь с картиной/серией рисунков, прослушайте текст, описывающий данную ситуацию. Выберите в процессе слушания одно из предложений для названия картины/серии рисунков;
• ознакомьтесь с планом центра города Лондона (Берлина, Парижа), прослушайте описание этого центра. Перескажите содержание текста на иностранном языке, опираясь на план, а также на реалии и имена собственные, написанные на доске;
• прослушайте текст, опираясь на ключевые слова/план. Распределите слова/пункты плана в последовательности, отражающей содержание текста;
• прослушайте текст, познакомьтесь затем с 2-3 заголовками. Выберите наиболее подходящий, прокомментируйте его, дополните подзаголовками;
• прослушайте сообщение, определите тип текста (например, диалог, описание, интервью и т. д.) и основную тему;
• ответьте на вопросы, знакомящие с большим контекстом;
• прослушайте текст и заполните таблицу, касающуюся сходства и различия в культуре двух стран;
• прослушайте текст, опираясь на серию рисунков, продолжите диалог/описание, согласуя его с заключительным рисунком;
• прослушайте начало диалога, расширьте и дополните заключительную реплику одного из партнеров;
• прослушайте часть диалога, продолжите его в парной работе с одним из учащихся;
• прослушайте монологический текст-описание, дайте развернутые ответы на вопросы, имеющиеся в ключе/написанные на доске и т. п.
Механизм осмысливания (механизм эквивалентных замен) формируется благодаря упражнениям на уровне текста. Учащиеся фокусируются на смысловой стороне (компрессия фраз, фрагментов текста). Это упражнения, направленные на дифференциацию высказываний:
- Прослушайте два варианта сообщений. Какая информация опущена во втором варианте?
- Слушайте диалог и постарайтесь объяснить в одной фразе, почему …
- Прослушайте несколько фраз, отметьте синонимичные знаком «+».
Упражнения для неуправляемого обучения аудированию:
• прослушайте аудиотекст, разделите его на смысловые части и озаглавьте их/составьте план;
• прослушайте фрагмент кинофильма/радиоигры, проиграйте эту сценку;
• прослушайте фрагмент диалогической речи, перескажите содержание разговора в форме монолога;
• прослушайте текст, охарактеризуйте ситуацию общения;
• прослушайте сообщение учащихся по заранее заданной теме, прокомментируйте высказывания, дополните их новыми сведениями;
• прослушайте описание ситуации/совершаемого поступка. Изобразите воспринятое в схеме/на рисунке и др.
Упражнения для развития умений смысловой переработки и фиксации воспринятой на слух информации:
• прослушайте текст, составьте аннотацию/тезисы;
• прослушайте текст, постарайтесь заполнить весь фактический, в том числе цифровой, материал. Сгруппируйте его по степени важности, дайте обоснование своего решения;
• сопоставьте прослушанный аудиотекст с графическим текстом, посвященным аналогичной теме. Сравните содержание по сходству/ различию, дайте аргументированную оценку;
• оцените прослушанный текст с точки зрения того, что было интересно/неинтересно, ново/не ново;
• укажите, где можно использовать данные, содержащиеся в прослушанном тексте;
• прослушайте текст, обсудите ряд проблемных вопросов по затронутой теме;
• прослушайте текст, составьте рецензию на него, используя следующий план: тема сообщения, действующие лица, краткое содержание, основная идея, оценка прослушанного и др.
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. Учебное пособие. М., 2006. 336 с.