Кубики Зайцева. Методика Зайцева.

Dec 11, 2015 20:04

Кубики Зайцева

Вряд ли найдется  такой родитель, который бы никогда не слышал о кубиках Зайцева.

Секрет популярности очень прост - автор Зайцев Н.А. и распространители методики обещают, что занимающийся по данной методике ребенок овладеет чтением за очень короткое время. При этом материал, с которым работает ребенок в процессе обучения, прост и знаком всем нам с детства - это кубики. Поэтому не удивительно, что вопрос о том, стоит ли приобрести кубики Зайцева и вообще пользоваться этой методикой обучения, все чаще возникает у современных родителей. В данной статье  мы попытаемся вкратце познакомить читателя с методикой Зайцева и аргументами «за» и «против».

Автор методики - Зайцев Николай Александрович, педагог из Санкт-Петербурга. Первые разработанные им кубики были выпущены в 1989 году.

За ними последовали пособия для быстрого овладения счетом, русским языком и чистописанием, а также пособия для изучения иностранных языков: «Стосчёт», «Русский для всех», «Пишу красиво», «Грамматика английского языка» и «Техника чтения на английском языке».

Быстрому распространению методики Зайцева и его кубиков послужила работа команды Зайцева по популяризации метода - проводилось обучение всех желающих, как в Санкт-Петербурге, так и в других регионах страны. Кубики Зайцева получили широкое распространение не только в России, но и в странах СНГ.

Стоит отметить, что Зайцевым были созданы методики по обучению чтению  и грамматике на украинском, казахском, белорусском, а также татарском, армянском и французском языках.

Несомненно, методика обучения чтению по кубикам Зайцева прошла испытание временем, ведь уже более 20 лет она пользуется огромной популярностью как среди родителей, так и педагогов дошкольных учреждений.



В чем же ее секрет?

Итак, в основе методики обучения детей чтению по кубикам   Зайцева лежит давно известный принцип обучения чтению не по буквам или слогам, а по складам. (Этим принципом руководствовался еще Л.Н. Толстой, обучая ребятишек в своей школе в Ясной Поляне).

Складом считается созвучие согласного звука с гласным (на лу-гу), отдельный гласный звук в качестве слога (О-ля), отдельный согласный в закрытом слоге (ша-р), а также согласная с мягким или твердым знаком (ме-дь).

На каждой грани кубика написан один из складов, причем каждый склад имеет свой цвет. Малыш выучивает не написание отдельной буквы, а сразу написание различных складов: ба, бу, бы, са, си, се. Затем эти склады легко складываются в слова - бу-сы, гу-си.

Зайцев считает, что чтение по складам органичнее для детского восприятия, чем обучение буквам, а затем складывание из них слогов и слов, ведь сам ребенок начинает говорить складами (а-гу-а-гу-а-гу и т.д.) и слышит  произносимые слова тоже складами.
Принципы обучения по методике Зайцева

• т общего к частному и от частного к общему;

•    От конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому;

•    Обеспечение наглядности с использованием различных каналов восприятия;

•    Системная подача материала;

•    Алгоритмизация учебных действий;

•    Учет физиологии восприятия детей;

•    Охрана здоровья детей.


Давайте более подробно остановимся на каждом пункте принципов обучения детей  по методике Зайцева.

Итак, складывание слов из складов-кубиков, а также разложение целого слова на склады и есть наглядная демонстрация принципа «от частного к общему и от общего  к частному». Работа ребенка с кубиками Зайцева на протяжении всего процесса овладения им чтением иллюстрирует принцип «от конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому». Сначала ребенок просто рассматривает кубики, играет с ними - здесь проявляется конкретно-образный способ мышления.

Далее взрослый знакомит ребенка со звучанием разноцветных складов, изображенных на кубиках (склады лучше не проговаривать, а пропевать вместе с крохой), потом показывает, что из этих кубиков можно складывать слова. И так ребенок овладевает чтением и созданием слов - здесь работает наглядно-действенный способ мышления.

На последнем этапе чтение становится беглым, а мышление ребенка переходит на новый этап - становится словесно-логическим.

Примером наглядности и систематизации изучаемого материала в методике Зайцева служат таблицы-тренажеры, которые входят в учебные комплекты с кубиками. С их помощью ребенок осмысляет, закрепляет и повторяет пройденный материал. Занятия с кубиками Зайцева проводятся в игровой форме, в движении,  в процессе обучения чтению дети много поют, что является наглядной демонстрацией принципа «учет физиологии восприятия детей».

Принцип «охрана здоровья детей» реализуется путем  исключения монотонности  из учебного процесса.  Дети не  занимаются  все время в сидячем положении, они много двигаются, методическое обеспечение позволяет проводить занятия на воздухе.

В результате,  через 15-20 часов занятий с кубиками Зайцева дети четырех-пяти лет начинают читать, овладевают арифметическими операциями  в пределах ста. Далее эти навыки укрепляются в совместной работе педагога и ребенка. Как заверяет автор методики Н.А. Зайцев, дети к шести-семи годам, занимаясь с кубиками два раза в неделю, способны овладеть содержанием учебных программ для второго, третьего, четвертого классов. Методика Н.А. Зайцева позволяет в короткий срок изучить грамматику русского языка, математику и английский язык.

Автор Голубова Ульяна
http://shkola7gnomov.ru/parrents/pedagogicheskiy_navigator/metodika_zayceva/id/1168/

rki_deti, алфавит, чтение, билингвы, дети

Previous post Next post
Up
[]