Иногда начинающие преподаватели задают вопрос: когда следует давать учащимся тему времена глагола. Нужно отметить, что на протяжении своего исторического развития русский язык претерпевал системные изменения и утратил разветвлённую систему глагольных времён. И на современном этапе система времён в русском языке достаточно проста: их всего три и они соотносятся с нашими реальными
представлениями о времени - прошедшее (писал / написал) - настоящее (пишу) - будущее (буду писать / напишу). Таким образом, формы глагола вводятся уже на первых уроках, а, если курс интенсивный, вполне возможно, что вы дадите парадигму спряжения глаголов в настоящем времени уже на самом первом занятии, чтобы учащийся сразу мог строить элементарные фразы на русском языке. Далее вводятся прошедшее и будущее, образование которых, как правило, не вызывает никаких трудностей.
Проблемы обычно возникают при изучении несовершенного и совершенного видов глагола, ведь эта грамматическая категория характерна только для славянских языков. С её помощью в русском языке передаются различные оттенки значений, которые, например, в романо-германских языках выражаются с помощью глагольных времён (Past Continuous, Present Perfect и др. в английском; Imparfait, Passé composé и др. во французском).
Вопрос: Порекомендуйте пожалуйста, в каком объеме и в какой очередности подавать материал для студентов начального уровня по теме "Глагол" (понимаю, что этому необходимо посвятить несколько уроков, раскрывая информацию постепенно и параллельно с другими темами).
Ответ:
1. Сначала знакомим студентов с двумя группами глаголов (первым и вторым спряжением): глаголы типа "знать" и глаголы типа "говорить".
2. Вводим образование форм прошедшего времени.
3. Знакомим с образованием форм сложного будущего времени со вспомогательным глаголом "буду".
4. Изучаем бесприставочные глаголы движения: идти / ходить, ехать / ездить.
5. Переходим к изучению глаголов несовершенного / совершенного видов. Сравниваем значение глаголов несовершенного / совершенного видов в формах прошедшего времени.
6. Вводим формы простого будущего времени.
7. Можно приступать к изучению глаголов движения с приставками.