Oct 11, 2011 12:56
У любого поэтического текста (если это хороший поэтический текст) всегда есть двойное дно: сказанное слово аккумулирует смыслы, накопленные в поэтическом поле. Это присутствует у любого поэта. Но у Осипа Мандельштама это проявилось ярче всего. Омри Ронен, говоря о методе Мандельштама, приводит такой пример: «Когда М. в одном из ранних стихотворений назвал судьбу цыганкой, то объяснить этот троп можно двояким образом: судьба столь же непостоянна, как цыганка, и - цыганки предсказывают судьбу. Третья мотивировка лежит уже за пределамит стихотворения: это поэма Пушкина «Цыганы», завершающаяся словами: «И от судеб защиты нет». Подобная аллюзия - характерный образец излюбленного поэтического и семантического приема М.»* Но в случае Мандельштама, как мне кажется, можно говорить о том, что он осознанно развивает в себе чувство прошлого.
Свои взгляды на поэтическую традицию он изложил в теоретической статье «Слово и культура», высказав мысль о том, что у поэзии нет «вчера» и нет «завтра»; вся поэзия существует здесь и сейчас, в одной плоскости: «часто приходится слышать: это хорошо, но это вчерашний день. А я говорю: вчерашний день еще не родился… Мы свободны от груза воспоминаний. Зато сколько редкостных предчувствий: Пушкин, Овидий, Гомер…». Такое понимание поэтической традиции свойственно модернизму, вернее сказать, оно свойственно любому поэту, но теоретически осмыслили это именно модернисты. Сравним с тем, что писал Элиот: ««чувство истории побуждает писать, не просто сознавая себя одним из нынешнего поколения, но ощущая, что вся литература Европы от Гомера до наших дней… существует единовременно».
Мандельштам,
традиция,
Омри Ронен,
Элиот