Очередная история про мушкетеров. Часть 3

Oct 17, 2018 13:00

Итак, заканчиваю повествование о том, как мы с мужем (питерские мажоры) съездили в Москву на постановку стекстакля "Три мушкетера" Арт-группы "Fellowship".

Первая часть отзыва.
Вторая часть отзыва.



Идея пьесы
Теперь подгребаем к самому главному - собственно действию и его прочтению на сцене.
Сразу скажу, я бы предпочла смотреть оригинальный отечественный мюзикл, а не переводной голландский, в котором есть куча нюансов, непереводимых на наш язык, непонятных нашему зрителю и вообще ненужных в этой истории. Потому что история-то оказалась вовсе не о дружбе.


Первое появление д’Артаньяна с криками трактирщицы «уходи, гугенот» мгновенно вызвали ассоциации со священными войнами между католиками и протестантами и, следовательно, другим произведением Дюма, которое целиком и полностью посвящено этой теме - «Королевой Марго».
Периодически так и хотелось спросить - мы точно на «Трёх мушкетерах» сегодня сидим?



Тема «католики плохие, кардинал фанатик, церковь - это плохо» превалировала и шла красной нитью во всех сценах мюзикла вплоть до отравления Констанции. Миледи травит её непотому, что ей хочется насолить д’Артаньяну или бедная кастелянша королевы перешла дорогу ей лично. Вовсе нет.
Миледи-атеистку, которая закономерно разочаровалась в милосердии и нравственности церковнослужителей, а следовательно - и всей религии, раздражает поведение этой «девочки», которая посмела быть счастливой в жестоком мире, где самой-то Миледи уже сполна пришлось хлебнуть горя, стыда и унижения.
Констанция смеет молить Бога о помощи и защите, смеет надеяться на него и верить в то, что он непременно поможет д’Артаньяну вернуть королеве колье, и все будет хеппи-энд. Но яд, спрятанный в «узкой тропке меж двух холмов» (с) в декольте Миледи, уже приготовлен.
Шпионка травит кастеляншу только из вредности: ты,наивная дурочка, веришь в то, что кому-то там сверху есть дело до твоих слёз? Да я сейчас одним движением руки пресеку твою жизнь, и никто тебе не поможет!
Вот и вся песня.


Таким жестом Миледи сама себе доказывает,что она «бяка-бяка» и демонстрирует Констанции, что вера её - это пустая блажь, что судьбу человек может строить только сам. В связи с этим вспоминаем первое появление Миледи и строки её песни: «Сюжет судьбы я изменю - станет, как хочу».
А что это всё означает? Только одно - протестантская идея «человек сам строитель своей судьбы, сам себе прощатель и сам себе судья»
возносится авторами сценария во главу угла. И вся пьеса подчиняется уже вовсе не идее «друг за друга мы горой, один за всех и все за одного».
Нет, основная идея постановки: католицизм  - это плохо, это фанатичное служение бессмысленной идее смертоубийства ради «высоких целей».
Это «насилие народа днём и ночью» во всех смыслах этого слова, ведь из мизансцены первого разговора Миледи и Ришелье ясен и прозрачен намёк на то, кто именно обесчестил девицу в 15 лет. Вокруг кардинала лишь страх, лесть, шпионаж, кровь, война и похоть. Таким католицизм свойственно видеть именно крайне левым протестантам, а мы ведь помним, кто создатели мюзикла...


И одно из доказательствтого, что идея в пьесе  - не дружба спасает, а вера в себя - это молитва д’Артаньяна, обращённая к биологическому отцу, а не к Христу, и мотив композиции «Папа», который звучит в финальной дуэли с Рошфором, после чего кардинала и Рошфора отправляют под домашний арест.
Именно в протестантской традиции считается, что человек может надеяться только на себя, а помогают ему в жизненном пути только духи предков. Протестанты отрицают фетишизм церкви, наложение креста и тайну исповеди. Они отрицают святых (вспомните, как миледи использовала статуэтку Девы Марии) и их помощь простым смертным. В понимании "гугенотов" людям могут помогать только духи предков. Именно поэтому главный герой молит о помощи отца: помоги, направь, подскажи! И у него всё получается. А кардинал, сколько бы ни обращался в своих молитвах к Небесному отцу, остаётся в проигрыше. И страшилки ему по ночам снятся как доказательство того, что он виновен в куче преступлений, сколько бы ни отмаливал их.


Идея эта, признаюсь, прочиталась не сразу.

В голове не складывались нестыковки поведения персонажей (например, почему Бекингем-эгоист не хотел отдавать подвески, с какого перепугу королева-католичка просит его остановить войну и какого черта она вообще доверилась кардиналу). Но минут через 40 после просмотра, при обсуждении с друзьями уместности композиции «Папа» в мюзикле и её звучании в финальной дуэли, меня просто осенило.
Я поняла весь смысл этой «феерической дурки», в которой голландцы под маской старой избитой темы пытаются донести до зрителя совершенно иную мысль… (весьма спорную, надо сказать, но это уже отдельный разговор). И тогда всё стало на свои места, вопросы по фабуле отвалились, пазлики сложились.
Правда, так и остался вопрос к авторам: зачем было брать именно трёх мушкетеров и настолько перевирать мотивы и поступки героев? Для такой цели больше подходит «Королева Марго» всё-таки.
Но, повторюсь, это вопрос не к труппе Fellowship. Полагаю, ребята, которые не воспринимают действие целиком из-за своей вовлечённости в него, поскольку играют каждый свою линию, даже не подозревают, в какую церковную интригу они оказались втянуты ;).


Отсюда и «косяк» с наложением креста - когда кардинал крестит зал слева направо, а для зала это справа налево! И это ни разу не католический крест!




Конечно, голландцам без разницы, как крестить и как креститься - они вообще отрицают необходимость этого жеста в церкви, потому не заморачиваются. Но выглядит это смешно: главный священник в католической Франции - засланный гугенот))) Поэтому на вопрос Ришелье к королю: «Вы хотите, чтобы Франция осталась католической?» так и хотелось ответить: «Она уже протестантская с благословения твоего Высокопреосвященства».
Косяк с крещением всё-таки, надеюсь, будет учтён режиссёром, и кардинал станет католиком так же, как королева и Миледи, которые крестились правильно.

Фабула
Как я уже отметила выше, фабула критично отличается от романа Дюма. Я бы даже сказала, она не имеет к нему никакого отношения (это при довольно большой идентичности сюжета).
В исходнике читаем:
Юный гасконец, томимый мечтою о королевской гвардии, едет в Париж, чтобы стать мушкетером. Ему встречается любовь и три верных друга. Конечно, он находит и врага в лице Рошфора, которому покровительствует кардинал - первый министр страны, управляющий Францией вместо короля. Королева в тайне от мужа переписывается со своим братом - испанским королем, подстрекая его поддержать военные действия Англии, которая помогает французской гугенотской столице Ла-Рошели  стать независимой. Возлюбленная гасконца - верная служанка королевы - затягивает юношу в интригу, прося помощи, и пылкий молодой человек оказывается пешкой в игре сильных мира сего. Три его друга ввязываются в авантюру только из-за желания насолить  кардиналистам, которых априори не любят. В итоге за свою дерзость гасконец теряет возлюбленную. Кардинал лишается лучшей шпионки, которая всё-таки успевает сыграть главную роль - подослать к английскому министру убийцу. Ла-Рошель остаётся французской.
И сравните с тем, что читается в фабуле голландских трёх мушкетёров:
Юный гасконец едет в Париж томимый мечтою о королевской гвардии, встречает там любовь и трёх друзей. Но Париж, как и всю страну, днём и ночью насилует фанатик-кардинал, который мечтает только о второй Варфоломеевской ночи и священной войне, в которой нужно вырезать всех гугенотов. Кардинал подстрекает королеву послать курьера в Англию к министру, чтобы он не поддерживал гугенотскую столицу Франции Ла-Рошель.
Пользуясь доверчивостью королевы, Ришелье составляет искусный заговор (зачем - не совсем понятно). Верная служанка королевы, она же возлюбленная гасконца, просит его о помощи. Юноша отправляется в Англию со своими друзьями - бывшими сослуживцами отца, которые жутко не любят фанатичного кардинала и чётко разделяют веру и церковь. Во всех делах гасконцу помогает дух отца, поэтому он выходит победителем. Король наказывает кардинала, честь королевы восстановлена, клевета с неё снята. Ла-Рошель остаётся французской.
Теперь понятно, что такие мушкетёры просто не могут носить плащи с крестами)) как скрытые протестанты.


Но вот кардиналистам в контексте пьесы можно было бы крестов наляпать на все места, раз уж католики такие плохие.


Продолжение сделует...))

Мушкетеры, Театр, Шпаги и фехтование

Previous post Next post
Up