Вчера Димыч звонил и между делом вспомнил наш утренний разговор в четверг, рассыпался в комплиментах, сказал, давно ТАК ни с кем не общался.
Конечно, мы не только о бизнесе его говорили, но и о жизни, искусстве, культуре. Как в юности, собственно) В том числе затронули темы творчества Булгакова и Гюго.
О Мастере и романе про Мастера говорить можно бесконечно, конечно же. И всей сути его всё равно не постигнешь - слишком много слоёв заложил автор в своё произведение. Поэтому читать "Мастера и Маргариту" можно, словно вкушать слоёное пирожное.
Линии персонажей, увы, редко улавливаются обычными рядовыми и неискушёнными читателями. Понимают чаще всего только, что Мастер сравнивается с Иешуа, и то с натяжкой. Обвиняют автора невесть в чём. Силу свиты Воланда и смысл введения всей Московской линии вообще мало кто понимает. Опять же обвиняют автора не весть в чём))) А он просто обстебал всё, что было вокруг, всё, с чем рядом он жил. Тонкие намёки на прошлое - как историческое, так и литературное - улавливаются только читателями с богатым опытом чтения. Невозможно понять отсылки, "поклоны" и реминисценции, не зная оригинала. Вероятно, именно поэтому для большинства читателей роман остаётся непознанным, воспринимается как попытка оголить женщин и обворовать "честных москвичей". Бред в общем, жаль мне таких плоскомыслящих людей, особенно художников, которые, рисуя обложку, окромя обнажённой Маргариты на метле ничего не могут придумать. Противно, банально, обидно - еле-еле нашла адекватную картинку для иллюстрации своего текста. Собственно, не удивительно, что роман воспринимается далеко не всеми и далеко не с первого раза. И уж, конечно, далеко не всем он идёт.
Да, между делом в разговоре я вспомнила, что когда-то меня просили подменить в школе учителя лит-ры на время болезни. И выпал мне именно Булгаков... Все же понимают, что дети даже не открывали книгу. Но ничего, мы с ними довольно быстро нашли общий язык, читать я их, естественно из-под палки не заставляла, т.к. всё равно ничего бы не поняли, но обзор текста и анализ образов мы провели качественно. Задумались. Интересно, кто-то из ребят потом "дорос" до Мастера сам?))
В связи с этим воспоминанием мы с Димычем и систему образования обсудили немного, но это уже другая тема.
Виктор Гюго С Гюго вообще забавно вышло. Оказывается, наш интерес к автору возник одномоментно, в подростково-юношеском возрасте, когда по телевизору показывали мультсериал "Отверженные". История обоим понравилась и решили мы почитать книгу, что называется не сговариваясь (ещё и знакомы тогда не были).
Сразу отыскать её лично мне не удалось, потом были старшие классы и экзамены - выпускные и вступительные - и только уже в вузе добралась я до трёхтомника к своей радости. Но интересно то, что книгу мы с Димкой читали тоже примерно в одно время, уже, кстати, дружили, но не помню, чтобы тогда этот момент обсуждали с ним))) Зато на минувшей неделе сполна пробел восполнили. Естественно мы оба в юности были покорены образом Жана Вальжана))) Что говорить. И, ясен перец, с тех пор в моём мозгу живёт чистый и возвышенный идеальный Мариус - благородный юноша, правильный и верный себе (да. да. Ольган, это привет Райту и Никите).
Но, как я вижу из отзывов в сети, Мариуса народ непонимает ровно так же, как не понимает Мастера. (Корсак, почему я не удивлюсь?) Ну, что поделать, если образ слишком сложный для обывательского восприятия, которому подавай только красивые обложки и пофиг, что внутри. Девочки любят истории любви, когда мужчина всеми правдами и неправдами добивается своей возлюбленной, а в чистоту искренних чувств (самоотверженных и альтруистичных) и верить никто не хочет.
Может просто кто не знает, что роман Гюго остро-социальный, он не о любви вовсе? Это настолько третьестепенная линия, что ставить акцент на отношениях Мариуса и Козетты вообще бессмысленно. Они как дополнительный бонус, как лучик света, который показывает, что счастье на земле всё же возможно, несмотря ни на что, если ты чист душой и телом. Мариус и Козетта - два существа "над миром", которые обрели друг друга и стали гармоничным целым. Вообще удивляет, когда девушки этого не понимают)) Впрочем, как известно, каждому своё.
А в социальном плане у Гюго вообще много заморочек. И "Отверженные" недаром считаются высшей точкой творчества автора, где у него уже нет откровенно революционных перекосов, когда все люди, что выше бедняка, - моральные уроды. Тот же образ епископа, который Жану Вальжану "мозги прочистил" чего только стоит! В общем, говорить можно много, одно знаю наверняка: до "Отверженных" тоже надо читателю дорасти, потому как социально-исторический роман - вообще самый сложный жанр из всего, что придумано в литературе на данный момент времени. Ну и "много букоф". Слишком много, часто кажущихся лишними - это тоже непросто осилить.
Потом как-то разговор вырулил на "Собор парижской богоматери" (о более раннем и категоричном Гюго заговорили), и тут я высказала своё "фе" по поводу раскрученной песенки из мюзикла - "Бель", слушая которую непосвящённый проникается любовью к образу гада Феба (ещё бы! в исполнении-то Макарского!) и вообще не постигает сути души горбуна.
Не люблю я, когда вот так искажается истина, не люблю, когда идеализируют злодеев. "Не люблю" - это мягко сказано.
Антон потом успокоил, сказал, что если посмотреть мюзикл целиком, такого ощущения нет. Но я отлично помню реакцию молоденьких девушек, и в том числе моей Мелкой, после песни: "Вау! Надо почитать, какой там Феб зайка!.." Ахха. Зайка... сволота, по которому виселица плачет. Димыч откровенно удивился такому раскладу и сказал, что "надо почитать")))
Итогом встречи можно было бы назвать такую фразу: Классику можно не любить и даже не разделять идею автора, но не знать её просто стыдно.
Вот собственно, такие литературные посиделки снова были на моей любимой кухне) О прошлых - "Портрет Дориана Грея", "Прекрасные и проклятые", "Герой нашего времени" , "Сердца трёх" и поэзии Серебряного века - можно почитать тут: http://mariusm11.livejournal.com/368280.html - кто не видел. Это сестра приезжала.
olganius, tvsher, с вами мы тоже много чего перетирали там)