Гуманитарии всех факультетов - объединяйтесь!

Oct 30, 2014 12:43

Предже чем кто-то решится осилить эти "много букв", оговорюсь, что статья моя, только написана уж больно давно.Шарясь по меткам, случайно наткнулась.
Прошло 4 года.
Многое ли изменилось - вопрос к современным студентам и их родителям. Потому и решила повторить текст)

Оригинал взят у mariusm11 в Гуманитарии всех факультетов - объединяйтесь!

Студенты-физики отказываются ходить на лекции по русскому языку, твердо уверенные, что запятые в витиеватых формулах никак не связаны с пунктуацией. Будущий авиаинженер озадаченно почесывает в затылке, принимая из рук библиотекаря учебник по психологии - неужели у него будет время «думать о вечном», следя за монитором локатора? Без пяти минут кандидат естественных наук, задавая сам себе извечный вопрос «быть или не быть», зубрит никому на первый взгляд ненужные философские трактаты Аристотеля и Платона… И в то же время девушки-«филологини» изумленно хлопают пушистыми ресницами и поправляют на носу очки, обнаруживая в сетке расписания странное словосочетание - «Основы экономики». Все смешалось в доме российского образования? Давайте разбираться вместе…



Сегодня много говорится и пишется о кризе в образовании. В «лихие 90-е» эта тема стала неизменным источником вдохновения кандидатов, магистров, докторов и доцентов педагогических наук.

Но почему долгое время технические, естественные и гуманитарные знания совершенно безболезненно сосуществовали, не вызывая в обществе ни диссонанса, ни конфликта? А в эпоху перестройки возникла острая необходимость изменения парадигмы образования, привнесения в гуманитарных «нот» в иные науки? Можно предположить, что причиной послужил ряд социально-экономических и политических процессов, коснувшийся всех классов общества в 1980-90-х гг., буквально вскрывших несостоятельность углубленного и узкого изучения естественнонаучных и математических дисциплин без общего гуманитарного «фундамента».

Подмена понятий

Ни для кого не секрет, что технократическое мышление, свойственное человечеству начала прошлого века, провозглашало Homo sapiens венцом творения, высшей целью существования общества. А что произошло на деле, многие из нас ощутили на себе: рядовой человек превращался в винтик, служащий безжалостной и непоколебимой системе до изнеможения, которая к тому же отказывала ему в праве голоса, выбора и свободы мысли. Произошла банальная подмена понятий: тот, ради кого задумывался технический процесс, превратился в средство его осуществления, иными словами - в ресурс. Вспоминая слова известной песенки из детского кинофильма «Приключения Электроника» - «Позабыты хлопоты, остановлен бег. Вкалывают роботы, счастлив человек!» - невольно усмехаешься и вспоминаешь, каким боком обернулось для героя это самое «счастье»: потеря себя, отсутствие ориентиров и предпочтений в самоопределении, минимализация ценности личного мнения.

Примерно к такому же выводу пришло и российское общество к концу XX столетия. Школа, техникум и вуз готовили выпускника к «счастливой» жизни… но только трудовой. Иных аспектов рассмотрения личности обучающегося просто не существовало! Каждый школьник и студент был обязан от корки до корки изучить определенный набор предметов, получить строго регламентированный багаж знаний, умений и навыков и закрепить их на практике (желательно ударной и где-нибудь в самых неблагоприятных районах бескрайних просторов Родины - благо, масштабы СССР позволяли фантазировать, куда в очередной раз выписать направление). При этом о формировании эстетических взглядов, личностном росте и тем более возможности самосовершенствоваться ни в одном из учебников вплоть до начала 1990-х вы не найдете ни слова.

Как итог - страна получала грамотных (по большей части) специалистов в узкой сфере деятельности. Из всех морально-этических принципов акцент попадал лишь на два положения: верность родине и трудолюбие.

Ломка личности в «перестройку»



В советском обществе ценность личности на предприятии сводилась к нулю - важен был собственно работник как техническая единица и результат его труда. Перевыполнение плана - вот единственный ценный аргумент, который могло принять во внимание руководство при «раздаче праздничных слонов».

Реалии «перестройки» не замедлили вскрыть все имеющиеся проблемы советской образовательной парадигмы. Человек «эпохи перемен» оказался один на один с жестокой реальностью, которая учила выживать, заставляя становиться гибким и мобильным, осваивать новые «непаханые» просторы профессиональной деятельности. Сколько же переломов и трансформаций пережила личность рядового россиянина, не привыкшего мыслить широко, пожалуй, не сумел бы подсчитать ни один статистический центр мира.

И в этот момент на помощь загнивающей системе образования пришла новая педагогическая мысль, призывающая интегрировать ряд разнонаправленных дисциплин с целью создания гибкого и способного к саморазвитию специалиста широкого профиля.

Рассмотрим в качестве примера внедрение гуманитаризации в сферу высшего инженерного образования - ведь именно их, представителей «белых воротничков», оказалось на улице большинство, когда закрылись заводы и конструкторские бюро.

Технологии - во главе угла

Долгое время для России, а вернее, для советской России, приоритетным направлением в системе высшего профессионального образования были инженерные специальности. Ситуацию диктовали реалии середины XX века, в частности индустриализация общества и необходимость пополнять военно-промышленный комплекс государства высокообразованными инженерными кадрами.

Но изменились времена, и привычный набор знаний перестал удовлетворять требованиям современного культурного общества. Прагматичная модель советского инженерного образования была способна формировать лишь технократически направленных узких специалистов, часто неспособных ориентироваться в ситуациях, не свойственных им или незнакомых. Педагогика стала искать способы усовершенствовать систему обучения в высшей школе, чтобы выпускник являлся не только грамотным специалистом, но и разносторонне развитой, высокоэрудированной, культурной личностью, способной к самопознанию и самосовершенствованию на протяжении всей жизни. Единственным оптимальным решением этой задачи явилась гуманитаризация системы высшего профессионального образования.

Современная педагогика, отвечая требованиям культурного государства XXI века, призывает интегрировать классические инженерные дисциплины с общенаучными и гуманитарными. Подобный синтез должен «культивировать» в специалисте морально-нравственные качества и личностные ценности, считающиеся приоритетными в государстве на сегодняшний день. Это мобильность, коммуникабельность, способность широко мыслить и находить выход из любой проблемной ситуации. Как следствие в расписании занятий будущих инженеров появились такие предметы, как «Психология и конфликтология», «Этика». «Логика», «Культура речи».

Три тезиса «за»

Почему именно гуманитарные науки были провозглашены спасательным кругом высшей школы? Можно выделить как минимум три положения, аргументирующие целесообразность этого нововведения в системе подготовки будущих инженеров.

Первое - высшее учебное заведение заведомо позиционирует себя не только как средство подготовки узкого специалиста, но и как институт, способный формировать полноценную духовно развитую личность, успешную и востребованную в современном обществе.

Второе - помимо основных умений и навыков, касающихся способности аналитически мыслить, вуз раскрывает потенциал продуктивного воображения студента, развивает его синтетические способности.

Третье - деятельность инженера осуществляется в определенном социальном контексте, к которому необходимо быть подготовленным для успешной и быстрой адаптации в нем. Новое место, новый коллектив, необычная нагрузка, необходимость оперативно реагировать и противостоять стрессовым ситуациям - с этим, безусловно, столкнется каждый выпускник.

Резюмируя, можно выделить основной тезис современной педагогики: человек есть цель системы образования, что подразумевает его гармоничное развитие как полноценной личности, реализацию творческого потенциала и стремление к самосовершенствованию. Единым мерилом успешности выполнения поставленной задачи является только конкретный результат - степень реализации данной цели.

Итого…

Глядя на современных выпускников, бросающихся в профессиональную деятельность, зачастую диаметрально противоположную той, что заявлена в дипломе, мы понимаем, что идея педагогов-новаторов в чем-то даже превзошла себя. Молодой специалист, едва получивший азы психологии, мнит себя способным психоаналитиком, наскоро «проглотивший» учебник Розенталя - крутым писателем, получивший «отлично» на экзамене по «Правоведению», спешит на собеседование в юридическую контору. А как же древняя истина, что сапожник должен шить ботинки, а булочник - печь хлеб?

С другой стороны, пытливый и изворотливый ум выпускников XXI века, не боящихся браться за малознакомые отрасли и начинать с ноля, оставляет надежду на то, что наша педагогика не ошиблась, введя в единый образовательный стандарт общенаучные и гуманитарные дисциплины. Ведь основной характеристикой современного профессионала является не столько умение ориентироваться в своем предмете, сколько способность к осознанному личностному и профессиональному росту.

В связи с этим всплывает из глубин подсознания главный тезис современной педагогики, который так любила повторять наша многоуважаемая директор магистратуры Галина Петровна Синицына: «Образование не на всю жизнь, а через всю жизнь»…

Разве это не так? - В добрый путь!

Образование, Гуманитаризация, Общество

Previous post Next post
Up