Портрет Вильгельма Гессен-Кассельского, выставленный как "Портрет офицера"

Oct 07, 2016 17:27

В 2015 году на аукционе Cheffins под лотом 648 был выставлен портрет работы Геррита ван Хонтхорста, идентифицированный как портрет офицера (Рис. №1). Однако при сравнении с другими изображениями, известными автору, обнаруживается, что на самом дела на портрете изображён ландграф Вильгельм VI Гессен-Кассельский (1629-1663), правивший в 1637-1663 гг. Он был единственным выжившим сыном Вильгельма V Гессен-Кассельского и Амалии Елизаветы Ганау-Мюнценбергской, потерял отца в 8 лет, после чего мать правила от имени малолетнего Вильгельма. В 1650 году ландграф был признан совершеннолетним и начал самостоятельное правление. Вильгельм восстанавливал страну после 30-летней войны и заслужил прозвище "Справедливый", хотя был нетолерантен к лютеранам и запретил лютеранство на территории своих владений, сделав исключение лишь для нескольких земель, где лютеранское население составляло большинство.
Художник Геррит ван Хонтхорст был придворным портретистом у принца Оранского, среди нарисованных им знатных особ было много немецкой протестантской знати. Если говорить о Гессен-Кассельских, известны портреты Вильгельма V и Амалии Елизаветы (Рис. №3, №4), выставленные на аукционе Bruun Rasmussen в 2003 году и неверно идентифицированные как работы Михеля Миревельта. Ещё существует "Портрет неизвестной девушки, возможно Елизаветы Богемской" (Brunk Auctions, лот 2) (Рис. №5), на деле являющийся портретом одной из дочерей Вильгельма V, о чём можно судить по сходству между девушкой с портрета и ландграфской парой с портретов.
Основным доказательством того, что на портрете с британского аукциона изображён именно Вильгельм VI, можно считать очевидное сходство этого портрета с гравюрой Бальтазара Монкорне (Рис. №2), изображающей ландграфа в юности. Вопрос относительно того, почему изображения развёрнуты в разные стороны, легко объясняется с той точки зрения, что при гравировании для верной передачи избражения мастер должен был нацарапывать его отражённым по горизонтали, что было сложно и далеко не всегда выполнялось. Об этом говорят многочисленные гравюры, существующие в двух вариантах, отличающихся горизонтальным отражением. Таким образом, делается вывод, что на картине изображён Вильгельм VI Гессен-Кассельский, в возрасте не более 18 лет (около 1647), поскольку ещё не имеет усов и одет в костюм по моде 1640-ых. Вероятно, портрет был написан во время путешествия (гранд-тура) юного ландграфа по Европе в 1646-1647 гг.



Рис. №1. Портрет, выставленный на аукционе Cheffins



Рис. №2. Гравированный портрет Вильгельма VI работы Бальтазара Монкорне. Источник: banqueimages.crcv.fr



Рис. №3. Портрет Вильгельма V Гессен-Кассельского, отца Вильгельма VI, работы Геррита ван Хонтхорста, выставленный на аукцион Bruun Rasmussen в 2003 году. Источник: rkd.nl



Рис. №4. Портрет Амалии Елизаветы Ганау-Мюнценбергской, матери Вильгельма VI, работы Геррита ван Хонтхорста, выставленный на аукцион Bruun Rasmussen в 2003 году. Источник: rkd.nl



Рис. №5. Портрет одной из дочерей Вильгельма V Гессен-Кассельского, работы Геррита ван Хонтхорста, выставленный на аукцион Brunk в 2015



Рис. №6. Сравнение портрета с аукциона и гравюры

немецкие правители, некорректная атрибуция, живопись, Потомки Ирменгарды Геннебергской по ПЖЛ, немецкие принцессы, 17 век, Брабантско-Гессенские, атрибуции, Гессен, Геррит ван Хонтхорст, Потомки Алисии де Кальмон по ПЖЛ

Previous post Next post
Up