Чем больше празднуем, тем богаче торгашеский капитализм

Jan 13, 2025 11:01



Отпраздновали? В ночь с 11 на 12 января по телевидению повторили «Новогодний огонёк». Решили не ждать «старого нового года». Значит, всё - новогодний цикл завершился. Возвращаемся в рабочий ритм. Но не успеем мы прийти в себя, как подоспеют очередные праздники. И опять придётся бегать по магазинам, чтобы приобрести подарки.



Я люблю делать подарки (когда могу). Но текст не столько о подарках, сколько о манипулировании нами.

Меня никогда не радовал подарок от власти в виде длительных новогодних каникул. В Петербурге они оборачиваются в тяжёлое испытание: светового дня почти нет, сумерки переползают в темень; на улице морозно, либо промозгло; и в этой обстановке, будто зомби, бродят мрачные люди с похмелья.

Правда, в последние годы городские власти всё же пытаются расцветить мрачные дни отпуска. Расцветить в буквальном смысле этого слова. Так, в Кронштадте устроили великолепное рождественское музыкально-световое представление на Никольском морском соборе. Было бы несправедливо, если бы я на это не обратил внимание. Очень красивое зрелище.

И всё же обилие выходных после смены одного года другим неоправданно. Ходить по музеям и театрам? Так не пробиться. К тому же театры завышают цены за билеты на спектакли, которые идут в дни новогодних каникул, - рынок.



Я встречал Новый год во Франции, Испании, Италии. Веселятся везде. Но на следующий день жизнь возвращается в прежнее русло. И лишь в России приход нового года - это событие невероятного масштаба. Нигде его не встречают так исступлённо. Радоваться тому, что один день сменяет другой - удел поэтов, либо идиотов. Но почему-то испытывать подъём чувств от того, что один год перетёк в другой, считается нормальным. Наоборот, за ненормального сочтут того, кто отказывается впадать в экстаз из-за завершения обычного календарного цикла.

При этом все мы знаем, что обычно на Новый год российские монополисты и корпорации делают населению подарок в виде повышения цен, например, за проезд. Но ни что не заставит нашего человека отказаться от празднования с извечным «новым счастьем».

В последние дни «старого года» я боюсь заходить в продуктовые магазины. В них царит ажиотаж! Люди закупаются - «затариваются», - сметая с прилавков всё. Почему-то особенно популярны колбасные изделия. По телевидению, радио только и говорят о новогодних распродажах, рождественских скидках, магазины завлекают объявлениями о «специальных праздничных ценах». Подобной информацией забита и сеть. И обыватель, реагируя на импульс, выворачивает кошелёк и покупает, покупает, покупает. Торгаши радостно потирают ладони. Пипл хавает - тратит заработанные денежки на безделушки, залежалый товар, спиртное! Ведь скидки, праздник!

Религиозные праздники - вне критики. Для христианина Рождество, Крещение Господне, Воскресенье Господне, Сретение Господне и другие господские и богородичные праздники - святые дни. Однако потребительский капитализм присосался ко многим из них. Рождество - всё ещё главный праздник на постхристианском Западе, только теперь оно превращено в повод делать покупки сверх всякой рациональной потребности. В Европе перед Рождеством магазины завлекают потребителей скидками (эту «традицию» мы от них и переняли). Везде только и видны надписи vente, bradage, sconti, saldo, rebajas. В универмаги выстраиваются огромные очереди (те, кто был в рождественские дни в Париже или в Риме, не дадут соврать). Везде снуют люди с фирменными пакетами.

Мистический, символический, культурный, исторический смыслы праздников утрачены. Спроси обывателя, чем хорош новогодний праздник, он начнёт рассуждать об атмосфере доброй детской сказки с Дедушкой Морозом и Снегурочкой. Но это - в лучшем случае. Если же напомнить людям, что 1 января - это День обрезания Господня (именно на восьмой день после рождения Иисус прошёл обряд обрезания), есть риск прослыть мракобесом.

Новый год - только начало марафона. Потом следуют Рождество, которое многие из нас воспринимают как продолжение встречи Нового года; обретённый в 90-е День влюблённых (а ещё тогда же импортированный Хэллоуин); День Защитника Отечества, который только три года назад начал обретать свой изначальный смысл; и, конечно, Женский день. Только успевай доставать купюры и наливать в стаканы.

Католический святой Валентин вершил благие дела, способствуя, в частности, созданию семей. Но его, бедного, общество потребления превратило в покровителя «романтических отношений». Теперь молодые женщины ждут подарков от своих кавалеров и в День святого Валентина. Чем дороже подарок - тем сильнее любовь…

То, что 8 марта - День международной солидарности трудящихся женщин, а не «прекрасного пола», - мало кто вспоминает. Подарков ждут все, в том числе те, гёрлз, что ездят в дорогих машинах и выглядят как ожившие Барби.

Праздники превращаются в дни потребительской истерии и легального пьянства. Обыватель их ждёт с нетерпением. Ведь его жизнь скучна и однообразна. Метро в час пик, офис, дом, диван, телевизор, семейная трясина… И так изо дня в день, из года в год - извечный кайф, всё одно и то же, как пел Егор Летов… А праздники вносят какое-то разнообразие в жизнь обывателя. После праздничного разгуляя всегда «есть что вспомнить».

Ясно, что для потребительского капитализма чем больше праздников, тем лучше. Известно, что цена любого потребительского товара на 70 процентов, а то и больше, состоит из расходов на его продвижение (рекламу и маркетинг). Современная реклама разрабатывается профессиональными манипуляторами сознания и оказывает на человека сильнейшее гипнотическое воздействие. Один из признаков современного «развитого капитализма» - быстрый процесс превращения «общества потребления» в «общество потребления рекламы». Обыватель попал в подчинение манипуляторам его сознанием, утратил способность критически мыслить и принимать самостоятельные решения. Он превращается в зомби. И сетевые механизмы лишь усугубляют и убыстряют этот процесс. Это горько сознавать, но это - правда. В праздничные дни рекламные расходы окупаются («отбиваются») с излишком. Ведь в праздники товар даже не обязательно рекламировать - и так купят. Надо лишь поддерживать истерию, постоянно поздравляя с «наступающим», напоминая о необходимости сделать подарок, украсить праздничный стол и прочее. Так что чем больше мы празднуем, тем богаче торгашеский, спекулянтский, ростовщический капитализм.

В начале 90-х мой испанский друг прислал мне журнальчик анархистов Галисии (это провинция на западе Испании). Мало того, что он был написан на галисийском диалекте, так ещё и на тогдашнем молодёжном сленге. Я ничего не понял. На помощь пришёл мой друг-филолог. Автор текста призывал не реагировать на праздники. «Прикинь, мужик, ты забиваешь на все эти долбаные праздники и - чувствуешь себя свободным. Зачем тебе покупать подарок жене? Сэкономь деньжата, купи томик Кропоткина и просвещайся! А потом просвещай корешей». Сдаётся мне, что в целом анархисты правы.

Дмитрий Жвания

Анархисты Галисии, Новогодние подарки, Новый год

Previous post Next post
Up