Нодар Андгуладзе - Homo Cantor - Тайна Ирины Архиповой.

Jan 06, 2011 05:17



Нодар Андгуладзе

Homo Cantor. Очерки вокального искустссва.




ТАЙНА ИРИНЫ АРХИПОВОЙ


(Беседа с Г. Орехановой. «Наш современник», № 4, 2000)

- Мне неоднократно приходилось говорить об уникальной роли Ирины Архиповой в истории музы­ки. К движению конкурса Глинки я присоединился несколько позже его основания. Что я вижу в Ирине Архиповой и что ее отличает от всех современных инициаторов конкурсов? Скажем, есть в Испании конкурс Виньяса. Насколько я знаю, Виньяс его не ос­новывал, конкурсу просто присвоили его имя. В Ита­лии есть конкурс «Вердиевские голоса». Я знаю о по­пытках Ренаты Скотто создать свой конкурс. Один из моих учеников участвовал в нем. На этом фоне, а также в контексте американских, французских, не­мецких конкурсов, о которых я имею представление, я и хотел бы оценить конкурс Глинки. Там, за рубе­жом, совсем иной подход - они все подводят к мер­кантильному интересу, эдакая рыночная ориентация внутри нашего вокального быта...

Для меня конкурс Глинки и Архипова - явления одноплановые. В каком смысле?

В программу конкурса Глинки, в его стилистику, в его направленность изначально вводится то, что Ирина Архипова как художник, как мастер вокала, как актриса, как оперный деятель эстетически и ми­ровоззренчески считает для себя принципиальным. И этим он отличается от всех других конкурсов.

Для меня Архипова - классик. Классик вокала. Это в первую очередь касается ее исполнительской стороны, вокально-музыкальной. Критики любят противопоставлять вокал и музыку. Я не приемлю этого. Вокальная музыка имеет свою область, свою сферу и специфику, и в этом смысле Архипова - клас­сик. Классик послевоенной русской оперной сцены.

Скажем, Обухова тоже была классиком. Даже же­на художника Врубеля, Изабелла Врубель, для кото­рой Римский-Корсаков писал специальные партии (вспомните, на гостинице «Метрополь» в Москве мо­заичные панно с ее ролями в операх - Царевна-Лебедь и другие). Но в ее исполнении нет той классической преемственности, которая есть у Архиповой. Глинка отдал романтике огромную дань в своем творчестве. Тематически он романтик, но сама форма отлития музыкальных образов и музыкальная структура у него классическая. В этом смысле я и говорю о клас­сицизме (а не в формальном смысле) Архиповой. Глинка, более чем кто-либо другой, близок к Росси­ни, Моцарту, Беллини, особенно к Гайдну, вот в этом смысле я говорю о классицизме Архиповой - Марфа или та же Марина Мнишек - вы все время имеете пе­ред собой, при всех аксессуарах, соответствующих стилистике этих опер, классический образец. В каком смысле? Чистота форм! Отточенность форм, нигде нет никакой отсебятины, не допускаются никакие из­лишества. Певица сама шлифует свое исполнение, вносит свой штрих, и эта шлифовка определяет клас­сический образец.

Почему я особенно обращаю на это внимание? В вокальном искусстве, в истории его развития очень важно сохранить эту внутреннюю цельность. Как только мы впадаем в какой-то стилистический тупик -будь то веризм, или вагнеризм, или даже натурализм в какой-то степени русских опер, если они не поняты хорошо, как зачастую не понимают Римского-Корсакова, - прекращается развитие оперного искусства. А вот Архипова и Римский-Корсаков - это совсем другое явление! Очень важно хранить вот этот стер­жень, содержать в чистоте остов тех достижений, ко­торые сами по себе уже являются результатом, сами являются основанием каких-то других достижений. Без них рассыпается все.

Деятельность Ирины Константиновны Архиповой способствует тому, чтобы сохранялись мировые во­кальные достижения. Это удивительно! Я, конечно, не имею в виду, что Архипова в этом отношении методи­чески работает. Но ее личность, ее индивидуальность уже сама по себе создает такой отлитый образ, который в какой-то степени можно сравнить, скажем, с античны­ми образцами в изобразительном искусстве. Все может смениться в мире, но никуда не уйдешь от египетской скульптуры. И то, что это есть в Архиповой, - чрезвы­чайно дорого, потому что это судьбоносно для нас. Я очень жалею людей, которые этого не понимают.

Это тот мистический, эзотерический уровень су­ществования в искусстве, который со временем вы­светляется и выходит наружу. Он действует пока из­нутри, и очень-очень важно, что там? Хаос или поря­док? Гармония! Это ведь и есть суть личности!

У меня в архиве есть записи ее оперных партий совместно с солистом Большого театра СССР Зурабом Анджапаридзе, с которым Архипова много пела, я часто смотрю запись ее исполнения «Кармен» с Марио дель Монако. И везде хорошо видна эта безу­пречность, отточенность ее исполнения.

И все это перешло в конкурс Глинки. У Верди есть такое высказывание: «Бах - предвечный отец немец­кой музыки; Палестрина - предвечный отец итальян­ской музыки». Глинка - предвечный отец русской му­зыки. На этом ведь и строится классический стер­жень, классическая модель, существующая в музыке Глинки. И в исполнительстве Ирины Архиповой. Для меня это - совпадающие явления. И они воплоти­лись в форму конкурса Глинки. Поэтому этот кон­курс такой интересный. Он очень сложный. Второй тур - просто беспощадный. Но с годами я все больше убеждаюсь, что лучше так держать! Под знаком со­хранения незыблемых основ. А потом можно, грубо выражаясь, «гулять» в разные стороны. Но стержень должен быть! И чем он более мощен (и вместе с тем гибок, я имею в виду вокальную чистоту интонации, чистоту интервалики, правильное прочтение дина­мики произведения, правильное прочтение музы­кальной фразы), тем важнее - тогда начинает гово­рить что-то великое.

У Гегеля в I томе «Эстетики», где он касается цве­та, звука и формы, есть такая мысль: «Высшее дости­жение в искусстве появляется тогда, когда оправдан материал». Скажем, в живописи это цвет, но не про­сто цвет, а его совершеннейшая форма. А по поводу звука он говорит, как ни один педагог, к сожалению, не сказал: в пении не должно быть заметно движение органа, производящего звук. В этом конкурсе, к сожа­лению, часто слышна работа этого органа, а не его преодоление, претворение в звучащую чистоту, когда все телесные и даже психологические грузы снима­ются и обнажается истина певческого звука. В испол­нении Ирины Архиповой это было с самого начала! Я хорошо это знаю, потому что пел с нею с начала 60-х годов.

-  Скажите, Нодар Давидович, какая изработ Ири­ны Константиновны Архиповой самая невероятная для вас?

-  Марфа! У меня есть одна запись, которой нет да­же у Ирины Константиновны. По тому, как она оде­та, Архипова сделала предположение, что это запись спектакля «Ла Скала». В Грузии есть такой любитель искусства, который достает невероятные записи. Он поклонник Каллас и Архиповой. Ее Марфа... Есть та­кие меццо-сопрано, которые берут «массой» звуча­ния своего голоса и таким образом утверждают свое певческое «я». У Ирины Архиповой ничего подобно­го нет. Никакой "vanity fair" - ярмарки тщеславия! Это чувствуется в певцах всегда и проявляется как раз на тех зарубежных конкурсах, о которых я гово­рил вначале. В ней, в Архиповой, нет этого изначаль­но! Потому так звучит у нее сакральная музыка, потому такими непревзойденными остаются в ее исполнении Ave Maria, потому сливается ее голос с православными хорами! Ей свойственно полное отре­шение, она духовна по своей природе исполнения. В музыке она совершенно обнажена - воплощенная духовность. А это и есть большое искусство.

Когда присовокупляется какая-то мелкая страс­тишка - сразу понижается художественный уровень, и мы это сразу видим и слышим.

Явление Ирины Архиповой уникально. В чем фе­номен Марии Каллас? В соединении итальянского бельканто с греческой трагедией. Там ярко отразил­ся трагизм ее души. Тоже классика, преломленная своеобразно. И реализовалась она в контексте музы­кальной стратегии и политики западного подхода к искусству.

Архипова - это совсем другое явление. Когда я го­ворил об отсутствии в ней «ярмарки тщеславия», этого корыстного актерского проявления, я и подразуме­вал ее уникальность в каждой ноте, это и способству­ет духовному настрою.

Как Архипова спела Гайдна на открытии конкур­са! И это повлияло на публику, на всех конкурсантов, на жюри. Это и есть конкурс Глинки, это и есть Архипова в конкурсе Глинки. Организационные моменты мучают ее, спонсоры, Министерство культуры, ко­торое не высылает деньги... Это героизм в наше время -так служить искусству! В ее пении всегда чув­ствуется этический момент. Невольно вспоминается К. С. Станиславский: «Не искусство применять к себе, а себя посвящать служению искусству! Это и есть на­стоящая русская интеллигентность». Та, которую мы, нерусские, высоко ценим в русской культуре.

Скачать записи

Сцены из опер на сюжеты  Пушкина

Модест Петрович Мусоргский ( 1839 - 1881 ) Борис Годунов [1871-1872]
1.сцена в спальне Марины [3 действие. 1 картина] /17.17 Рангони - Евгений Кибкало
2.Сцена у фонтана [3 действие, 2 картина] /14.29 Самозванец -Владислав Пъявко
Петр Ильич Чайковский ( 1840 - 1893 )
Мазепа; [1833]
З.Хор и плач Любови [1 действие, 2 картина] /3.41 4.Сцена Любови и Марии [2 действие 2 картина] / 8.19 Мария -Тамара Милашкина
Пиковая дама (1890)
5.Сцена вспальне Графини [2 действие, 2 картина] / 6.07
Герман - Виталий Таращенко
Лиза - Наталья Дацко
Антон Степанович Аренский (1861-1906) Музыка к поэме «Бахчисарайский фонтан» [1 899]
6.Монолог Заремы /9.57

Скачать в MP3
Скачать в Lossless

Скачать книгу Нодара Андгуладзе "Homo Cantor. Очерки вокального искусства"
 

О вокальном искусстве, Ирина Архипова, irina arkhipova, nodar andguladze, mezzo, скачать, Нодар Андгуладзе

Previous post Next post
Up