Огромное спасибо - собрать все это в одном месте и в больших форматах - дорогого стоит! С глубоким поклоном. Несколько занудных замечаний про комментарии к "Меланхолии". Там прежде всего, влияние Кранаха, а не Дюрера. Сценка с купанием на картине связана не столько с борделем, сколько с сюжетом о "Фонтане вечной молодости", который есть и у Кранаха: http://artmight.com/albums/classic-l/Lucas-Cranach-the-Elder-1472-1553/CRANACH-Lucas-the-Elder-The-Fountain-Of-Youth.jpg Точно так же, у Кранаха две "Меланхолии", которые Вы, наверняка, помните, см.: http://www.artinthepicture.com/artists/Lucas_Cranach-the-Elder/melancholy.jpg и http://www.art-wallpaper.com/5033/Cranach+(the+elder)+Lucas/Melancholy-1024x768-5033.jpg Тот же "архитектор" с циркулем на картинке - связан с идеей меры, соотносимой с меланхолическим темперамаетом, а сам циркуль - почти непременный атрибут меланхолии. На самом деле, занятия, представленные на картине, соотнесены с тем, что присуще "Детям планет" - и показаны все труды, кроме тех, что характерны для детей Сатурона, покровительствующего меланхолии. Так, соколиная охота - занятие "детей Юпитера" - вот их характеристика из немецкой "Книги планет" 1572 г.: "Умерены, счастливы, исполнены достоинства;/ Они похотливы, но любят своих жен./ Фортуна им улыбается, они справедливы и мудры,/ У них розовые щеки и смеющиеся глаза,/ Они хорошо воспитаны, хорошо одеты, изящны,/ С собакой и луком они охотятся в лесу./ Они искусны в соколиной охоте,/ Хорошо сложены, сердечны./ Мореплаватели и судьи и придворные,/ Погруженные в труды ученые, чьим штудиям нет конца./ Если люди имеют склонность к этим занятиям/ - Перед тобой Дети Юпитера" Вот - "дети Солнца": "Благороден я и удачлив, /как мои дети./ Ухоженные бороды, высокий лоб, красиврое тело,/ Яркие губы, они наделены разумом./ Счастливы, добры, благородного происхождения, сильные,/ Любящие арфы, виолы и песни./ Все утро они молятся Богу,/ А после полудня смеются и играют./ Они борятся и бьются на мечах,/ Метают тяжелые камни и служат великим господам./ Основное занятие их - соревнование и игра,/ Они удачливы при дворе владык". А это - "дети Венеры": "Легко влюбляющиеся, исполненные радости,/ Дети мои счастливы на земле./ Счастливы в богатсве и счастливы в бедности,/ Никто не сравнится с ними, право./ На трубе и барабане, арфе и лютне, играют они, на органе, рожке и флейте./ Поют и танцуют/ Обнимают возлюбленных и целуют и издают крики радости./ Им в радость слышать музыки волшебные звуки./ Рты их прелестны, лица круглы./ Красивые тела, разжигающие любовную страсть,/ Дети мои находят сладкими труды любви". Вот - "дети Луны": "Все влияния небесные проходят через мою сферу,/ То сильные, то слабые, то быстро, то медленно./ Упрямый, небрежный, склонный дичиться,/ Тот, кто хочет быть сам по себе - тот дитя Луны./ Бледные круглые лица и карие глаза,/ Большие выступающие зубы, курносые носы [у них], мудрость - не их свойство,/ Они легко впадают в гнев, но отходчивы,/ Невысоки ростом, ленивы, жадны до золота./ Мыслители, жонглеры и бродячие студенты,/ Мельники, птицеловы, те, кто нигде не чувствуют себя дома,/ Если ты рыбачишь, или в плаванье,/ Несомненно, ты - дите Луны". Опускаю сейчас детей Марса и Меркурия - их атрибуты надо просто сесть и перевести, - если нужно, просто сделаю это задним числом. Про самих же детей Сатурна сказано: "Мои дети порочны, сухи и стары/ Завистливы, усталы, разбиты несчастьями, холодны./ Глубоко посаженные глаза, дряблая кожа, бороды их редки. Они хромы, несчастны, к тому же развращены./ Склонны к измене, погружены в раздумия, жадны, бледны,/ Они часто оказываются в тюрьме./ Они разгребают грязь, копают могилы, пашут землю,/ Ходят в ветхой и дурно пахнущей одежде./ Обречены умереть скорбя или влачить жалкую жизнь,/ В поте и страданиях, и отягощены долгами,/ Они всегда в нужде, не ведают свободы,/ Таковы дети Сатурна". Кстати, с мотивом детей Сатурна связано название романа Набокова "Bend Sinister". Как видите, логика занятий в "Меланхолии" вполне совпадает с логикой и иконологией "детей планет". Еще раз - спасибо. Е
Спасибо- я как раз хотнла Кранаха все четыре картины выложить и еще у меня есть его "Фонтан" с хорошими фрагментами, большими и подробными. В защиту версии борделя у меня тоже есть картинки, собираю их для специального поста.
Воля Ваша, но - для сравнения - взгляните на интерпретацию, которую дают этой работе Клебански, Панофски и Саксл в их "Сатурн и меланхолия": "Matthias Gerung's picture of 1558 (PLATE 123) shows in the centre Melancholia winged, and seated, in a typical attitude of "elbow on knee" , but full face and without any attributes. The compasses are not held by her, but by a man crouching at the bottom of the picture and apparently busy measuring a globe. not unlike God the Father in the Bibles Moralisies; we see in him a cosmographer, a perfect example of the possessor of the cast of mind symbolised by the chief figure. About these two figures there winds a bright garland of miniature scenes. In a richly variegated and undulating landscape we see every possible activity of urban, rural, and military life: but, though realiStically con· ceived, these representations appear to have no connexion of any kind' either with ea.ch other or with. the notion of melancholy. Th~" astral phenomena, however, poin:t the way to a possible inteipretation. Apart from the motifs of the rainbow and the comet, which have been taken over from Durer, we sec the sun and .the two planetary 'deities Luna and Mars, and between them a cherub apparently beckoning to Mars. (That angel. guided the planets in their courses was a notion very familiar to Christian astrology, which survived even in Raphael's mosaic in the Chigi Chapel in Santa Maria.del Popolo.) It is uncertain whether the planets of this triad are to be interpreted as the ruling planets of the year, as a conjunction, or as a mere sign of the general state of affairs, but it is certain that their presence is not accidental. One has the impression that there is a certain actuality inherent in the picture, and that it is a picture of melancholy not merely painted in the year 1558 but somehow conditioned by it. (This was the year of the death of Charles V.) In actual fact, the three planets are so obviously conducted with the scenes in the lower half of the picture (up to about the scroll) , that one can divide the scenes almost out of hand into the typical occupations of the "children" of the sun, the Moon and Mars. Banquets, games, baths, jugglers-note the dancing bear belong to the moon; music, wrestling, fencing and archery to the sun; warfare and metalwork-note the mine- belonging of course to Mars. The scenes in the upper part of the picture, however, seem to represent the seasons, or the months, and, probably signify the course of that ominous year : tilling, harvesting, pasturing, pig-slaughtering, hunting and sleighing. Sleighing, indeed, since it appears in a landscape not otherwise wintry, is scarcely explicable save by an intention to characterise the different parts of the year. The picture is by no means without charm, but the artistic effect of it as a whole is achieved by the fact that neither Melancholia nor the human representative of this temperament, the cosmographer, appear to take any part in all this gay or perilous round of daily life. They arc unmoved by the misery of war, they take no pleasure in the games, banquets or other amusements, no part in the joys and sorrows of the countryside. The homely verses in Amman's armorial sum up this quahty of the melancholy disposition :
Children's prattle joys me not Nor laying hens, nor capons fat. Let me alone, to think my mind, Small profit else in me you'll find". (Saturn and Melancholy Studies in the History of Natural Philosophy, Religion and Art by Raymond Klibansky Erwin Panofsky and Fritz Saxl. Nendeln, 1979. P. 380 - 382)
Несколько занудных замечаний про комментарии к "Меланхолии". Там прежде всего, влияние Кранаха, а не Дюрера.
Сценка с купанием на картине связана не столько с борделем, сколько с сюжетом о "Фонтане вечной молодости", который есть и у Кранаха:
http://artmight.com/albums/classic-l/Lucas-Cranach-the-Elder-1472-1553/CRANACH-Lucas-the-Elder-The-Fountain-Of-Youth.jpg
Точно так же, у Кранаха две "Меланхолии", которые Вы, наверняка, помните, см.: http://www.artinthepicture.com/artists/Lucas_Cranach-the-Elder/melancholy.jpg и http://www.art-wallpaper.com/5033/Cranach+(the+elder)+Lucas/Melancholy-1024x768-5033.jpg
Тот же "архитектор" с циркулем на картинке - связан с идеей меры, соотносимой с меланхолическим темперамаетом, а сам циркуль - почти непременный атрибут меланхолии.
На самом деле, занятия, представленные на картине, соотнесены с тем, что присуще "Детям планет" - и показаны все труды, кроме тех, что характерны для детей Сатурона, покровительствующего меланхолии.
Так, соколиная охота - занятие "детей Юпитера" - вот их характеристика из немецкой "Книги планет" 1572 г.:
"Умерены, счастливы, исполнены достоинства;/ Они похотливы, но любят своих жен./ Фортуна им улыбается, они справедливы и мудры,/ У них розовые щеки и смеющиеся глаза,/ Они хорошо воспитаны, хорошо одеты, изящны,/ С собакой и луком они охотятся в лесу./ Они искусны в соколиной охоте,/ Хорошо сложены, сердечны./ Мореплаватели и судьи и придворные,/ Погруженные в труды ученые, чьим штудиям нет конца./ Если люди имеют склонность к этим занятиям/ - Перед тобой Дети Юпитера"
Вот - "дети Солнца": "Благороден я и удачлив, /как мои дети./ Ухоженные бороды, высокий лоб, красиврое тело,/ Яркие губы, они наделены разумом./ Счастливы, добры, благородного происхождения, сильные,/ Любящие арфы, виолы и песни./ Все утро они молятся Богу,/ А после полудня смеются и играют./ Они борятся и бьются на мечах,/ Метают тяжелые камни и служат великим господам./ Основное занятие их - соревнование и игра,/ Они удачливы при дворе владык".
А это - "дети Венеры": "Легко влюбляющиеся, исполненные радости,/ Дети мои счастливы на земле./ Счастливы в богатсве и счастливы в бедности,/ Никто не сравнится с ними, право./ На трубе и барабане, арфе и лютне, играют они, на органе, рожке и флейте./ Поют и танцуют/ Обнимают возлюбленных и целуют и издают крики радости./ Им в радость слышать музыки волшебные звуки./ Рты их прелестны, лица круглы./ Красивые тела, разжигающие любовную страсть,/ Дети мои находят сладкими труды любви".
Вот - "дети Луны": "Все влияния небесные проходят через мою сферу,/ То сильные, то слабые, то быстро, то медленно./ Упрямый, небрежный, склонный дичиться,/ Тот, кто хочет быть сам по себе - тот дитя Луны./ Бледные круглые лица и карие глаза,/ Большие выступающие зубы, курносые носы [у них], мудрость - не их свойство,/ Они легко впадают в гнев, но отходчивы,/ Невысоки ростом, ленивы, жадны до золота./ Мыслители, жонглеры и бродячие студенты,/ Мельники, птицеловы, те, кто нигде не чувствуют себя дома,/ Если ты рыбачишь, или в плаванье,/ Несомненно, ты - дите Луны".
Опускаю сейчас детей Марса и Меркурия - их атрибуты надо просто сесть и перевести, - если нужно, просто сделаю это задним числом.
Про самих же детей Сатурна сказано: "Мои дети порочны, сухи и стары/ Завистливы, усталы, разбиты несчастьями, холодны./ Глубоко посаженные глаза, дряблая кожа, бороды их редки. Они хромы, несчастны, к тому же развращены./ Склонны к измене, погружены в раздумия, жадны, бледны,/ Они часто оказываются в тюрьме./ Они разгребают грязь, копают могилы, пашут землю,/ Ходят в ветхой и дурно пахнущей одежде./ Обречены умереть скорбя или влачить жалкую жизнь,/ В поте и страданиях, и отягощены долгами,/ Они всегда в нужде, не ведают свободы,/ Таковы дети Сатурна". Кстати, с мотивом детей Сатурна связано название романа Набокова "Bend Sinister".
Как видите, логика занятий в "Меланхолии" вполне совпадает с логикой и иконологией "детей планет".
Еще раз - спасибо.
Е
Reply
В защиту версии борделя у меня тоже есть картинки, собираю их для специального поста.
Reply
"Matthias Gerung's picture of 1558 (PLATE 123) shows in the
centre Melancholia winged, and seated, in a typical attitude of
"elbow on knee" , but full face and without any attributes. The
compasses are not held by her, but by a man crouching at the
bottom of the picture and apparently busy measuring a globe.
not unlike God the Father in the Bibles Moralisies; we see in him
a cosmographer, a perfect example of the possessor of the cast
of mind symbolised by the chief figure. About these two figures
there winds a bright garland of miniature scenes. In a richly
variegated and undulating landscape we see every possible activity
of urban, rural, and military life: but, though realiStically con·
ceived, these representations appear to have no connexion of any
kind' either with ea.ch other or with. the notion of melancholy.
Th~" astral phenomena, however, poin:t the way to a possible
inteipretation. Apart from the motifs of the rainbow and the
comet, which have been taken over from Durer, we sec the sun
and .the two planetary 'deities Luna and Mars, and between them
a cherub apparently beckoning to Mars. (That angel. guided the
planets in their courses was a notion very familiar to Christian
astrology, which survived even in Raphael's mosaic in the Chigi
Chapel in Santa Maria.del Popolo.)
It is uncertain whether the planets of this triad are to be
interpreted as the ruling planets of the year, as a conjunction,
or as a mere sign of the general state of affairs, but it is certain
that their presence is not accidental. One has the impression
that there is a certain actuality inherent in the picture, and that
it is a picture of melancholy not merely painted in the year 1558
but somehow conditioned by it. (This was the year of the death
of Charles V.) In actual fact, the three planets are so obviously
conducted with the scenes in the lower half of the picture (up
to about the scroll) , that one can divide the scenes almost out
of hand into the typical occupations of the "children" of the sun,
the Moon and Mars. Banquets, games, baths, jugglers-note the
dancing bear belong to the moon; music, wrestling, fencing and
archery to the sun; warfare and metalwork-note the mine-
belonging of course to Mars. The scenes in the upper part of the
picture, however, seem to represent the seasons, or the months,
and, probably signify the course of that ominous year : tilling,
harvesting, pasturing, pig-slaughtering, hunting and sleighing.
Sleighing, indeed, since it appears in a landscape not otherwise
wintry, is scarcely explicable save by an intention to characterise
the different parts of the year. The picture is by no means without
charm, but the artistic effect of it as a whole is achieved by the
fact that neither Melancholia nor the human representative of
this temperament, the cosmographer, appear to take any part in
all this gay or perilous round of daily life. They arc unmoved
by the misery of war, they take no pleasure in the games, banquets
or other amusements, no part in the joys and sorrows of the
countryside. The homely verses in Amman's armorial sum up
this quahty of the melancholy disposition :
Children's prattle joys me not
Nor laying hens, nor capons fat.
Let me alone, to think my mind,
Small profit else in me you'll find". (Saturn and Melancholy
Studies in the History of Natural Philosophy, Religion and Art
by Raymond Klibansky Erwin Panofsky and Fritz Saxl. Nendeln, 1979. P. 380 - 382)
Reply
Leave a comment