...Когда все документы были оформлены и экипаж готов был продолжить рейс, Василь вышел из АДП, минуту постоял, как перед дальней дорогой, по обычаю - садятся «на дорожку».
- Ну что, по коням, поехали.
И мы все направились к автобусу, который предназначен для развоза экипажей.
Погода стояла отличная, самая настоящая весенняя. Деревья уже стали выпускать маленькие листочки, я еще подумал - а в Ленинграде весна запоздалая.
Все заняли свои места и пошла предполетная работа. Каждый выполнял свои обязанности и докладывал о готовности. Я стоял опять за Васиным креслом и смотрел на приборы.
Васины руки уверенно лежали на штурвале и лишь иногда он отрывал правую руку от штурвала, чтоб включить какой-либо тумблер. Но вот двигатели взревели и самолет, качнувшись, покатился по бетонке . Шум двигателей то увеличивался, то вдруг стихал. Вскоре мы вырулили на взлетную полосу и остановился. Дождавшись разрешения на взлет, самолет начал набирать стремительно скорость и опять у меня в душе запела песня, которая только мне понятна. Самолет плавно оторвался от полосы и медленно пополз вверх. Василь сосредоточенно и уверенно манипулировал штурвалом и педалями. Со стороны можно подумать - установи угол подъема и держи на одном уровне, но на взлете в нижних слоях атмосферы поток воздуха разнообразный и самолет то бросает вверх, то вниз, и вот чтобы этого не было, нужно вовремя среагировать рулями, а это приходит с опытом. Вася уверенно справлялся со своей задачей.
Мы прибыли в город, в котором живет и работает мой брат.
Был предпраздничный день - 8 мая. По этому случаю ребята нашли по 100 г спирта и устроили небольшой пикничок прямо в самолете. Я взял рюмку и, глядя на Васю, сказал: «Спасибо, брат, за отличный полет, я горжусь тобой и поздравляю всех с наступающим праздником!»
Василь, смещено смотрел на меня и полушутя ответил: «Как учили». Это старое, еще в далекой юности был ответ на хорошо сделанное дело. После, Василь сделал небольшой летный разбор и мы стали собираться по домам, точнее, нужно было выехать с территории завода, а это делается организационно, подается автобус и мы в два экипажа (перед нами прилетел Ан-12) поехали к проходной завода. Аэродром находится непосредственно на территории завода. Этот завод в основном выпускает военные истребители Су-27.
На Московском проспекте мы с Васей и радистом Толиком Радченко, вышли. Оказалось, мы остановились прямо около Васиного дома.
Наше появление встречено было радостными детскими голосами. Ольга и Маринка, визжа, кинулись к нам. Они повисли на шее и крича от радости, не давали повернуться. Я с трудом их успокоил и с каждой познакомился. Я ведь их видел в первый раз. Да и вообще за Васино проживание я побывал впервые у них. Улыбаяс, подошла Люба:
- Ну здравствуй, деверёк, - и мы обнялись.
Я достал конфеты «Птичье молоко», которые случайно достал в Москве (это ведь такой дефицит в наше время) и подарил детям. Саша - сын Васи - более степенно и спокойно вел себя, но конфеты, видать, любит не хуже девчат.
Люба захлопотала на кухне, стала готовить обед, время как раз подходило к полудню. Я, тем временем, разложил все свои вещи, достал кое-какие продукты и всякое шмутье, я ведь приехал строить дачу и поэтому захватил с собою брюки и рубаху. Вскоре, рассортировав шмутье, я стал знакомиться с квартирой. Вася, тем временем, пошел позвонить Шемелиной Свете. У Светы также был муж летчиком, но погиб 3 года назад, а дружба не нарушена и Света Шемелина была их другом.
Вскоре Вася пришел и сообщил, что дома у Шемелиных никого нет. Люба собрала на стол и мы, всей семьей, дружно пообедали. Затем Василь предложил сходить в баню. Я охотно поддержал это предложение. Быстро собравшись, взяв веник (как раз кстати, что у них оказался веник), забрав с собой Сашку, мы отправились в баню. Мы шли пешком. Это совсем недалеко, минут 10-12 ходьбы. Все это время мы говорили, касаясь разнообразных житейских вопросов.
Баня была нам кстати. В парилке мы здорово согрелись, попарились и, уставшие, стали мыться. Я обратил внимание на Васю. Он сидел на скамейке в таком состоянии, что мне показалось, что ему плохо.
- Ты чего, Вась? Плохо себя чувствуешь? Может сердечко побаливает?
- Нет, ничего, Паш, просто устал немножко. Я всегда после парилки устаю.
Я внимательно посмотрел на него и что-то во мне встрепенулось. Когда он прилетал ко мне в Ленинград, мы всегда ходили в баню, и я его таким никогда не видел. Сейчас он был каким-то отреченным от мира сего, очень грустным и задумчивым.
- Вась, если тебе плохо, ты лучше не скрывай.
Тут я вспомнил, что я взял с собой электробритву и пошел в раздевалку за бритвой. Вася все сидел в прежнем положении. Я намылил лицо и собрался бриться. Вдруг Вася поднялся и говорит:
- Давай, Паш, я тебе помогу.
- Так я сам, Вась, мне не трудно.
- Тебе же не удобно держать зеркало и бриться, дай хоть буду зеркало держать
Я опять удивился, что это с ним, к чему это такое внимание ко мне.
- Ладно, Вась, я уже сам, зеркальце маленькое и тебе трудно будет держать его так, чтоб я себя видел
Вася внимательно посмотрел на меня какими-то грустными глазами и говорит:
- Ну тогда я сполоснусь пойду, пока ты бреешься.
Уже идя из бани, мы снова говорили о всякой всячине и моя тревога за Васю успокоилась. Прейдя домой, мы с баньки выпили по 100 грамм, пить больше не стали, я знал, что Вася много не пьет, и мне не хотелось. За столом все планировали завтрашний день, не заметно переключились на политику. Эта тема очень его тревожит. Он очень недоволен положением в стране. Говорил о том, что всё нужно отдать в руки народа, чтоб у каждого было своё, и убедительно доказывал, что только таким методом можно выйти из кризиса, в которой находится страна.
Время уже перевалило за 2 часа ночи. Люба давно спала, мы тоже решили идти на отдых.
- Паш, Любаша тебе постелила на диване. Ничего? Сойдет?
- Конечно же, Вася, не беспокойся, все отлично! Давай, отдыхать, спокойной ночи!
Я плюхнулся на диван и заснул.
Проснулся я от того, что самая младшая дочка Васина - Олечка (8 лет) - забралась ко мне под одеяло и начала ласкаться, приговаривая:
- Дядя Паша наш!
Я нежно погладил ее по голове и спросил:
- А в школу не опоздаешь?
- Нет. Мне в два часа, а Маринка с утра учится.
Мы еще немного повалялись, я тем временем успел узнать про то, как она учится, нравится ли ей школа, а затем предложил пойти умываться.
На кухне уже полным ходом шла работа. Сегодня же праздник - 9 мая. Я поздравил брата и Любу с праздником, у всех было хорошее настроение.
За завтраком обсуждали планы по строительству дачи, но Люба встряла в наш разговор и предложила сначала сделать парник и заняться огородом. Мы согласились с ее предложением, действительно, на дворе весна и в первую очередь, конечно, огород. На том и решили.
В школу сегодня никому не нужно было, поскольку сегодня праздник - День Победы - выходной, а значит выходной и в школе, поэтому целый день мы были в полном семейном сборе.
Саша с утра куда-то умотал к своим друзьям, а девчата все вертелись, то бесполезно носятся по комнатам, то смотрят телевизор, то разложат свои тряпки, игрушки. Так что в квартире постоянно было какое-то движение.
Вдруг раздался квартирный звонок. Люба открыла дверь и на пороге появилась женщина с двумя девочками 5 и 14 лет.
- О, привет, Шемелина! А Вася вчера звонил тебе, но тебя дома не было, собирался и сейчас идти звонить, - с восторгом встретила Люба Свету Шемелину.
Чувствовалось, что Света в этом доме желанный гость.
Вскоре был накрыт праздничный стол. Дети быстренько поели и занялись своими делами в детской комнате, а у нас, после принятия алкоголя поднялось настроение. То Вася, то я, по очереди, играли на гармони, пели песни, даже в пляс пускались. Изрядно устав, опять присели за стол и начали разговаривать о житейских проблемах. Я обратил внимание на Васю и Свету, они говорили о каких-то памятниках . Потом я понял, что Света жалуется о том, что погибшему мужу Славе, никак не могут поставить памятник. Она обращалась в летный отряд, но это не помогло. Оказывается, Вася, по своей инициативе, взялся за вопрос изготовления памятников погибшим летчикам, но он часто улетал и кому-то поручал решать этот вопрос и никто палец о палец не ударил. Вася успокоил Свету, пообещав все довести до конца. Какой Вася! Он и боль чужого несет, как свою. Как я горд за него, тем, что он у нас самый человечный из людей.
Утро, 10 мая, было теплым. Сегодня мы собрались ехать на дачу. Настроение у всех было прекрасное. Оставив детей дома, т.к. их помощи пока не требовалось, да и отдыхать им на даче было не где - земля была еще сырая.
Доехав до автобусной остановки, мы стали дожидаться автобуса. Боже мой, сколько людей скопилось! Автобусы ходят очень редко, и очередь была около 100 человек. Нам каким-то чудом удалось влезть в автобус и мы, «сплюснутые» ехали почти до конечной остановки. Выйдя из автобуса, я спросил:
- До дачи далеко?
Вася улыбнулся и сказал:
- Нет. Километра 3-4.
* До нашей дачи нужно было ехать на «6» маршруте до остановке «пивзавод», потом идти пешком до дач «Галичное» - 3ий километр
Вот тут-то мне стало немножко стыдно за себя. Машина, которую мне отец отдал, нужна сейчас Васе, а он даже не заикнулся о том, как ему неудобно без транспорта.
- Вася, приезжаю домой, и сразу снимаю с учета запорожец, а ты уж его постарайся перевезти. Тебе он нужнее.
- Да я все собирался купить хоть мотоцикл, машину очень сложно купить. А мотоцикл хотел «Урал», но предлагали «Днепр», но «Днепр» что-то не хвалят, не качественная машина.
- Нет, Вась, без машины очень сложно иметь дачу. Хоть доску какую привезти.
Мне даже жаль, что Вася со своим качеством характера «ладно, я и так обойдусь» оказывается всегда обделенным.
Сначала мы шли по асфальту, а потом дорога пошла щебенкой, а это значит, что постоянно стояла пыль на дороге, так как по ней постоянно двигался автотранспорт, и пока мы добрались до дачи, изрядно наглотались пыли.
Место это еще рано называть дачами. Кое-где еще даже не разработаны участки, а кто уже и дом успел поставить. Вася объяснил, что три года, как начали осваивать это место, но тем не менее, у многих хозяев уже стояли и парники и разработаны участки.
Метров через 200 мы подошли к Васиному участку. На участке стоял сруб - коробка будущего дома из старого дома и в стороне парник недоделанный. В парнике нужно было сделать открывающиеся рамы, обтянутые пленкой.
- Вась, а с кем ты воздвигал это здание? - показывая на сруб, спросил я.
- Да один. При помощи веревок. Немного Сашка помогал.
Я удивился. Это такие бревна по 5 метров в длину и 25-30 в ширину.
- Ты корячился один? Ты что одурел?
Я сразу вспомнил, что у него слабый кишечник поднимать тяжести ему нельзя.
- Пригласил бы ребят из отряда.- и жалко, и обидно за Васю.
- Да не удобно как-то, у каждого свои заботы, да еще, если честно, пригласишь помочь, а потом вроде бы чувствуешь себя в долгу. Мне же с ними летать, а порой и приходится быть требовательным и в таких случаях ты становишься, вроде как, зависимым - неловко, - выразился он.
- Да что ты! Чего так близко все к сердцу принимаешь. Испокон веков люди помогают друг другу, - попытался объяснить ему.
- Вспомни, Паш, помогают друг другу родные, близкие. Мы же, помнишь, когда из навозной кучи делали кизяк для топки печей, так ведь все были свои - Чижовы, Сакадеевы, а чужих неудобно было просить.
- Конечно! Ты ко мне-то обращаешься - стесняешься попросить, - объявил я, - взялся когда строить, сразу конкретно бы и заявил «Приезжай строить дачу» - в сердцах выразился я за его деликатность.
- Так с чего начнем? Что нужно и как нужно? - сразу переключился я на другую тему.
Люба подошла и говорит:
- Паш, у нас есть пленка, нужно заняться парником, и она добавила:
- Нужно, чтобы рамы открывались для проветривания.
Мы с Васей выбрали сразу нужные рейки и приступили к постройке рам. Постройка парника заняла весь день. Не так уж и быстро у нас продвигалась работа. Часов в 6 вечера мы решили закончить, хотя можно было бы и поработать, солнце стояло еще высоко и работать еще можно, но решили закончить, так как нужно не опоздать на автобус, который очень редко ходит по этому маршруту. День, хоть и поздно начали работать, прошел эффективно. Люба подготавливала грядки, мы почти закончили парник. На завтра решили приехать раньше. Уставшие немного, но очень довольные, мы пошли к остановке.
- Вася, я же фотоаппарат привез с собой. Завтра напомни мне, чтоб я взял его, сфотографирую твою дачу, как историческое строительство. Место у вас хорошее. Это даже хорошо, что у вас дача под уклоном, вода стоять не будет.
- Ты что, Паш! Хоть и под уклоном, а все равно нужно делать каналы осушения, какие-то подземные воды проходят через мой участок. Я по твоему методу, при помощи двух проволок, определил где проходит вода, с соседом взяли и выкопали колодец, и точно, через полметра появилась вода. Вот так у нас и появился колодец.
- Это та яма с водой и есть колодец да? А я думал, что это яма с талой водой.
- Нет. Хоть медленно, но в ней набирается грунтовая вода.
Не дождавшись автобуса, а точнее он проехал и не остановился, а второй мы не стали ждать, мы пошли пешком. Дорога за разговорами казалась не долгой. Мы часто меняли темы, говорили и о ценах нынешних, и о том, как можно выжить в такой системе. сначала, заговорили о родителях, о жизни в училище, о наших друзьях по училищу.
На следующий день Вася утром сходил на аэродром, ему нужно было отчитаться за рейс. Пришел после полудня и мы тут же собрались на дачу. Опять от конечной остановки пошли пешком. Вася опять мне показался каким-то задумчивым, был не многословен.
- Надо, наверное, отпуск оформить, вдруг начал он разговор.
- Ты весь свой отпуск потратишь на дачу и не отдохнешь. Возьми лучше отгулы, вместе основную тяжелую работу сделаем, а по мелочам я могу и один. А отпуск ты прибереги для отдыха, подлечись, - зная, что ему обязательно нужно подлечиться.