Халле - Варди. Рождественские истории. Главы XXV - XXVII.

Feb 05, 2016 11:26

Глава 25. Как мы заглядывали в будущее или Святочные гадания.

Двенадцать дней «от звезды до воды», то есть от кануна Рождества до Крещения - время праздничных гуляний, колядок и гаданий. Халле уверял, что год будет удачным, если на Святки не увиливать, а веселиться, как положено, каждый день. Ну что ж, маскарад у нас уже был, танцы тоже, настало время заглянуть в будущее. Мы снова собрались все вместе у Инночки, чтобы выпить крепкого кофе да побаловаться со свечами, есть у нас такая семейная традиция. Обычно мы гадаем девичьим кругом, но в этот раз нашего полку прибыло, Халле напросился разбавить компанию.

- Никогда раньше на пробовал, а хочется немного пощекотать нервы, - доверчиво поделился мой друг.
- Ты на урожай или на судьбу, - иронически спросила я.
- На разное, - уклончиво ответил он.

Начали, как обычно, со свечей. Нет, если быть точным, начали, конечно, с ужина, ну а уж после перешли к развлечениям.

Гадание на свечах - один из самых старинных видов гадания, отличается простой методикой, но дает бездну возможностей для толкования. Собственно, тут все зависит от вашей фантазии. Вообще, на мой взгляд, успех гадания в том, чтобы вовремя выключить свет и создать таинственную атмосферу. Хорошо, если удастся погрузить окружающих в легкое гипнотическое состояние с оттенком мистической загадочности. По опыту знаю, что в этом хорошо помогает шампанское.

Немаловажно и вовремя зажечь свечи, они должны хорошо прогореть, чтобы расплавленного воска хватило на более-менее вразумительную фигурку. Если вы отнесетесь беспечно и накапаете каких-нибудь дурацких шариков, то тут уж извините, никакой фантазии не хватит на то, чтобы выдумать вам чего-нибудь хоть мало-мальски примечательного. В общем, воска должно хватить на фигурку, позволяющую разгуляться воображению. Желательно заранее запастись свечами разных цветов, дабы от излишнего возбуждения не перепутать, кому какое счастье выпало.

Итак, когда уровень мистики в окружающем пространстве достигнет нужной концентрации, можно начинать игру. Каждый по очереди капает расплавленным воском со своей свечи в просторную вазу, наполненную прохладной водой, и дожидается, пока эти капли, застыв в воде, приобретут очертания фигуры. С этого места начинается самое интересное - определение символического смысла.




Сначала вы, конечно, сами внимательно рассматриваете собственное произведение, и, как правило, совершенно ничего, кроме куска застывшего воска, в нем не видите. Но тут подключаются ваши сестры - подруги и начинают наперебой называть первое, что им придет на ум. Главное, в этот момент не растеряться и все запомнить, а лучше аккуратно записать. Вообще, у толкования есть одна странная особенность - если на свою фигурку вы смотрите как баран на новые ворота, то при взгляде на сестрину, воображение начинает просто фонтанировать. Пирамиды, лодки, башни, собаки, бабочки, ключи, ножницы, башмаки - все, что нарисует буйная фантазия, все собирается в голове для предварительного анализа.

На следующем этапе гадания очень важно, чтобы под рукой был интернет, дабы быстро посмотреть символическое значение всех фигур, которые родились в воображении. К слову сказать, опытные толкователи знают, чем можно порадовать, и не скупятся на счастливые предсказания. Но не подумайте, что наше гадание в чистом виде подтасовка. Нет! Ни в коем случае! Вы ведь и сами понимаете, что, к примеру, между фигурками крокодила и ящерицы, или лестницы и железной дороги, разница не такая значительная, чтобы нельзя было повнимательнее присмотреться и при необходимости узнать того, кого надо. К тому же, если у вас доброе сердце, вы всегда увидите в любой финтифлюшке что-нибудь хорошее.

Когда все возможные варианты названы, символические значения прочитаны, остается только аккуратно просеять их в благоприятном для себя аспекте. Нужное подчеркнуть, ненужное зачеркнуть. Забава продолжается до тех пор, пока все фигурки, выловленные в вазе, не найдут счастливого толкования, ведь каждый имеет право получить свою толику радостных ожиданий. Гадания устраиваются исключительно с целью понять настроение и укрепить веру в светлое будущее, а никак не наоборот.

Но и на этом раздача счастливых билетов не заканчивается. Во второй части вечеринки предоставляется еще одна возможность заглянуть в будущее, теперь с помощью кофейной гущи. Идея та же, что и с воском, только в этот раз мы искрим идеями, разглядывая узоры в кофейных чашках.

Самый опытный дешифровальщик среди нас - моя сестра Анечка. Наверное, она смогла бы расшифровать, даже «Черный квадрат» Малевича. Вот и в этом году, глядя на то, как я растерянно кручу в руках свои фигурку, Аня уверенно сказал:

- У тебя дракон! Ты что, сама не видишь? Вот же, натуральный дракон, - показала она мне его голову и хвост. - А если повернуть вот так, то рыба. Ну точно дракон или рыба!

Я сразу полезла в планшет проверять что к чему. По поводу дракона интернет сообщил, что я предприимчива, полна надежд, стремлюсь к их осуществлению и жду грандиозных перемен. Мне понравилось. Но рыба взяла еще выше - одно из самых лучших предзнаменований, указывает на удачу во всем. Тут мы с Халле понимающе переглянулись.

Мой друг, как самый неопытный участник игры, беспокоился больше всех.

- Пропустите, ну расступитесь же! Дайте нормально капнуть! - с волнением в голосе повторял он, пытаясь прорваться к чаше сквозь сплетение рук и голов.
- Да кто тебе не дает, капай на здоровье, - уступали мы ему место. - Только не суетись, лей уверенно.

Халле внял советам и твердой рукой отлил воск в одну довольно большую фигурку, в которой сам же моментально узнал кленовый лист - символ удачи, богатства, духовной силы и чести. Ему даже не понадобилась помощь советников - толкователей, он сразу разгадал фигуру. Кленовый лист, ого! Похоже моего друга ждут большие перемены. По крайней мере, с таким предзнаменованием самое время строить грандиозные планы. Надо будет выведать у него на досуге, что он думает на этот счет.

Полине выпал цветок - исполнение желаний, радость. Он предвещает хорошие времена, успех, любовь и все такое. Мечты исполнятся, а амбиции, даже самые непомерные, реализуются. И вообще, цветы - исключительно благоприятный знак, они являются символом того, что будущее прекрасно. Классное предсказание, запомню, и в следующем году тоже накапаю себе цветок.

У Кати получился сапог - предвестник путешествия или смены места жительства, и скачущая лошадь - хорошие новости. Она осталась довольна.

Анечка увидела в своей фигурке ящерицу - предупреждение не доверять задуманное окружающим. Мне показалось, что этого маловато для счастья, и я не успокоилась, пока не высмотрела у нее в чашке прекрасного лебедя - безмятежное сосуществование и взаимопонимание.

У Инночки вышла железная дорога, предопределяющая новый путь. Мощное предсказание, хотя и довольно размытое. Инна могла бы еще много хорошего себе наваять, если бы не бегала постоянно на кухню. Такова судьба хозяйки, свечкой капнуть некогда, не то что за столом нормально посидеть.

Халле очень понравилась вечеринка. Мне кажется, он вообще любит полумрак и атмосферу таинственности, щедро приправленную загадочными историями. По дороге домой он поделился сожалениями о том, что мы гадаем только раз в год на Святки, а потом спросил, вынув из кармана блокнотик:

- Скажи, а как это будет по-французски?
- Comme nous faisions la prédiction de l'avenir, - ответила я.
- Выучу, - пообещал он. - Чувствую, пригодится.

Глава 26. Как Халле помогал мне вести занятие в школе.

Накануне, возвращаясь с вечеринки, Халле в очередной раз завел разговор о зимней математической школе и его пламенном желании увидеть все своими глазами. Зная, что осталось заключительное занятие, он с особым упорством убеждал меня в том, что мои переживания напрасны, и от его присутствия никакого вреда не случится, а будет, наоборот, сплошная польза.

- Я же не из праздного любопытства к тебе пристаю, я ведь могу реально помочь - рассудительно начал он. - Тебе же трудно уследить за всеми сразу, а я тут как тут, на подхвате. Вот увидишь, вдвоем у нас получится гораздо лучше.
- Халле, ну пойми, ты необычный персонаж. Как только дети увидят тебя, они разом забудут про всякую математику. А мне нужна рабочая атмосфера, - возражала я.
- Ты сама говорила, что прививаешь любовь к математике через игру. Вот и задачки сочиняешь сплошь про сказочных героев, а не про каких-то там неизвестных велосипедистов. Так я и есть тот самый сказочный герой! Давай разыграем живые истории. Представь, как это будет увлекательно. Я могу изобразить все, что угодно.
- Ну хорошо, - после долгой паузы согласилась я. - В твоем артистизме я не сомневаюсь, только не перегибай, пожалуйста. Дети должны не только веселиться, но и решать. И не вздумай вмешиваться в учебный процесс, прошу тебя, твоя миссия - следить за тем, чтобы никто не отвлекался, и активно участвовать в играх.
- Будь спокойна, я не подведу! - с жаром воскликнул мой друг.

Перед занятием Халле заметно волновался. Я заранее рассказала ему, кто где сидит, и кого как зовут, чтобы он выучил имена. Мой друг старательно запоминал, водя пальцем по воздуху.

Как обычно и бывало, ребята начали подходить задолго до начала занятия. Во-первых, чтобы обсудить со мной домашнюю задачу, которая у каждого своя, а во-вторых, рассказать об успехах вне математики, в балете, хоккее или боксе, в-третьих, показать игрушки, рассказать новости. Да мало ли о чем еще можно поговорить.

Я представляла детям Халле, как нового учителя, который будет помогать мне вести урок. Некоторые воспринимали это естественно, вежливо здоровались и садились на свое место. Кое-кто начинал незаметно хихикать и втихаря обсуждать Халле с соседом па парте. Одна девочка так удивилась, увидев живого гномика, что долго не могла ничего сказать. Только когда Халле завел с ней непринужденную беседу на тему новогодних подарков, она пришла в себя и охотно принялась делиться впечатлениями.

В общем, к началу урока все, включая самого Халле, адаптировались к ситуации. В качестве разминки мы стали разгадывать загадки о геометрических фигурах. Мой друг проявил чудеса акробатики, оживляя их. То он катился колесом по дороге, то изображал окошко, то изгибался углом, представляя крышу дома. Дети были в восторге от представления и хором кричали отгадки.

Затем мы перешли к замечательной задачке про семерых котят, который оправились путешествовать на поезде из трех вагонов. Пока я рисовала на доске иллюстрирующую картинку, Халле смешно показывал ребятам паровозик. Согнув руки, он пыхтел «чух-чух», дергал за гудок «ту-ту», и ритмично ходил между партами, издавая колесный перестук. Затем мы все вместе стали считать, сколько котят сидят в каждом вагоне, зная, что в третьем их меньше всего, а во втором вдвое больше, чем в первом.

Дети были оживлены больше обычного, все рвались к доске, все хотели рисовать и считать котят в вагонах. Халле придумал цеплять их паровозиком и под выразительное «чух-чух» вывозить к доске, а после ответа таким же макаром буксировать обратно на свое место. Когда ребята слишком развеселились и стали цепляться по двое, я сделал Халле знак, и он тут же свернул свой филиал ржд, рассадив всех по местам.

Несмотря на возбуждение, задание про котят решили все, и даже доказали, что их решение единственно верное. Это было добрым знаком, и мы перешли к самостоятельной задаче про Буратино, который умел рисовать только треугольники и квадраты. Идея была в том, что мы знали, сколько вершин у нарисованных фигур, их было 11, и нам надо было догадаться, какие именно фигуры Буратино нарисовал.

Я предупреждала Халле, что во время самостоятельной работы он должен вести себя тише воды, ниже травы. Мой друг строго придерживался указаний. Не привлекая внимания, он беззвучно двигался по классу, приглядывая за тем, чтобы у всех в достатке были цветные карандаши, и вовремя переворачивал страницы тетради тем, у кого фигуры не помещались. Крепость была взята практически мгновенно, не прошло и трех минут, как ребята начали по очереди бегать ко мне с решениями.

В качестве отдыха у меня была приготовлена веселая логическая игра «верю - не верю». Я произносила какое-нибудь утверждение, а тот, кому бросили мяч, должен был решить истинно оно или ложно. Халле умоляюще посмотрел на меня, и я отдала ему право бросать мячик. Все опять здорово развеселились, потому что между бросками Халле умудрялся изобразить арбузы, растущие на деревьях, слонов, летающих по небу, и даже подсказать репризой, что у кошки четыре ноги, а у каждой собаки есть хвост. Я его вовремя приструнила и запретила пантомимы, потому что он своими «подсказками» чуть было не сбил с толку одного мальчика, которому досталось утверждение «у велосипеда два колеса».

В целом занятие получилось очень насыщенным. Мы успели догадаться, в каких домиках живут Винни-Пух, Пятачок и Кролик, несмотря на то, что на всех табличках была написана неправда. Потом вывели на чистую воду кота Базилио с лисой Алисой, и даже провели большую математическую спартакиаду.

Когда дело дошло до подведения итогов зимней школы, ни у кого уже не осталось сил. Один Халле продолжал бурлить энергией, когда я объявляла результаты. Мой друг проворно подлетал ко мне за очередной наградой, а затем торжественно вручал медали и грамоты, поздравляя каждого еще и от себя лично.

Надо признать, что Халле здорово оживил учебную атмосферу. Дети были от него в восторге, да и я горячо поблагодарила за творческое участие. Мой друг был на седьмом небе от счастья.

- Как думаешь, может быть, во мне погиб педагог? - спросил он у меня, когда все закончилось.
- О да, мой дорогой Макаренко! - подсластила я ему, - но, вообще-то, мне кажется, что ты по призванию артист.



Глава 27. Как Халле горячо поддержал мое желание начать учиться живописи.

Я была несказанно рада тому, что эпопея со с школой благополучно завершилась. Наконец снова настали свободные дни, и можно было заниматься всем, что душе угодно.

- Ура! Свобода! - ликовал Халле. - Неужто мы снова можем без оглядки целыми днями просто гулять и беседовать.
- Мне и самой не верится, - наслаждаясь долгожданным покоем, с чувством ответила я.

На Новый Год мама подарила мне много книг из серии «Великие художники». Все эти дни они лежали на моем рабочем столе, соблазнительно зазывая в манящий в мир живописи, но я не могла позволить себе поддаться. И вот теперь пришли счастливые времена, читай хоть с утра до вечера. И самое большое удовольствие - делать это на даче, в окружении молчаливого леса, под легкий треск огонька в печи и ломкую песню ветра в трубе.

Как же здорово устроиться с интересной книжкой в уютном кресле, или даже прямо на полу, ловя щекой теплые солнечные лучи. Стоило мне только взять книгу в руки, как Халле неизменно пристраивался рядом и просил, чтобы я почитала ему вслух.

- На какой странице заснешь? - насмешливо спрашивала я своего друга, чтобы подразнить.
- Я не засну, мне интересно, - с трудом сдерживая зевок, добродушно протестовал он.

Начинали читать, конечно, с импрессионистов. Почему «конечно», спросите вы. Да потому что ни один период в живописи не может похвастаться таким буйством красок, такой воздушностью, таким обилием света и жанровым разнообразием. Это одно из самых радостных направлений в изобразительном искусстве. Катание на лодках, завтраки в залитых солнцем ресторанчиках, танцы, милые сценки из загородной жизни, закулисная жизнь балерин, да и просто красивые женщины, румяные дети, сочные натюрморты, на все это можно смотреть бесконечно. Полотна импрессионистов отличаются невероятной эмоциональностью, понятной и доступной каждому.

На третьей книге Халле сознался, что в голове у него уже полный винегрет, и попросил не читать ему все восемнадцать подряд.

- Я правда очень люблю биографии великих людей, но давай разделим их на несколько дней, - с виноватым видом прервал он меня.
- Конечно, они от нас никуда не убегут, - миролюбиво согласилась я. - к тому же, знаешь, мне надо с тобой посоветоваться.
- С нетерпением слушаю, - вмиг навострил уши мой друг.
- Я вот тут подумала, м-м-м, может мне пойти поучиться живописи, - нерешительно произнесла я.
- Отличная идея, - ничуть не мешкая, выдал Халле, - а откуда сомнения, не узнаю тебя!
- Ну понимаешь, раньше я думала, что учиться рисовать надо с детства, считала, что время упущено, что поздно начинать. А сегодня прочитала эти книги и вдруг поняла, что это неважно.
- Конечно, не важно! - громко заявил Халле. - Важно только то, что у тебя есть желание!
- Да, неосознанное желание было всегда. Может быть, из-за него я стала заниматься фотографией, просто выбрала более доступный, на первый взгляд, вид изобразительного искусства. Тогда казалось, что научиться фотографировать быстрее, чем научиться рисовать, тем более что в фотографию многие приходят в зрелом возрасте, для нее важен жизненный опыт, ну ты понимаешь, о чем я. Но вот прошло столько лет, я овладела разными техниками, многое могу сделать, а постоянно ловлю себя на том, что по-прежнему с придыханием засматриваюсь на живописные произведения и подсознательно постоянно, понимаешь, постоянно стремлюсь преодолеть законы физики и сделать фотографию похожей на картину. Если мне так хочется сломать линейную перспективу, может быть, стоит просто взять в руки кисть. Изобразить уже на холсте так, как я вижу, и успокоиться.
- Я тебя всем сердцем поддерживаю, - взволнованно сказал Халле. - Какие могут быть сомнения, иди и не думай.
- К тому же, - погруженная в свои размышления продолжила я, - есть много того, что я хотела бы изобразить, но что нельзя сфотографировать, потому что эти картинки только у меня в голове и нигде больше. Ну может, не так уж и много, - поправилась я, - но есть.
- Все. Решено! Вернешься в Москву и сразу иди учиться, - командным голосом поставил точку в сомнениях мой друг. - Я уже представил тебя с мольбертом на берегу нашего пруда, он тебе пойдет, - Халле широко улыбнулся и мечтательно спросил, - ты нарисуешь мой портрет?
- Подожди, не гони, дружище! Сначала надо научиться, а потом уж обещать, - я рассмеялась, почувствовав необыкновенную легкость от принятого решения.

Действительно, подумала я, почему мне раньше не пришла в голову такая простая мысль. Ведь понятно же, если что-то интересно, бери и пробуй. Нет ничего глупее, чем сидеть и взвешивать: получится - не получится. Вот попробую и узнаю!



Продолжение следует :)

Халле, Рождественские истории

Previous post Next post
Up