Путешествия по СССР. Абхазия. Часть 2. Кавказская Ривьера - потерянный рай.

May 15, 2019 18:18



Набережная в Гагре. Здесь и далее фото 1984 года

Продолжаем цикл "Путешествия по СССР". Мы осматриваем курорты Абхазии в 1984 году. Первую часть рассказа об Абхазии можно прочитать здесь.

ГАГРА
«… Я переведен в ужасный климат Абхазии. Есть на берегу Чёрного моря, в Абхазии, впадина между огромных гор. Туда не залетает ветер; жар там от раскаленных скал нестерпим, и, к довершению удовольствий, ручей пересыхает и обращается в зловонную лужу", - писал в 1836 году сосланный на Кавказ декабрист Александр Бестужев-Марлинский издателям журнала «Московский телеграф». Другое письмо, графу А. Бенкендорфу, он заключает словами: "Для меня, полуживого, Гагры будут неизбежным гробом".



Набережная в Гагре

Да-да, все это о Гагре, той самой Гагре, которая олицетворяла для советских людей красоты не виданных ими знаменитых европейских курортов. Собственно, именно таков был замысел основателя курорта, доброго гения Гагры принца Александра Петровича Ольденбургского (1844-1932): Гагра должна была стать российским ответом Ницце и Монте-Карло. Как писал в своей абхазской эпопее "Сандро из Чегема" Фазиль Искандер, "для создания кавказской Ривьеры принц Ольденбургский выдвинул весьма действенный аргумент, заключавшийся в том, что русские богачи будут ездить в Гагры вместо того, чтобы прокучивать свои деньги в настоящей средиземноморской Ницце". (То, что русских богачей впоследствии заменили трудящиеся СССР, чего и представить себе не мог принц Ольденбургский, сути не меняет).



Набережная в Гагре. Слева курортная поликлиника

Велики и многочисленны заслуги Александра Петровича Ольденбургского, правнука императора Павла I, перед отечеством, об этом написано много. Одна из этих заслуг - превращение захолустной Гагры в первый на Кавказском побережье климатический курорт (как тогда выражались, климатическую станцию). Благодаря щедрой поддержке императора Николая Второго, которого принц сумел зажечь своими идеями, и умелому деятельному руководству, побережье неузнаваемо изменилось в сказочно короткий срок. Весной 1901 года принц Ольденбургский впервые приехал в Гагру, а 9 января 1903 года состоялось торжественное открытие климатической станции в ресторане "Гагрипш". Иллюстрированный журнал "Нива" за 1906 год восторженно рапортует, что "необитаемое еще в 1901 году место бывшего когда-то укрепления уже в начале 1903 года превратилось в превосходный живописный курорт".



Курортная поликлиника на набережной в Гагре

Как описывает Фазиль Искандер, выросли на диком побережье дворцы и виллы, на месте болота был разбит огромный "парк с насаждениями", как он именовался, появились порт, электростанция, больница, гостиницы и, наконец, гордость принца, рабочая столовая с двумя отделениями: для мусульманских и христианских рабочих. Добавим к этому телеграф, водопровод, узкоколейную железную дорогу, водолечебницу. Гагра, которую ограждают от ветров вплотную подступающие к морю горы, - одно из самых тёплых мест на Черноморском побережье Кавказа. В приморском парке прижились пробковые дубы, самшиты, агавы, пальмы, азалии, цитрусовые, кипарисы…



Приморский  парк в Гагре

Близ парка, на склоне горы Мамзышха принц Ольденбурский выстроил для себя похожий на фантастическую крепость замок (архитектор - мастер петербургского модерна Григорий Ипполитович Люцедарский). Центром курортной жизни стали ресторан "Гагрипш" и две соседствующие с ним гостиницы. Одна из них "временно" носила странное название "Временная", пока при Советах ее не переименовали в "Гагрипш".



Гостиница "Временная" ("Гагрипш") в Гагре

Многие историки Гагры считают, хотя и без веских подтверждений, что оба здания - ресторан и гостиница "Временная" - были куплены принцем Ольденбургским на парижской Всемирной выставке 1900 года, привезены на Кавказ в разобранном виде и сложены в Гагре, причем без единого гвоздя. Эти собранные с волшебной скоростью постройки из дерева и особого материала дерево-бетона (смесь цемента с заполнителем из щепы и стружек, облицованная толстым картоном) - превосходные образцы раннего модерна. Все тот же автор статьи о Гагре в журнале "Нива" упоминает "прилепившиеся к горам новейшей причудливой архитектуры постройки" и далее отмечает: "самое главное и самое красивое в стиле moderne здание - это, так называемая "временная" гостиница - трехэтажное сооружение из дерева и бетона".



Гостиница "Временная" ("Гагрипш") в Гагре

Курортная идиллия на Кавказской Ривьере, воплощенная мечта принца Ольденбургского, длилась недолго - до Октябрьского переворота. Осенью 1917 года принц эмигрировал во Францию и остаток своих дней прожил на берегах Атлантики, на  курорте Биарриц. Его дворец в Гагре и построенные им гостиницы стали санаториями для советской элиты, а сама Гагра - "всесоюзной здравницей".



Гостиница "Временная" ("Гагрипш") в Гагре

Отец, который, напомню, побывал вслед за мной в Гагре в 1984 году, особенно ценил модерн. Он вспоминает: "Интересом к этому стилю меня «заразил» мой московский друг Александр Сергеевич Бернштейн. Саша - он был на несколько лет моложе меня - принадлежал к семье потомственных  интеллигентов. (Его мать Татьяна Сергеевна была среди первых советских кандидатов наук, назначенных по списку, утвержденному Луначарским. Защищать диссертации в то время было невозможно: еще не существовало Ученых советов. Татьяна Сергеевна помнила, как во время Февральской революции она и ее подруга - две гимназистки в широкополых шляпах - прижимались к стене московского дома, когда по улице шла толпа с красными бантами, и кто-то выкрикнул: «Хорошо бы этих девиц пощупать!»)
Так вот, в годы, когда здания в стиле модерн, которые сейчас экскурсоводы показывают туристам, еще не считались "серьезными" архитектурными памятниками и были на периферии внимания историков архитектуры, Саша повсюду выискивал и фотографировал модерн. Свои фотографии он наклеивал в альбомы. Эти альбомы постепенно складывались в настоящую энциклопедию русского модерна.



Гостиница "Временная" ("Гагрипш") в Гагре

Для меня было особым удовольствием фотографировать текучий кружевной декор "Временной" гостиницы, потому что я увидел в этом странном здании главное, с моей точки зрения, свойство стиля модерн - живописность. Архитектура модерна утратила характерную для предшествующих стилей симметричность: эстетическое впечатление, как и в живописи, создается в модерне интуитивно и не может быть выражено в словесных формулировках. Знаменитый ресторан "Гульрипш" с часами меня, очевидно, не вдохновил: его изображение было на десятках открыток, поэтому фотографировать было не интересно. То ли дело набережная и парк с огромными пальмами…"



Гостиница "Временная" ("Гагрипш") в Гагре

В 1984 году, когда были  сделаны эти слайды, гостиница уже заметно обветшала, ее собирались закрыть на реставрацию. Как вспоминает режиссер фильма "Зимний вечер в Гаграх" Карен Шахназаров, в 1985 году, когда в "Гагрипше" проходили съемки нескольких эпизодов, здание было уже полностью расселено для проведения реставрации.



Уголок старой Гагры

Увы, реставрация так и не началась… Пока собирались, сооружение из легких непрочных материалов непоправимо разрушилось от сильных ливней и его разобрали, оставив, как особую ценность, только фасад. В 1992 году началась грузино-абхазская война, и, хотя фасад не пострадал от боевых действий, местные жители в послевоенные годы попросту разобрали его на дрова и строительные материалы. От прекрасного уникального здания остался ныне лишь каменный фундамент. Ресторан с часами уцелел, дворец принца Ольденбургского был сильно разрушен, но отреставрировать его еще возможно. Говорят, реставрация уже идет, но чрезвычайно вяло.



Уголок старой Гагры





Набережная в Гагре

ГУЛЬРИПШ

Не один только принц Ольденбургский стремился создать на Кавказе курорт европейского уровня. Почти в то же самое время (как писали в заставках немого кино "а в это время…") в Сухуме развернул свою благородную деятельность Николай Николаевич Смецкий (1852-1931). Потомок богатых костромских помещиков и вологодских промышленников, Смецкий приехал на Кавказ в 1889 году для поправки здоровья жены. Супруги направлялись в Батуми, но, к счастью для Абхазии, решили по дороге заглянуть в Сухум.



Курортный парк в Гульрипше




Окруженный малярийными болотами маленький неблагоустроенный городок отличался великолепным климатом. Целительное сочетание морского и горного воздуха давно уже заметили местные врачи. Смецкий влюбился в Абхазию - в эту, как он говорил "естественную оранжерею". Осушение болот, благоустройство побережья, создание курорта стало делом его жизни. «Нам показалась привлекательной мысль приложить свои силы и средства к этой дикой, мощной по природным данным стране и способствовать приобщению ее к русской культуре", - писал Николай Николаевич.



Гульрипш. Справа Красный корпус санатория

Новый курорт строился не так быстро, как Гагра, но очень основательно. В 1892 году Смецкий скупил обширные участки на берегу моря близ Сухума, построил для себя виллу, начал высаживать субтропические растения (в основанном им Сухумском дендрарии было собрано около 850 видов растений!). Еще один огромный субтропический парк он основал, тоже на купленной им земле, в 1895 году в Гульрипше, поселке в 12 километрах юго-восточнее Сухума. А в 1900 году, когда болота и их спутница лихорадка отступили, Смецкий начинает строить в Гульрипше санаторий для больных туберкулезом. Весной 1901 года, в первый свой приезд в Гагру, имение Смецкого посетил принц Ольдербургский.



Белый корпус санатория в Гульрипше

В 1902 году на высоте 120 метров над уровнем моря, среди парка был открыт так называемый Белый корпус санатория. Второй корпус санатория - Красный - был построен в 1913 году (автором проекта был видный архитектор неоклассицизма и модерна Иван Сергеевич Кузнецов). Оба четырехэтажных здания в стиле неоклассицизма, обращенные пышными фасадами к морю, возвышались над экзотическими зарослями, как сказочные дворцы. В глазах современников они действительно были, по выражению одного из участников приемной комиссии, «настоящими дворцами гигиены». Внутри все было оборудовано по последнему слову медицины, разумеется, имелись электрическая станция, водопровод, канализация.



Красный корпус санатория в Гульрипше



Красный корпус санатория

Еще один санаторий для туберкулезных больных с 8-месячным сезонным лечением Смецкий возвел прямо на берегу моря в примыкающем к Гульрипшу местечке Агудзера. В итоге к 1913 году Смецкий построил три санатория, в общей сложности на 600 мест, окружающие их парки занимали площадь 240 га. На постройку Белого и Красного санаториев в Гульрипше он истратил три миллиона рублей, на санаторий в Агудзере - 2 миллиона.



Курортный парк в Гульрипше

Санаторий в Агудзере сгорел во время гражданской войны, а в марте 1921 года, когда в Абхазии окончательно установилась советская власть, Смецкий добровольно передал свои санатории новому правительству с просьбой сохранить их как здравницы для легочных больных. Советская власть уважила просьбу Смецкого. Санаторию в Гульрипше (корпуса назывались Гульрипш 1 и Гульрипш 2) в 1921 году было присвоено имя Ленина. Николаю Николаевичу с женой выделили для жилья нижний этаж сторожки при их бывшей вилле. Во время сбора мандаринов там же размещались поденные рабочие. Смецкий стал персональным пенсионером - пенсию в 50 рублей ему выхлопотал Максим Горький.



Курортный парк в Гульрипше

Десятки лет, вплоть до грузино-абхазской войны, санаторий использовали по прямому назначению. Во время военных действий парки были разорены, но корпуса пострадали мало, несмотря на то, что в Красном корпусе располагался штаб грузинской армии. Катастрофа наступила позднее, когда оба добротных каменных здания были попросту разобраны местным населением на стройматериалы. Все пошло в ход - кровля, оконные рамы, двери, полы, камень, кирпич, металл… Стоящие среди беспорядочно разросшихся джунглей руины  уже не подлежат реставрации. Разве что в Абхазию приедет новый меценат и захочет выстроить "дворцы гигиены" заново.

А что же Сухум? В 1984 году он был живописно-обветшалым южным городком с милыми старыми дачами в зарослях цветущих бугенвиллей. Несколькими видами старого Сухума и пляжа в Агудзере мы заканчиваем рассказ об Абхазии.



На берегу озера Рица



Сухумская улочка



Одна из многочисленных старых дач в Сухуме






Балкон сухумской дачи



Балкон сухумской дачи



Эвкалиптовая  аллея в Агудзере



Берег моря в Агудзере

Все слайды сделаны моим отцом Анатолием Сиротой (turnepsik) в 1984 году фотоаппаратом "Киев" на цветной обращаемой пленке, производство ГДР. Слайды отсканированы мною в 2019 году на слайд-сканере Plustek OpticFilm 7600i.

Интересные источники:
О строительстве  и разрушении   гостиницы "Временная": https://spupper.livejournal.com/20973.html
О строительстве и  разрушении санаториев Смецкого: http://www.apsnylife.ru/syuzhety/99-syuzhety/1736-puteshestvie-po-ostankam-dvortsa-knyazya-smetskogo

Продолженiе будетъ! Мы остаемся на черноморском побережье и отправляемся в Крым!

архитектура, путешествия по СССР, история семьи, Кавказ, слайды

Previous post Next post
Up