Когда мы с блогерами недавно (8 октября) ехали в Весьегонский район, то разумеется, никак не могли миновать город Бежецк. Ведь другой дороги из Твери на северо-восток области нет. В сущности, другой и не надо.
В день нашего приезда Бежецк был охвачен золотой осенью.
В отличие от моих спутников, которые видели Бежецк впервые, я в этом городе бывала много раз. Чаще всего проездом. Ведь через Бежецк лежит дорога на Сандово, Красный Холм, Весьегонск. Недалеко отсюда и до Кашина, Кесовой Горы. Все это старинные города и поселки тверской земли.
Так получалось, что в Бежецке я бывала чаще всего именно осенью. Во времена студенческой юности мне не раз доводилось поднимать крепко лежащее на земле сельское хозяйство нашей советской родины, в том числе и Бежецкого района. Нас, студентов Калининского политехнического института, привозили в Бежецк и высаживали возле здания городского комитета Коммунистической партии Советского Союза. Коммунисты недолго ломали голову, что делать с молодежью. Как правило, нас мгновенно, не дав толком осмотреться в городке, отсылали на самые дальние окраины района.
Первый раз я трудилась в окрестностях села Поречье, это аж на границе с Молоковским районом.
Во второй раз партия решила, что я со своими друзьями принесу больше пользы в селе Сукромны.
Оба населенных пункта имели не только вполне развитую инфраструктуру в виде чайной, столовой, клуба, школы, магазина и еще чего-то, но в них даже действовали крупные православные храмы.
По молодости лет и членству в комсомолии, храмами мы не интересовались, а в свободное от выкапывания из земли корнеплода картофель время носились на нехитрые сельские развлечения в виде демонстрации кинофильма и последующих танцулек. Это по выходным, а в будние дни студенты проводили досуг в своих бараках (а как еще назвать общежитие в виде дощатого дома без нормального отопления, а тем более без санудобств?) среди своих товарищей по учебе и работе.
Ничего другого мы не знали, и в общем-то были вполне довольны жизнью. Только всегда хотели есть.
Лишь спустя годы нам стало понятно, что мы жили как зэки. Причем без заборов и охранников. Бежать все равно было некуда.
Попадались места и похлеще Бежецка.
Когда, покончив с политехническим образованием, я поступила в университет, то сразу же загремела еще дальше - в Сандовский район. Куда ехать надо было опять же через Бежецк, но раза в два дальше.
В Сандове мы тоже чего-то копали. Тогда в деревнях еще сажали картошку, морковь, лен. На фермах держали коров.
Теперь все осталось в прошлом.
Что не изменилось, на мой взгляд, совершенно, так это облик Бежецка.
Город был застроен в середине - конце 19-го века, есть постройки 18-го века, деревянный модерн относится к началу ХХ века.
Вот этот двухэтажный домик не самый древний, но свое уже отслужил:
Хочется верить, что его обитатели переехали в новые светлые квартиры со всеми удобствами. Им теперь не надо топить печки и таскать воду с колонки.
Похоже, в Бежецке не сносили старину и не застраивали освободившиеся площади пятиэтажками. Если только чуть-чуть, рядом с храмами, чтобы назло верующим испортить вид на святую обитель.
В массе своей бежецкие улицы вполне историчны.
Здесь хорошо снимать фильмы про наше общее советское прошлое.
Или даже про совсем стародавние времена. Ведь мало что меняется.
Особых примет ХХ века в пейзаже не наблюдается. Разве что шиферная крыша крыльца. Здесь даже не ставят металлические двери. Не от кого!
В послесоветское время храмам вернули кресты, тем самым сделав еще один шаг назад.
Это церковь Воздвижения, одна из древнейших построек Бежецка, тогда еще называвшегося Городецко. Датируется концом 17-го - началом 18-го веков. Когда-то церковь являлась частью Крестовоздвиженского девичьего (не женского!) монастыря. Храм явно находится в стадии реставрации. На снимке видно меня и Сашу Толстых, блогера из Москвы prescott10
Неподалеку сияют золотыми куполами другие культовые сооружения.
Чего не скажешь о гражданских зданиях. Их реставрировать никто не спешит. Оттого часто попадаются заколоченные дома.
Конечно, не бог весть какой шедевр, но все же, в течение десятилетий он давал кров людям, возможно, они были здесь счастливы. Что с ними стало?
Вот этот прекрасный образец деревянного модерна начала ХХ века особенно жалко:
Какой-то местный "Умелец" вначале арендовал его, а затем бросил. А ведь это улица Красноармейская, крупная городская магистраль.
Возможно, некоторые из брошенных домов продаются и имеют шанс быть спасенными. Полагаю, что узнать о возможности покупки недвижимости в Бежецке лучше всего у специалистов. Например, в Агентства недвижимости “Заволжский район & Правый берег”
Нельзя же равнодушно смотреть, как гибнет такая красота:
Оттого, что Бежецк так и остался старинным патриархальным городком, мне легко представить как жили здесь люди лет шестьдесят назад, в 50-е годы прошлого века. Как одевались, учились, работали, развлекались, влюблялись.
Обо всем этом мне рассказывала моя мама. В 1950-е годы она училась в Бежецком лесотехническом техникуме.
На этом снимке она в светлом платье:
На этом тоже в светлом справа, сидит:
Бежецких фотографий в домашнем альбоме очень много. Похоже, что бежецкие девушки снимались по каждому поводу. Им могла стать, например, удачная сдача экзамена. Или просто хорошая погода.
Это студентки стоят в городском саду, возле памятника писателю Вячеславу Шишкову, местному уроженцу (1873-1945 гг.). Шишков написал роман "Угрюм-река" и эпопею "Емельян Пугачев". Ныне писатель-соцреалист прочно забыт. Только в Бежецке помнят знаменитого земляка. Есть музей Шишкова, памятная доска, улица, а также бар "Угрюм-река".
Памятник совсем свежий - 1950 года постройки, а снимок сделан 10 июля 1953 года. "Как хорошо дружили мы в группе!" - надпись на обороте.
Зимой девушки выглядели так:
Там на обороте надпись: "Фотографировались в день выборов 18 февраля 1953 года". Выборы кандидатов от нерушимого блока коммунистов и беспартийных - чем не повод для очередной фотосессии?
По-моему смотрятся неплохо.
Вид во весь рост:
Ради красоты девушки обулись в легкие туфельки. Не в валенках же сниматься! А привычных нам сапог тогда еще не было. Надеюсь, что валенки они все же захватили и сразу после фотосессии переобулись в теплое.
Девушки изучали в техникуме бухгалтерское дело. Юношей в группе почти не было. Оттого личная жизнь у многих будущих бухгалтеров протекала по переписке (почти как сейчас по интернету). Тогда это было модно. Ребята уходили в армию (все!) и переписывались с девушками. Отдельные барышни не успевали вынимать конверты из ящиков.
Особенно эффектны были матросы.
Это некто Иван из города Ломоносова:
Сразу видно, что юноша серьезный и положительный.
Здесь Иван во весь рост, с другом, явно уступающим ему в мужских кондициях:
На обороте трогательная надпись:
На новый год девушки из Бежецка получали такие фотографические открытки:
Текст на обороте также самый задушевный:
Но что-то не сложилось. Может быть, моряк слишком долго плавал?
Здесь моя мама со своей лучшей подругой Капой:
Они и учились вместе, и жили, на квартире у хозяйки. Я не знаю, где именно.
Может быть, в этом доме?
Мама рассказывала, что хозяйка относилась к ним очень хорошо, как к дочерям. Однажды она уехала навестить родных. Отсутствовала месяц. Без нее девчонки совсем обленились, из еды только варили картошку, которую трескали с солеными огурцами. Вернувшаяся хозяйка отругала своих постоялиц и кинулась готовить им нормальный обед.
Капа вышла замуж первой и вскоре родила сына. Вот она с мужем и сыном. Какие они счастливые!
>
Подруги к тому времени уже получили дипломы бухгалтеров и разъехались кто куда. Но иногда навещали друг друга.
Здесь все с кавалерами:
Они молоды и верят только в лучшее. Возможно, кто-то из них так и живет в Бежецке.
Мама любила вспоминать Бежецк.
Бежецк издавна славился репчатым луком и картошкой (см. выше). Лук в Бежецке особенный - нежного розового цвета, на вкус приятно сладкий. Может долго храниться. Несколько лет назад мне удалось купить мешочек мелкого лука, но развести не получилось.
На бежецком рынке можно встретить и другие местные продукты.
Клюкву
Антоновские яблоки
Наверное, тоже самое продавалось и шестьдесят лет назад, только в другой таре.
После короткой остановки в Бежецке наш автомобиль взял курс на север. Следующая остановка случилась опять же в Бежецком районе, в селе Градницы, о чем я расскажу в следующий раз.
Фото Александра Козьмина (Санкт-Петербург) akozmin_7 и из личного архива автора.