Школьникам и учителям Оленинского района и всей тверской земли посвящается
Закрыть сельскую школу недолго. Но надо ли?
Спасибо замечательному фотографу Саше Козьмину из Санкт-Петербурга
akozmin_7 за теплый фотовзгляд:)
На известной картине художника Николая Богданова-Бельского «У дверей школы» 1897 года изображен отрок явно крестьянского происхождения. Мальчик в лаптях и драных штанах несмело, но с интересом заглядывает в дверь школьного класса, где его ровесники, сидя за партами, постигают ученость - пишут, читают, считают. Отроку страсть как хочется оказаться на их месте, и картина дает надежду на такое развитие событий. Не исключено, что на другом полотне Богданова-Бельского - «Устный счет» - тот же крестьянский мальчик, но уже полноценный школяр, в компании своих сверстников увлеченно решает математическую задачу.
Известно, что эти и другие картины Богданов-Бельский, наш земляк, создал в стенах Татевской школы нынешнего Оленинского района, которую сам же и закончил. По происхождению художник из крестьян. Талантливого мальчика заметил, обучил и дал путевку в жизнь Сергей Александрович Рачинский, педагог, просветитель, местный помещик и создатель ряда сельских школ. Делом своей жизни Рачинский и его близкие полагали просвещение крестьянских детей. На свои личные средства Рачинские открывали школы для детей, проводили воскресные занятия с взрослыми, отучали людей от пьянства, показывая им, как можно интересно, с пользой проводить досуг.
Рачинский умер в 1902 году, несколькими годами позже в селе Татеве стараниями его сестер было открыто новое здание сельской школы. Оно и сейчас служит людям, ведь прекрасное двухэтажное здание красного кирпича было построено на века. Немного в регионе школ, которые сто с лишним лет выполняют свое предназначение!
В наши дни школа Рачинского, безусловно, уже не та, что сто лет назад. В школе, как и положено в учебном заведении ХХ1 века, есть компьютерные классы с выходом в сеть интернет, проекторы, интерактивные доски и прочие новинки учебного процесса, не говоря уже о бесплатных учебниках и разных пособиях.
К чему это я? Да к тому, что над сельскими школами, впрочем, как другими социальными учреждениями региона вновь нависла угроза пресловутой оптимизации. А значит, что и знаменитая школа Рачинского рано или поздно вполне может оказаться в списке «оптимизируемых».
Слово «оптимизация», применяемое в отношении социальной сферы, уже давно не вызывает у населения никакого оптимизма, а только тихий ужас. По сути, оптимизация означает закрытие учреждения, часто востребованного населением.
Впервые об оптимизации заговорили во время еще первого губернаторства Дмитрия Зеленина, который был убежден, что сельская школа - анахронизм, понимая под ней, видимо, деревянный сарай с уборной во дворе; строить надо крупные образовательные центры, куда свозить детей с округи.
Для реализации этой идеи были закуплены автобусы, призванные ежедневно совершать рейсы по сельскому бездорожью.
Закрыть школу недолго, и забот у руководителя района сразу становится меньше. Правда, деревня после закрытия школы сразу начинает умирать, но это уже побочный эффект «оптимизации».
Тем не менее, в ряде районов оптимизация прошла вполне успешно. Например, в Нелидовском районе осталось всего три сельские школы, остальные прекратили свое существование.
Соседний Оленинский район пошел по другому пути. Сеть учреждений образования, культуры, досуга и спорта здесь не только сохранена, но и постоянно развивается и совершенствуется.
В канун нового учебного года мы побывали в этом типично сельском районе Тверской области и узнали, как функционирует здесь социальная сфера. Сразу скажу - ни малейшего признака упадка или депрессивности обнаружить здесь невозможно.
В цифрах район выглядит так:
- население около 12500 жителей;
- 19 школ, из них четыре - средние общеобразовательные, остальные - основные (9-летние);
- 19 детских садов;
- 26 клубов и Домов культуры;
- 26 библиотек;
- Центральная районная больница, 22 фельдшерско-акушерских пункта, два офиса врача общей практики;
- в райцентре физкультурно-оздоровительный комплекс с футбольным полем, в каждом поселении - тренажерный зал со спортивной площадкой.
Стоит упомянуть также местную изюминку - небольшой, но очень симпатичный фонтан, притягивающий к своим прохладным струям множество людей.
Ни одно из названных учреждений не является ветхим или аварийным, все они работают, принося несомненную пользу людям.
В районе давно нет ни одной аварийной школы, а многие из них вызывают уважение уровнем технического оснащения. Прежде всего, хочется отметить Оленинскую среднюю школу. Она располагается в просторном типовом здании постройки 1970-х годов, отлично отремонтированном и оснащенном в соответствии с современными требованиями.
Наше удивление и восхищение вызвал компьютерный класс с рядами суперсовременных компьютеров. Глава района Олег Дубов поясняет, что технику оленинские школьники получили одними из первых в регионе по областной программе информатизации. Школа оперативно выполнила основное требование программы - подготовила помещение под информационный центр, что и позволило стать обладателем оборудования. Имея такую технику, оленинские школьники не только обучаются, но и выпускают свою газету и даже ведут передачи школьного телевидения.
Впечатляют также стопки новеньких школьных учебников, ожидающие своих хозяев в преддверии первого сентября. Учебники бесплатные, и их должно хватить на всех.
Ничем не хуже Оленинской школа в поселке Мирный, невероятно ухоженном населенном пункте, где палисадники один другого краше, а между ними - ровные газоны. Мирновская школа - отличное, прекрасно оснащенное здание. О Татевской школе мы уже говорили.
Всего несколько лет назад отметила новоселье основная школа в селе Холмеце, там еще не успела облупиться краска. В школе действуют сразу два музея - боевой славы и краеведческий. И это не единственные школьные музеи, в районе их около двух десятков. В Татеве, кстати, есть музей Богданова-Бельского, занимающий отдельное здание. Прекрасный военный музей работает в селе Молодой Туд.
Возвращаясь к школам. Под школу-девятилетку в деревне Глазки недавно было оборудовано пустующее жилое здание, дети учатся рядом с домом, им не надо никуда ездить. В хорошем состоянии и все остальные школы района, так же как и детские сады, в нынешнем году они получили новые игрушки, новую посуду, мебель, инвентарь. Участки для прогулок радуют глаз, кругом цветы, горки, качели, песочницы, все оформлено с любовью. Вот какая оптимизация нужна людям!
Понятно, что не за один год и не вдруг социальные объекты района стали такими образцовыми. Все это плоды труда почти двух десятилетий работы главы района и его жителей. Работа началась еще в трудные 90-е, когда месяцами задерживались зарплаты, но и тогда школы уже ремонтировались и даже строились.
Первой школьной новостройкой стала небольшая деревянная школа в отдаленной деревне Городок. За ней последовали другие.
Сейчас в Оленинском районе не то что школы приведены в порядок - компьютеризируются сельские библиотеки, их книжный фонд регулярно пополняется. Мы побывали в библиотеке села Холмец. Небольшое деревянное здание, внутри круглая металлическая печь. Зимними вечерами здесь, наверное, уютно. На стеллажах ряды художественных произведений, справочников, энциклопедий, есть и популярная литература, и классика, много детских книг. На пополнение книжного фонда каждой библиотеке ежегодно выделяется по 25-30 тысяч рублей, книги покупают в издательствах, что удешевляет покупку. В соседней комнате установлено несколько компьютеров, это информационный центр, имеется доступ в интернет. Таких сельских библиотек в районе 26!
На повестке дня стоит новый вопрос - улучшение спортивной базы. В начале августа в поселке Мирный был открыт тренажерный зал. Бесплатный. Этот важный фактор отражен на табличке при входе в спортивный клуб. Кроме зала тренажеров, есть зал для занятий дзюдо, спортивной гимнастикой. Занятия ведет профессиональный тренер. Помогает местный батюшка отец Артемий, он водит ребят в велопоходы, играет в интеллектуальную игру го.
Тренажерные залы открываются в каждом сельском поселении, строятся спортивные площадки с искусственным покрытием, есть инвентарь, и тоже бесплатный. Все для человека!
Социализм? Возможно, а что здесь плохого? Согласно Конституции РФ, Россия - социальное государство. Все в рамках закона, все социальные учреждения открываются на бюджетные средства, многие являются проектами местной партийной ячейки «Единой России». А как иначе? Брать с мальчишек и девчонок деньги за игру в футбол или за чтение хороших книжек? До такого кое-где уже додумались. Многим жителям Твери, наверное, памятна обычная деревянная горка, поставленная в начале 2000-х в городском саду. За спуск с горки с ребятишек пытались брать деньги. Бред, но он красноречиво характеризовал нравы, царящие в то время в обществе.
В Оленине удалось избежать звериного лика капитализма. Удастся ли избежать оптимизации, то есть закрытия сельских школ? Год назад казалось, что вопрос снят с повестки дня навсегда. В своем прошлогоднем послании губернатор Андрей Шевелев осудил порочную практику закрытия сельских школ. Малокомплектные школы, педагоги и ученики, а также родители вздохнули спокойно. Но, как оказалось, ненадолго. К нынешнему учебному сезону вопрос пресловутой оптимизации вновь встал на пути нарядных детей, идущих с букетами в родную школу. Оптимизация возвращается, на сей раз в самом убедительном виде - финансовом. Региональное министерство финансов предлагает муниципалитетам сократить социальные расходы. Объемы бюджетов сельских районов в 2013 году уменьшились на 15 процентов. Применительно к Оленинскому району это означает потерю 19 миллионов рублей, перекрыть которые может закрытие примерно 6-8 сельских школ.
Если строго выполнять директивы из Твери, то какие школу выбрать? Жителям каких поселений сообщить, что их дети отныне будут в любую погоду ездить за 10-20, а то и тридцать километров в другую школу? А что будет с педагогами? Да и зачем закрывать нормально работающий социальный объект, ради какой экономии?
Оленинский район пока избежал этого убийственного для села шага. Что не означает, что вопрос оптимизации закрыт на уровне региона. Указывать дотационному району как жить, не слишком сложно.
А может быть, сначала подумать о людях, об их интересах? Давно известно - закрытие школы влечет за собой постепенное умирание населенного пункта. Увы, нет числа исчезнувшим с карты России деревням. Вот и в Оленинском районе мы побывали на месте одной умершей деревни. Долго ехали на машине, потом шли пешком. Деревню Хотеенки, стоящую среди берез, наверное, тоже когда-то объявили неперспективной. Люди уехали, поля заросли кустарником, теперь и домов не видно. Очередь дошла до переноса братской могилы воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны. Мемориал - последнее, что осталось от населенного пункта. Ухаживать за ним теперь некому. Но оставлять могилы в высокой траве совесть не позволяет. А закрывать школы?
Марина Шандарова