Флорентийский собор Санта-Мария-дель-Фьоре... Можно сколь угодно долго рассматривать его на фотографиях, открытках и картинах - и всё равно "подготовиться ко встречи" с этим творением не получится: вживую он будет ещё великолепнее и ещё поразительнее. Пожалуй, только из-за одного этого собора Флоренция уже бы вошла в "золотой треугольник Италии", а там ещё столько всего, что голова начинает идти кругом.
Флорентийский Дуомо - это огромный, исполинских размеров великан, украшенный мраморными панелями бело-розово-зелёных оттенков. Выглядит ярко, радостно и неожиданно торжественно. Когда подходишь вплотную к собору, невольно ощущаешь себя мелким бесполезным и незаметным муравьём, оказавшимся около ноги великана. Очень хочется отойти на расстояние, чтобы оценить размеры и масштаб, но некуда: со всех сторон собор подпирают лабиринты средневековых улиц. И я до сих пор теряюсь в догадках, почему такому огромному и солидному сооружению выделили так мало свободного пространства рядом. Ведь нашли же место для большой площади и в Ватикане, и в Милане, и в Венеции...
Когда отходишь на максимально возможное расстояние и смотришь на этот средневековый шедевр, как-то непонятно и нелепо выглядят и мельтешащие снизу толпы туристов, и спешащие куда-то автомобилисты, для которых дорога через главную площадь города - самое страшное препятствие, которое только можно придумать. Так и хочется каким-нибудь волшебным образом выключить всю эту повседневную суматоху и насладиться прекрасным. Но для этого к собору надо приходить ночью, а ещё лучше - рано-рано утром, когда только пробиваются первые лучи солнца, и все туристы с автомобилистами мирно спят.
Собор красив и величествен, и с этим сложно поспорить. Его строили целых двести лет: с конца 13-го по середину 15-го века. А существующий ныне фасад и вовсе доделали только в конце 19-го века. За время строительства сменилось несколько архитекторов, несколько проектов и несколько эпох. Интересно, что ни один из тех людей, кто положил на строительство собора всю свою жизнь, так никогда и не увидел его в современном, окончательном виде. Я не знаю, каково это: творить, зная, что так никогда и не увидишь своё детище.
Собор со всех сторон изящен и совершенен: от искусно созданных дверей до миниатюрных барельефов и завитушек на фасаде.
Рядом с собором стоит высоченная кампанила Джотто: в те времена было принято строить колокольни отдельно от основного здания храма. Когда управление строительством собора передали Джотто, он вместо продолжения строительства самого собора решил спроектировать и построить колокольню. Ход, надо сказать, умный: всех архитекторов, кто руководил строительством собора, сейчас вряд ли кто-то назовёт, а вот то, что кампанилу спроектировал Джотто, - знают все, даже несмотря на то, что при самом Джотто был построен только самый первый ярус.
Обойдём собор по кругу:
Соседние улочки, уходящие от соборной площади:
Флорентийский Дуомо построили на месте старого кафедрального собора, который простоял здесь 9 веков и к концу 13-го века начал обрушаться от старости. Кроме того, старый собор был слишком мал для выросшего населения города, и новый дуомо спроектировали так, чтобы он мог вместить всё население города того времени.
Внутри собора действительно очень просторно, светло и даже празднично. Вместе с тем, мне показалось, что здесь немного неуютно и пустынно. После совершенно крышесносительного фасада внутри собор немного разочаровывает, что ли.
Зато поражает стоящий рядом с собором баптистерий. Это самое старое здание на соборной площади, построенное ещё в 5-ом веке и получившее свою нынешнюю облицовку в 11-12-ом веках. Баптистерий, или крещальня, посвящён Иоанну Крестителю - главному святому и покровителю Флоренции.
Самый известный внешний элемент баптистерия - это его восточные ворота, изготовленные в 15-ом веке архитектором Гиберти. С лёгкой подачи Микеланджело ворота приобрели своё современное название - "врата рая". Гиберти протатил на изготовление этих ворот 27 лет, современные технологии - пару недель на то, чтобы изготовить копию, и убрать оригинал в музей. Меня всё время удивляет, с какой легкостью и быстротой мы сегодня можем массово воспроизводить шедевры древности.
Ворота состоят из 10 золочённых панелей, на каждой из которых изображена одна из библейских историй:
Внутри баптистерий поражает даже больше, чем собор. Здесь как-то по-особому чувствуется дух древности.
Самое запоминающееся в баптистерии - это золотистый купол, украшенный византийскими мозаиками 13-14-го веков с изображениями картин Страшного суда.
Отдельный экспириенс - это забраться на купол собора и полюбоваться как на сам купол вблизи, так и на виды города сверху. Подъём традиционно начинается со стояния в очереди, и чтобы народ не писал на стенах самого собора, внизу установлены небольшие стены-панели, где может оставить запись любой желающий:
Вид на собор сверху, от купола:
Купол собора так же, как и купол баптистерия, украшен сценами с изображением Страшного суда. Правда, мозаики баптистерия существенно древнее, чем картины купола собора. Да и сам купол выглядит всё-таки намного воздушнее и наряднее.
Изображения ада, как обычно, самые колоритные:
Купол собора, спроектированный Брунелески, в своё время стал самым большим спроектированным куполом без подпорок. Больше такой проект нигде не повторялся, и уже сейчас местами заметны огромные трещины, которые пытаются стягивать скобами:
Сверху виды, как и ожидалось, прекрасны:
На кампанилу тоже можно подняться, но только тогда при подъёме не удастся осмотреть купол собора:
Вдали виднеется знаменитая площадь Синьории:
Базилика Сан-Лоренцо - одна из старейших церквей Флоренции:
У кого-то есть доступ к крышам близлежайших домов:
Базилика Санта-Кроче:
Синагога в еврейском квартале:
Ну и напоследок две ночные фотографии собора: