С творчеством Фриденсрайха Хундертвассера большинство туристов впервые знакомится в Вене. Там находится знаменитый дом Хундертвассера - самое известное творение австрийского архитектора. Когда-то давно я уже
писала про это причудливое строение, а заодно и про основные принципы работы художника. Тогда же, после посещения Вены, у меня появилось огромное желание увидеть и какие-нибудь из немецких архитектурных проектов Хундертвассера. В Германии их, в общем-то, немало, потому что большую часть своей жизни архитектор творил на территории Германии и Австрии. Самая знаменитая из немецких работ Хундертвассера - это зелёная цитадель Магдебурга - самый последний проект архитектора, над которым он работал вплоть до своей смерти, и который был завершён уже без него. Другое из увиденных мной немецких творений Хундертвассера - это гимназия Мартина Лютера в маленьком городке Виттенберге, про который я писала
тут.
Хундертвассера часто называют австрийским Гауди за смелый разрыв стандартных шаблонов и создание из ряда вон выходящих проектов. Его творения могут нравиться или не нравиться, но однозначно притягивают к себе внимание и запоминаются.
Хундертвассер творил в так называемом естественном, или экологичном стиле, утверждая, что архитектура во всём должна полностью гармонировать с природой: линии должны быть плавными, острых углов не должно быть в принципе, а зелень (в виде деревьев и цветов) должна расти везде, где только это возможно: на крыше, на балконе, внутри квартир и в подъездах. В Новой Зеландии, где архитектор провёл последние годы своей жизни, находится его самый любимый проект жилого дома: это дом-нора, на крыше которого растёт трава и пасутся козы.
Во всех зданиях, построенных Хундертвассером, деревья растут и на крыше, и на стенах, и в подъездах. Некоторые из них уходят корнями на внешние стены квартир и офисов. По задумке, после завершения строительства, никто не имеет права вмешиваться во внешнее состояние дома: дом должен "стареть естественным образом" так, как это происходит со всеми живыми организмами в природе.
В доме нет ни одинаковых окон, ни одинаковых колонн-сводов:
Часть помещений отведена под магазины и офисы, другая часть - под отель, есть здесь кафе и детский сад, но большая часть помещений сдаётся в аренду как жилое пространство.
Говорят, в правлении города время от времени возникает вопрос о том, что делать с зелёной цитаделью: проект, хоть и красив, но не рентабелен. Меж тем, всего за пару лет своего существования здание однозначно стало одной из ключевых достопримечательностей города.
Хундертвассер любил яркие цвета, с удовольствием добавлял в декор металлическую пыль, стекло, бумагу, битую керамическую плитку. При ярком солнце некоторые из элементов декора начинают поблёскивать, создавая сказочный эффект.
Крыша дома почти целиком покрыта травой, из-за чего здание и получило название "зелёная цитадель".
Внутренние дворики здания выполнены всё в том же "экологичном" стиле: неровная поверхность под ногами, плавность всех линий, сглаженные углы и огромное количество зелени.
Не знаю, как насчёт жить, но побывать в таком доме было бы интересно.
* * *
Перенесёмся в Виттенберг. Здесь, в стороне от традиционных туристических маршрутов старого города, в обычном спальном квартале, стоит гимназия Мартина Лютера - ещё одно интересное творение Фриденсрайха Хундертвассера.
Это здание некогда было самой обычной железобетонной панельной коробкой, построенной во времена ГДР: ничем не примечательное серое здание, вызывающее уныние и тоску. В отличие от зелёной цитадели Магдебурга, это здание Хундертвассер не строил, а перестраивал. Причём инициаторами проекта были ученики этой школы.
Получилось, на мой взгляд, неплохо. Яркое и весёлое здание школы сейчас резко выделяется среди скучных панельных зданий времён ГДР.
Традиционно повсюду много зелени, включая крышу:
Уютный внутренний дворик, заставленный велосипедами школьников:
Совершенно трогательный, на мой взгляд, фонарь на крыльце:
В такой школе, пожалуй что, было бы весело учиться. Жаль, что в России таких необычных зданий нет.