Когда-то давно, лет восемь назад, мне посчастливилось увидеть Нойшванштайн при ярком солнечном свете. Был тогда красивый месяц август, деревья были зелёными, а небо - нежно голубым. В прошлом году занесло меня в те края уже осенью, со всеми вытекающими последствиями: довольно мрачная погода, то прячущееся, то выглядывающее солнце, лёгкая прохлада.
Нойшванштайн - известная визитная карточка Германии, как Биг-Бен в Лондоне или Эйфелева башня в Париже. Любой обзорный тур по стране обязательно включит этот замок в программу, а любой заезд в Баварию будет неполным, если не увидеть "те самые замки" воочию. В итоге, найти человека, ещё там не побывавшего, становится всё сложнее и сложнее. А сама территория около замков становится всё более опопсовленной туризмом: целый автопарк экскурсионных автобусов, огромные стоянки машин, толпы туристов, семьи с маленькими детьми, внизу недешёвые гостиницы и рестораны, целые ряды магазинов с сувенирами соответствующей тематики.
Но ехать в Нойшванштайн всё-таки стоит. Хотя бы ради того, чтобы своими глазами увидеть один из самых известных замков мира, о котором столько все говорят, который стал прототипом Диснеевского замка, увидев который, Чайковский вдохновился на написание "Лебединого озера".
Сначала немного практической информации. Посещение Нойшванштайна и Хоэншвангау довольно легко совмещается с поездкой в находящийся рядом городок
Фюссен, о котором я уже писала. Если ехать на поезде из Мюнхена, то поедете вы как раз до Фюссена (оттуда автобусом до замков), если на машине, то тут вообще заехать не проблема. От Мюнхена до Фюссена ехать где-то часа два. Если нет желания выезжать из Мюнхена очень рано, но при этом всё-таки есть желание увидеть достопримечательности Фюссена, то лучше сначала осматривать Фюссен, а уже только потом ехать к замкам. Дело в том, что практически все достопримечательности Фюссена закрываются к четырём вечера, в то время как замки в это время ещё открыты (речь о летнем периоде: с апреля по сентябрь, зимой замки закрываются раньше).
Со входом в замки в сезон пик есть определённые проблемы. Совсем плохая проблема - это когда вы приезжаете, а билетов на текущий день уже просто нет. Менее плохая, но проблема - билеты есть, но, скажем, уже только на вечер. Внутрь замков, как несложно догадаться, пускают только в составе экскурсии, причём размер за один раз запускаемой группы фиксирован, время её входа тоже фиксировано. Экскурсия по одному замку длится ровно 35 минут, причём если идти в оба замка, то между ними надо оставить запас где-то в полтора часа (просто для того, чтобы успеть добраться). Самый простой способ решить обе проблемы - сделать ситуацию более предсказуемой путём брони билетов на
официальном сайте замков. Забронированные билеты потом можно будет получить в специальном окошечке в ticket office, спокойно пройдя мимо длинной очереди желающих купить билеты на месте. Бронь, правда, будет стоить пару евро сверху.
После того, как вы удачно нашли место для парковки машины и эту самую парковку оплатили, можно спокойно двигаться в сторону касс и затем уже вливаться в толпу, приехавших созерцать сие творение рук человека. Все туристы, как известно, разные: кто-то приезжает посмотреть на замки только снаружи и сразу уезжает назад, кто-то желает задержаться в этих местах подольше, дабы погулять по местным горным тропинкам и полюбоваться красотами. Для последних в мини-деревне, что внизу замков, построены гостиницы и рестораны, стоящие немалых европейских денег:
Поскольку европейских денег было жалко, да и со временем не очень, то ночёвка здесь даже не рассматривалась. Впрочем, поедание еды в местных ресторанах тоже, потому что буквально несколько километров в сторону - и всё становится существенно дешевле. Есть мы поэтому, естественно, поехали в другое место. Сувенирные магазины тоже не то, чтобы очень привлекли. Впрочем, не могу не отметить приятные для глаза детали оформления:
Хоэншвангау был выбран первым замком для посещения. Во-первых, потому что он просто ближе к стоянке, а во-вторых, потому что такой же порядок осмотра замков посоветовал дяденька из ticket center, когда я ему звонила, чтобы изменить забронированное время захода.
Идти от стоянки до Хоэншвангау довольно близко. Замок стоит не очень высоко по сравнению с Нойшванштайном, поэтому подъём даётся невероятно легко. Во время подъёма можно ещё посмотреть на все отели, рестораны, магазины и прочие прелести, придуманные для выкачивания денег из богатеньких туристов:
Если остановиться на пару летних солнечных дней в этих краях, то, наверное, можно сделать несколько неплохих треков по окрестностям и получить массу шикарных фотографий замков, гор и озёр.
Хоэншвангау - замок родителей Людвига, здесь будущий баварский король Людвиг провёл своё детство. Этот же замок потом послужил прототипом многочисленных построек, которые Людвиг затеял на территории Баварии.
Вокруг замка разбиты небольшие симпатичные сады. Во всём прослеживается лебединая тема. Говорят, каждый сходит с ума по-своему: Людвиг, обустравивая своё жилище, бредил лебедями: лебеди в саду, на росписях стен замка, подсвечники в виде лебедей, ручки дверей в виде лебединой шеи, стулья, столы, просто статуэтки. Надо ли говорить, что около замка есть лебединое озеро...
Экскурсия по замку длится чётко 35 минут, педантичная немецкая точность. На самом деле, такая точность объясняется очень просто: на входе вам выдают аудиогид, который включается только после того, как его "запустит" ваш экскурсовод. Сам экскурсовод, в общем и целом, молчит, и только переводит вас из зала в зал. Причём как только вы попадаете в следующий зал, двери предыдущего зала закрываются, а двери следующего, разумеется, не открываются. Поэтому всё это время, пока все слушают "бла-бла" про текущий зал, убежать ни назад, ни вперёд невозможно. Зашли в зал, вам включили соответствующий рассказ на аудиогиде, и гуляйте по залу - слушайте.
В обоих замках фотографировать запрещено. Впрочем, даже если бы и разрешили, то особо хорошо всё равно не получилось бы. И в одном, и в другом замке довольно темно. Наверное, так заботятся о сохранении картин и гобеленов. В самом первом зале Хоэншвангау я сделала одну фотографию до того, как увидела соответствующий запрещающий знак. После этого фотографировать даже не пыталась.
Со смотровой площадки около Хоэншвангау виден Нойшванштайн во всей его красе. Если позволяет воображение, то можно попробовать представить, что чувствовал Людвиг II, наблюдая из окон Хоэншвангау за тем, как строится замок его мечты.
А в другую сторону открываются виды на бескрайние баварские просторы:
Как я уже написала, между временем захода в замки надо оставить резерв где-то в полтора часа. Этого должно быть достаточно для того, чтобы добраться до замка и сходить к Мариенбрюке. Под "добраться" подразумевается самый простой и самый популярный вариант - сесть на автобус, который за некую символическую по немецким меркам цену довезёт вас наверх. Нойшванштайн находится существенно дальше от туристической "мини-деревни", чем Хоэншвангау, поэтому подъём до замка пешком займёт, пожалуй, где-то минут 30-40. Если есть желание сходить на мост до захода в замок, то резерв между заходом в замки надо сделать где-то часа два. Мы предпочли подняться на автобусе и спуститься пешком. Впрочем, автобусу и ножкам есть ещё дорогая альтернатива - лошадки, популярные среди японских туристов:
Сначала всё-таки пошли на знаменитый Мариенбрюке - мост, висящий над водопадом между скалами. Такая фотография Нойшванштайна есть, наверное, практически у любого туриста, когда-либо побывавшего в этом месте. Замок хронически пребывает в состоянии реставрации. Уже не помню, когда в последний раз видела его фотографии в варианте без лесов:
Строить Нойшванштайн Людвиг начал где-то в 70-х годах 19-го века. Как известно, замок так и не был достроен до конца. Впрочем, как и многие другие замки, строительство которых затеял Людвиг. Расходы на строительство "лебединого замка" превысили запланированные в 10 раз, казна Баварии была опустошена, король вскоре был арестован "за долги", и всего через день после ареста скончался при загадочных обстоятельствах. Бавария перестала быть счастливой и свободной, власть перешла к могущественной Пруссии, а недостроенный Нойшванштайн достраивали потом ещё несколько десятилетий, чуть ли не до гитлеровских времён. К слову, то, что некогда хотел увидеть Людвиг, так до конца построено и не было.
Вдали в очередной раз виднеются красивые окрестности:
Отсюда видно, насколько выше по сравнению с Хоэншвангау стоит Нойшванштайн. Внизу под Хоэншвангау видна "мини-деревня" со всеми уже упомянутыми отелями, ресторанами и магазинами. Вдали - два озера: альпийское и лебединое.
Назумленный Хоэншвангау:
Прямо под мостом водопад. Если посмотреть строго вниз, под углом в 90 градусов, то вид будет вот такой:
Если пересечь Мариенбрюке и уйти дальше в трек по горам, то откуда-то оттуда должен открываться вид всего замка, который выложен в википедии. Впрочем, есть и вторая версия, что, мол, бесполезно там ходить в поисках этого вида, ибо выложенная в википедии картинка есть не что иное как вертолётная съёмка. В любом случае, на ней хорошо видно общее устройство замка:
Ещё раз вид на Нойшванштайн в мрачную немецкую погоду:
Спускаемся с Мариенбрюке и топаем ко входу в замок, чтобы не пропустить назначенное время экскурсии. На входе работает какая-то странная система автоматов, запускающая в очередь три группы последовательно идущих номеров экскурсий: одна - которую сейчас запускают внутрь, две - которые ждут своей очереди, но уже отсортированы от всех остальных. Такой алгоритм мог прийти в голову только немцам.
Отсюда виден главный фасад замка. На эту сторону выходят окна шикарного тронного зала - самого красивого зала во всём замке.
Вход в замок, со смотровой площадки около входа очередные красивые виды на окрестности, которыми я вас уже не буду мучить.
С другой стороны:
С внутреннего дворика замка хорошо виден висящий между скалами Мариенбрюке, на котором мы только что были. Под ним - водопадик, который я фотографировала вертикально вниз.
Внутренний двор замка, непосредственно перед входом внутрь. Здесь должна была стоять самая высокая башня замка, которая так и не была построена из-за нехватки денег. Замок строился как средневековый рыцарский замок, поэтому здесь предусмотрены покои для прекрасных дам рыцарей, помещения для слуг и оруженосцев рыцарей, кухни, комнаты отшельников и пр.
Внутри самого замка я уже не фотографировала, поэтому вот вам две картинки с официального сайта Нойшванштайна. На самом деле, замок не был до конца достроен не только снаружи, но и изнутри. Из многочисленных помещений, что внутри замка, обустроены только небольшая часть. Разумеется, в замке присутствует лебединая тема. Стены в большинстве комнат украшены сценами из немецких мифов, саг и легенд, а заодно и героями из опер Вагнера. С последним у Людвига, по некоторым версиям, была весьма неоднозначная связь, из-за которой Людвиг расторг свою помолвку. Впрочем, Вагнер эту связь очень даже отрицал и вообще ссылался на то, что он женат. Темная, в общем и целом, история.
Но внутри красиво. Время от времени в замке даже проводят концерты музыки Вагнера.
Вышли из замка уже где-то около шести вечера. У нас был забронирован как раз один из самых последних заходов внутрь. Вниз до стоянки пошли пешком, чтобы насладиться местной природой. Последний взгляд на Нойшванштайн перед спуском:
Ещё раз Хоэншвангау, где подрастал сумасшедший король Людвиг:
И на прощание ещё добежали до близлежайшего озера, в котором плавают - правильно, лебеди:
Грустный взгляд на вечернее озеро: