Выставка северо-корейского искусства "И подо льдом течет вода".

Jan 30, 2011 19:07


Посетила сегодня выставку северо-корейского искусства «И подо льдом течет вода» на Винзаводе. Описываю собственное впечатление, еще незамутненное рецензиями (специально решила читать их потом). Я настроилась на «соцреалистическую» живопись корейского разлива, а увидела  строго унифицированную соцреалистическую  графику большого формата. По технике исполнения это называется «корейская живопись» -  термин, обозначающий национальное корейское искусство, а именно, рисунок тушью на бумаге.  А по стилю это - «чучхейский соцреализм».

Представленные  на выставке работы,  как и полагается «реалистической по форме и социалистической по содержанию» живописи,  отражают четыре основные темы: военную (защита отечества), трудовую (рабочие в цехах, на стройках, осваивают месторождения), спортивную, а также тему отдыха счастливого народа. Характерны названия картин -«Создатели подвига»,  «Строители», «Великий подъем…», «Победители», «Пионеры…»,  «В зоопарке», «Новые дома…» и т.п.  Имеются знакомые идеологические названия.  Например, картина, изображающая молодую регулировщицу уличного движения, озаглавлена «Мой пост говорит о великой заботе».

Фамилии авторов запоминать необязательно - все равно отличить руку одного художника от другого невозможно: стилистика чучхейского соцреализма канонизирована в соответствии  с «идеальными образами, разработанными великим корейским руководителем».  Действительно, все персонажи картин  - мужчины, женщины, дети  - как бы на одно лицо, а их взгляд в зависимости от сюжета отражает либо решительный патриотизм, либо напряжение социалистического труда, либо  искрится радостью и любовью. Тем не менее, нечто вроде индивидуальной манеры фиксируется в картинах Чва Чхан Хо. Его «Ночной пейзаж на проспекте Тонир» - замечательная работа, несколько выпадающая из общего строя выставки.

Теперь о том, что мне понравилось в чучхейском соцреализме в рамках выставки. Во-первых, я сразу заметила прекрасно сработанные многофигурные композиции, что для  больших работ (самый распространенный формат здесь 2х3 м) дело непростое. Даже гуру нашего соцреализма А. Герасимов, Пластов и Дейнека не всегда справлялись с этой задачей, их композиции были далеко не идеальными. Во-вторых, графичность живописи, строгость палитры ( отсутствие желтого и красного цветов, доминирующих в колорите советских соцреалистов)  не утомляет взгляд,  так что даже сентиментальные мотивы (пожилой железнодорожник с маленькой девочкой в картине «Чистая душа») не выглядят слащавыми.  Кураторы выставки (Анна Зайцева и Олег Кулик) верно рассчитали количество работ - будь их больше, визуально-похожие образы быстро набили бы оскомину.

Отдельной группой размещены работы, выполненные в технике вышивки. Они прекрасны - не по сюжету, а по исполнению.  Есть и агитационные плакаты, ничего особенного по сравнению с советскими плакатами не представляющие. Разве что огромный кролик вместо поросенка на руках у розовощекой крестьянки. Мне понравился плакат с угрожающим названием «Фашистское сексуальное насилие», на котором изображен пронзенный мечом цветок.

В заключении по поводу центральной инсталляции - низкого красного помоста, занимающего центр зала, над которым в пять рядов строго по линейке висят солдатские каски, выкрашенные изнутри в ярко розовый цвет и подсвеченные так, что мягкий свет льется из каждой каски на помост. В центре помоста стоит низкий столик с миской риса, покрытый скатертью ручной работы.  Эта группа своей обыденностью выглядит несоразмерной по духу торжественно-монументальному строю военных касок.  Возможно, такой контраст специально задумывался куратором и дизайнером выставки Олегом куликом. Надо почитать, что об этом пишут в рецензиях. В целом,  инсталляция визуально обогащает выставочное пространство и смотрится уместным дизайнерским дополнением.  Думаю, это хорошо, когда у зрителя остаются вопросы типа « а что означает инсталляция?», или «почему выставка называется «И подо льдом течет вода»?

Если резюмировать, то в Москве такое искусство показывают впервые, чем эта выставка ценна и свежа.

корейское искусство, винзавод, соцреализм

Previous post Next post
Up