Вопросы к Е.Ю. Деготь в свете ее последних выступлений и публикаций

Nov 09, 2010 13:53


"Не оковы, а кандалы" (А. Островкий)

В связи с круглым столом в Сахаровском центре, посвященном проблеме преследования искусства по 282-ой статье, а также после появившейся на Артфоруме статьи Екатерины Деготь «Новый порядок», я испытываю потребность обратиться к гранд-даме арт-критики, тем более, что вопросы к ней у меня накопились еще с лета, когда я ждала-ждала ее публикаций в защиту Самодурова-Ерофеева, да так и не дождалась.  Поэтому в комментариях к публикации по круглому столу в Сахаровском центре на сайте Openspace.ru я написала ей следующее письмо.  Есть надежда, что Е.Д. читает свой сайт, в отличие от наших ЖЖ.

Уважаемая Екатерина Юрьевна,
Мне не понятен Ваш упрек в сторону А. Ерофеева: «А что касается вашего дела, Андрей, то я думаю, что, если вы действительно хотели что-то изменить в нашем обществе - а я в это верю, - я думаю, что надо было сделать выставку максимально доступной, в том числе в сети, сделать так, чтобы она стала общественным достоянием, а не жестом внутри арт-сообщества».
Разве то, что выставка исследовала узко-профессиональный вопрос - феномен цензуры (со стороны институций) по отношению к совриску, а также то, что она проходила на территории музея - не сыграло в защите подсудимых важную роль? Вы же сами использовали это в своем выступлении в суде на стороне защиты? , а теперь  непоследовательно упрекаете? Разве было бы меньше жертв, если все экспонаты Сах. Музей выложил в сеть?  Этим летом (перед вынесением приговора) Вы не выступили в прессе на стороне Самодурова-Ерофеева (кроме явно запоздавшей заметки в Ведомостях). Вместо этого Опэнспейс вывесил Вашу старую публикацию от 2008 года, которая к 2010 году утратила злободневность оценки. А ведь мы все ждали от Вас слова, как от авторитета и крупнейшего арткритика…

Свою позицию Вы умолчали, при этом художников призываете к четкой политической позиции, которую они должны умно и смело доносить до общества. Так, на Круглом столе в Сахаровском центре Вы говорите: «Я считаю, что, пока художники занимаются политическими жестами, но не имеют внятной политической позиции, мы не можем рассматривать их искусство как политическое».

Наше общество так устроено, что все боятся свободно высказываться, не говоря уже о провозглашении четкой политической позиции. Художники боятся судов, к тому же они зависят от кураторов и институций, которые в свете преследований со стороны православных радикалов и попустительства им со стороны власти перестраховываются и не желают делать выставки на наболевшие темы. Примером является отмена (в который уже раз) выставки рисунков В. Ломаско на Винзаводе.  Есть и еще примеры. В блоге сотрудника отдела новейших течений ГТГ  -  ни единого слова про критическое положение Олега Мавромати, а на акцию «Свой-Чужой» ссылка дана без персональной оценки происходящего. ГЦСИ узнал про серьезность  положения Олега только на Круглом столе (там находились в счастливом неведении). На творческом вечере Олега, который инициативная группа защиты Мавромати буквально выпросила у ГЦСИ, выступающим намекнули не касаться политической стороны вопроса, а обсуждать только академические стороны его творчества.  Это примеры осознанного отмежевания институций от политики, с которым нашим художникам приходиться иметь дело.

Странно, что Вы, Екатерина Юрьевна, как независимый куратор в статье «Новый порядок» на Артфоруме, анализирующей состояние отечественного совриска, умолчали про его политические реалии (а именно угрозу судов, нависшую над кураторами и художниками), но при этом жестко раскритиковали преобладание в нем формального и декоративного искусства, хотя почему это так - предельно ясно. Получается, что у вас двойной стандарт: от других требуете позиции, а сами предпочитаете умалчивать про больные моменты в иностранном издании.

А из этих реалий выходит, что только высказывание с содержанием "ниже пояса", характерное для арт-группы "Война", у нас и пропускают власти, потому что оно для них не опасно. Молодежь пошалит, попошлит - вот пар и выпущен...

И еще очень хочется знать, что Вы конкретно предлагаете в такой ситуации для того, чтобы у нас появилось серьезное политическое (критическое) искусство. Художники должны вступать в партии, добиваться отмены 282-ой статьи? Вы гарантируете им, что институции будут брать на выставки острое политическое искусство? Или это не ваша забота..., а негативно критиковать русское искусство на всю вселенную - Ваша.

Не думаю, что Вы мне ответите - кто я для Вас такая! Но таких, как я - неравнодушных к состоянию совриска  и его преследованию - у нас все таки много, и мы видим,  кто чего стоит.

С уважением,
Искусствовед Марина Максак (Мунк)

суды над искусством, новый порядок, 282-я статья, Екатерина Деготь, совриск

Previous post Next post
Up