Апокалипсис по-голландски

Oct 04, 2009 17:49

(рецензия)

В рамках 3-ей Московской биеннале мастерская голландского художника-неформала Юпа Ван Лисхаута показывает на Винзаводе свои проекты «Город рабов» и «Cradle to cradle». Утопический город, живущий по законам экологически чистого безотходного производства,  представлен макетами зданий, расставленных в пространстве цеха Белого и ( Read more... )

ван Лисхаут, биеннале

Leave a comment

буржуазная философия olegria February 28 2010, 10:41:25 UTC
Марина, большое спасибо за внимание к моим взглядам. Я не перестану удивляться, когда люди совершенно далеко стоящие в своих интересах от политической экономии, вдруг, решают для себя, что взгляды сумасшедшего буржуазного философа созвучны их пониманию мира и окружающей действительности и они записывают его в "друзья". Хотя несомненно и искусство и политическая экономия всего лишь грани бриллианта жизни. Что касается выставки, то эта идея, отголоски которой мы находим у Ван Лисхаута, идеального общества, принадлежит Герингу. Им было предложено разработать будущее идеальное общество на принципах слепоты и глухоты. От рождения одних детей делали глухими и немыми, а других слепыми. Слепых людей формировали в отряды по сто человек, которые знали только сигналы свистков. Глухонемой был поводырем в этом отряде. В этом случае глухонемой мог только свистеть, он не мог говорить со слепыми, а слепые не могли услышать и понять глухонемого. Предусматривалось создать целые заводы для слепых, разработать безопасные технологии для работы слепых. Поощрением для хорошо работающих была возможность раз в месяц переспать с самкой. Там еще много различных пикантных моментов. На вершине этой социальной лестницы стояли Сверхлюди - истинные арийцы, немецкая раса богов. Откровения или апокалипсис господина Геринга легли в основу работ нескольких институтов в Германии в начале ХХ века. Но История распорядилась иначе. И до начала 90-х эти идеи были скрыты в государственном архиве США.
Но я не могу согласится, что человечество катится в пропасть, оно движется к новому обществу свободных людей, как несомненно и то, что легкие рецепты предлагаемые ортодоксами от марксизма, представляют всего лишь феодальный взгляд на наше общество.

Reply

Re: буржуазная философия marina_munk February 28 2010, 13:41:25 UTC
Здравствуйте! Не могу судить, насколько Вы «сумасшедший», т.к. не смыслю в вашей области знаний. Записала Вас в «друзья», чтобы не потерять в сети. Вы говорите грамотно и уверенно и могли бы, не тушуясь, «ответить» церковным ортодоксам. А вот Улицкая, к большому сожалению, в передаче Архангельского стушевалась. Я завидую политикам и экономистам - их народ понимает сразу, т.к. они говорят на привычном для обывателей языке денег и власти. Но как только проблема переходит в область чувственного восприятия и эмоций, то далекому от искусства человеку не докажешь, что «цеплять», воздействовать, эпатировать - это основополагающие свойства искусства. Религия должна быть милосердной, а искусство свободным. Оно не обязано быть милосердным и нравственным. Но это в идеале, конечно. Полезно, что Вы в блоге Архангельского перевели проблему в контекст идеологического заказа РПЦ. По-крайней мере, все грубияны сразу замолчали. Поняли, что с Вами им труднее будет спорить, чем с искусствоведом.
Мне было интересно прочитать про модель Геринга. Я этого не знала. Думаю, что у проекта Ван Лисхаута было много источников, в том числе, как Вы правильно заметили, и нацистские. Идею «города-утилизатора» он позаимствовал в популярной в начале «нулевых» работе немецкого химика Михаэля Браунгарта и американского архитектора Уильяма Макдоноу «Cradle to Cradle: Remaking the Way We Make Things», где рассматривалась модель автономного существования общества, перерабатывающего производственные отходы и тем самым постоянно поддерживающего свой энергетический и сырьевой баланс. Эта экологически идеальная концепция стала очень популярной. Лисхаут довел ее до абсурда, логично предположив, что следующим звеном безотходного производства могут стать сами люди.
Как политический экономист Вы, наверное, способны разглядеть в реальной жизни то, что позволяет Вам верить в продвижение человечества к новому обществу свободных людей. Я же вижу, что и в 16 веке (картина Питера Брейгеля-старшего «Слепые», 1568 - хорошая иллюстрация к Герингу.), и сейчас человек не свободен от своих пороков, и никогда не освободится. Остается позавидовать Вам во второй раз, т.к. оптимисту жить веселее!

Reply

Re: буржуазная философия olegria February 28 2010, 17:07:52 UTC
А что разве там, были грубияны? Много постов, поэтому я не очень внимательно их просмотрел. Вы правы, со мной очень трудно разговаривать людям далеким от теологии, так как я три года был активным прихожанином одной христианской церкви и меня готовили в проповедники. Я в то время изучал философию и решил изнутри узнать как функционирует церковь. Было очень любопытно и чрезвычайно интересно. Я с энтузиазмом штудировал Библию, интересовался всем и активно участвовал в практической жизни церкви. У меня как и вас два высших образования. Я буржуа, имею свое собственное дело, но по своим политическим взглядам я гегельянец и марксист, который еще в 1984 году получил прокурорское предупреждение за левый ревизионизм в марксизме, так как утверждал, что взгляды Маркса прямо противоположны советской действительности.

я тоже буду с удовольствием читать ваши обзоры, потому что конечно же не успеваю, за суетой, следить за новым и интересным в искусстве.

Reply

Re: буржуазная философия marina_munk February 28 2010, 19:56:06 UTC
На обзоры меня сподвигают только исключительные события вроде биеннале. Я, в отличие от серьезно-пишущих людей, ленюсь писать. Очень любопытно, что же помешало Вам стать проповедником? Что-то не устроило, когда узнали поближе, как функционирует церковь? Или они разоблачили в Вас марксиста? Сейчас Вас трудно назвать сторонником РПЦ - скорее просвещаете людей по сути ее властных и коммерческих интересов, а не веры. Вы интригуете своей живописной биографией: и марксист, и верующий, и буржуа, и пишущий политик в одном человеке. Если Вам некогда, то не отвечайте.

Reply

Re: буржуазная философия olegria February 28 2010, 21:21:28 UTC
Ничего не помешало, просто я к этому времени закончил обучение в КазГУ (философско-экономический факультет) почитал немного лекций студентам 4 курса, но в разгаре была перестройка и я решил окунуться в бизнес. Я был кадровым офицером. Уволился из армии и с 1989 года я в частном бизнесе. В 1994 году перебрался в Европу, организовал здесь небольшое предприятие, которое в дальнейшем приобрело акции ацетиленового завода. Но все это время не бросал занятия политической экономией, писал конспекты, которые сегодня опубликованы на моем сайте Капитал. Это по сути теория социализма, но не того "дурного социализма", которая была навязана нам догматом феодального взгляда русской школой марксизма, а того который вытекает из диалектического взгляда на предмет. Что касается веры, то я действительно крещен водным крещением. Очень торжественное было мероприятие. Представьте себе крещение в Тихом океане (я служил на Дальнем Востоке), было очень много народу, белые одежды, и я думаю, верующие искренне радовались за меня. Если люди хотят верить, то это их право, бог у каждого в его сердце, если люди не хотят верить, то для них есть общечеловеческие ценности и действующий общественный закон поведения. Как видите церковь (любая) не вписывается в эту схему общественной жизни свободных людей. Кстати вы очень точно сформулировали роль веры и искусства в свободном обществе.

Reply

Re: буржуазная философия marina_munk March 1 2010, 19:33:49 UTC
Я посмотрела на Youtube Ваши клипы на тему «Тезисы о социализме» и «Критерии социализма». Все очень доходчиво! (Хотела спросить Вас, каким же образом при социализме ребенокЮ рожденный свободной женщиной сможет получить наследство от отца, но потом сообразила, что благосостояние дитя в это замечательное время не будет зависеть от материальных благ). Выходит, что социализм появится в самых развитых капиталистических странах минимум веков через десять, а в России так и еще позже. А как же коммунизм? Еще через 20-30 веков?
Итак, советские теоретики социализма вульгаризировали учение Маркса. Сталин сам этим занимался? Неужели у занятых на гос. постах функционеров-большевиков (по-вашему, феодалов) было время для теоретических философских трудов? Скорее всего, научной работы им и не потребовалось. В искусствоведении про сталинское время говорят как о периоде внедрения в обществе мифа о светлой жизни, когда в умах людей вырастили утопию, причем искусству, литературе и кинематографу в этом отводилась первостепенная роль.
Когда же об этой фальсификации Маркса стали говорить открыто? В 90-е? Интересно, могли ли студенты, изучающие философию в 1980-х, читать «Капитал» в оригинале (без купюр)?
Я еще почитаю на Вашем сайте статьи, касающиеся нынешнего состояния России и эссе по истории философии. Хотя к моей профессии ближе философия XX века. И если бы у Вас были такие же доходчивые переработки структурализма, пост-структурализма, деконструктивизма, то я была бы просто счастлива. Дело в том, что переводов на русский язык нет, в университетах у преподавателей подозрительно «не хватает времени» на XX век, а осмыслить это все без хорошего «толмача» очень трудно. Спасибо и до свидания.

Reply

все по порядку olegria March 1 2010, 20:40:48 UTC
Про свободную женщину. Свобода любого человека, а тем более женщины будет определяться прежде всего экономической свободой. То есть женщина будет позволять себе без мужа жить безбедно. Если такое происходит, то мужчина вынужден будет искать расположение женщины, и такого расположения, чтобы женщина смогла указать на мужчину, как на отца своего ребенка. Соответственно в такой ситуации право наследования по отцовой линии будет исчезать. С другой стороны общество, для которого самой большой ценностью будут люди и члены общины (не важно какая величина этой общины и на каких принципах она формируется: корпоративных, компактного проживания или иных), но доставить эту ценность сможет только женщина. Поэтому общество будет формировать определенные приоритеты вокруг женщины, это и производство и социальное поведение и конечно же политика. Все будет вертеться вокруг женщины и ее потребностей. Приведу совершенно вульгарный, ненаучный пример. Помните сериал "Sex in New York" в российском прокате он шел под названием "Секс в большом городе". Это очень популярный сериал в США. Значит он созвучен определенному кругу американцев, значит он отражает определенные тенденции в реальном обществе. Там, как вы помните, четыре женщины вполне самодостаточны в финансовом плане, имеют хорошую работу, квартиры, ходят по салонам и "шопингуют", как душе угодно и пр. Но вот проблема они не могут выбрать мужчин, от которых они хотели бы иметь детей или которые не раздражали бы их вечером или утром. Фильм как отражение проблем будущего. А может уже настоящего американского общества, пока все еще капиталистического?

Неверно представлять, что сначала будет социализм, а потом коммунизм. Такое деление было придумано русской школой. Маркс не разделяет эти два понятия. Будущее общество будет просто социализмом. Как был просто феодализм и есть просто капитализм. Деление на социализм и коммунизм было придумано советской школой только потому, что никак не получалось с реализацией общества будущего. Вот и придумали этапы социализм, коммунизм. У Маркса этого нет. Вы можете поверить мне на слово, но если не верите вот здесь можно почитать доказательную базу.

Reply

все по порядку 2 olegria March 1 2010, 20:41:11 UTC
Большевики, на мой взгляд, искренне верили, что строят коммунизм. Но каждый раз наталкиваясь на действительность они вынуждены были подгонять теорию, толковать ее и "популяризировать" под действительность. И таким образом все реже могли представлять ее в целостном виде. В конце концов остались одни лозунги, ничего общего с теорией не имеющей. Эти лозунги развесили на всех "колокольнях". Но и лозунги теории в дальнейшем заменили на призывы и заздравицы больше похожие на плохую рекламу - Слава советскому народу строителю коммунизма, Слава КПСС, Слава трудовому народу и т.д. Это висело всюду. Удивительно, но Маркс написал работу, в которой раскритиковал советский строй задолго до его появления. Еще более удивительно, то что эту работу изучали как основную работу марксизма во всех ВУЗах.

В 1984 году я получил прокурорское предупреждение с формулировкой "за левый ревизионизм в марксизме". Следователь КГБ говорил, что нас таких четыре придурка, которые предприняли попытку ревизии марксизма с позиций Маркса, то есть с левой стороны. Тогда у меня не было философско-экономического образования, но я хотел опубликовать свои конспекты в журнале Импакт (ЮНЕСКО) , конспекты изяли и когда я им на пальцах доказывал, что у нас не социализм, они отвечали: Вот вызовем академиков из Владивостока, тогда посмотрим как ты будешь спорить. На что я им ответил, они не со мной будут спорить, а с Марксом.

Поразительно то, что вся марксистская литература без купюр была совершенно доступна и в книжных магазинах и в библиотеках. Более того, кажется, 54 том ПСС Ленина интересен тем, что там есть вся переписка революционеров. И знаете что я там нашел, докладную записку от Дзержинского и Троцкого о необходимости организации трудовых лагерей. Там очень много всего и сколько нужно расстреливать враждебных классовых элементов и как организовать обеспечение продовольствием органов власти. Это было совершенно открыто, но никто не хотел читать.

Эссе - написаны для моих племянниц, которые учились в университете, девушки потребовали от меня написать коротко на одну страничку, и без заумных слов, сбросили темы и все. Это для троечников, они не имеют большой значимости. Но я старался написать простым языком. Как получилось судить вам.

Про философию ХХ века попробую. Но без гарантий.

Reply

Re: все по порядку 2 marina_munk March 1 2010, 21:34:47 UTC
Действительно, поразительно. Выглядит как всеобщий идиотизм: никто не видел того, что было на виду. Наверное, боялись увидеть. В Ваше-то время зубы у режима уже затупились, и за такое не лишали жизни.
Мое знание советских фильмов (датированных вплоть до нач. 60-х годов, например, "Чистое небо")предполагает, что те антигуманные записки имели теоретической базой доктрину обострения классовой борьбы в переходный период к социализму, чем оправдывался революционный террор. Или ее не было у Маркса? Ну, извините за школьные вопросы.
Ваш текст про свободную женщину такой притягательный. Я его отправлю одному мужскому шовинисту. Сериал "Секс в большом городе" люблю именно по этой причине - повышает задавленную реалиями женскую самооценку. Я знаю из своей практики, что в крупных европейских производственных фирмах женщин на руководящих постах нет. А в России на собеседовании в иностранных фирмах не смущаясь говорят, что предпочитают мужчин, причем молодых. Всего доброго!

Reply

террор и все такое olegria March 2 2010, 20:40:06 UTC
у Маркса нет обострения классовой борьбы с продвижением в коммунизм. Это придумала русская школа. Маркс бы посмеялся над этой выдумкой. Посудите сами. Его теория говорит прямо противоположное, что с продвижением общества в социалистические отношения будут исчезать классы, а соответственно их производная - государство. Не то чтобы обострение, а наоборот никакая классовая борьба не будет присутствовать в обществе (слева в заметках на полях выделено красным "некоторые рассуждения"). Когда повысилось благосостояние, можно было забыть про выдумку, но тогда надо было каким-то образом объяснить почему до сих пор в наличие имеются классы. И уже идеологи Брежнева выдумали очередную глупость - "создание новой общности советский народ" (ХХV съезд КПСС). Кстати многие защитили по этой тематике кандидатские и докторские.
У Маркса есть классовая борьба и диктатура пролетариата в революционный период и только.
Две ошибки в марксизме, которые дают в руки буржуазии аргумент об ошибочности теории вообще. Это, что пролетариат будет социалистическим элементом, и второе, что обобществление будет происходить через государство. Если вторая ошибка видна невооруженным взглядом, ведь государство должно исчезнуть, значит обобществление невозможно через государство даже пролетарское, то идея, что пролетариат (рабочий класс) должен играть революционную роль вначале пути выглядела правдоподобно. Поэтому я взялся за большую работу "Классы", чтобы показать, что классы прошлой формации никогда не играли революционную роль в развитии общества, что новые отношения порождали новую социальную силу, которая в развившихся новых отношениях становилась доминирующей. Вывод рабочий класс, как это не звучит парадоксально, не является революционным классом для социализма.

отн женщин в бизнесе
статистикой не обладаю, но могу привести много примеров, например Елизабета Григ - крупнейший акционер судоходной норвежской компании, член совета директоров Статойл. (надо взглянуть на статистику)

Reply


Leave a comment

Up