Выставки в «Гараже»: Джеймс Таррел, Фабио Виале, JapanCongo

Jul 11, 2011 01:18


Сегодня провела весь день в «Гараже». Полный восторг по поводу свето-инсталляций Джеймса Таррела! Более убедительной демонстрации теории цветовых контрастов  я еще не видела. Признаюсь, что всегда добросовестно простаиваю напротив картин нео-импрессионистов (например, «Сосны Сан-тропе» Поля Синьяка в ГМИИ им. Пушкина), пытаясь уловить (!) усиление противоположных цветов на сетчатке глаза. Эффект разительным не назовешь.  А тут смотришь в проем стены, залитой зеленым светом, и он буквально «горит» красным. При этом ты точно знаешь, что стена проема - абсолютно белая!  Теория Шевреля в действии. Любопытно наблюдать, как рассеянные световые потоки противоположных цветов, источаемые торцевыми стенами, дают на потолке тусклую серую поверхность, а если интенсивность одного из них пересиливает, «серость» сменяется нежным свечением преобладающего цвета. Потрясает создаваемая освещением иллюзия стены, которую можно  «проткнуть» рукой…! Этот интересный опыт дает  свето-инсталляция Таррела «бескрайний  пейзаж  "Пуруша».

До этого я видела много работ, где свет используется как средство художественного выражения, в том числе выставку Дэна Флавина в «Гараже». Главное отличие с Таррелом в том, что Флавин не скрывает источники света. Лампы-носители света и их расположение - главная часть его работ.  У Таррела же материальным становится сам свет, его сияние, заполняющее пространство инсталляций, как краска заполняет холст. В отличие от Флавина он именно «светописец», создающий как любой классический живописец оптическую иллюзию , только не на плоскости, а в пространстве.  Погружение в камеру восприятия инсталляции «Падение светового господства», должно быть, дает неизгладимые впечатления. Жаль, что так нудно записываться на дорогущий сеанс.

После Таррела посмотрела выставку «JAPANCONGO». Ее куратор - немецкий художник Карстен Хеллер, чьи «многочастные грибы» недавно выставлялись в «Гараже», придумал хитроумную концепцию для показа коллекции японского и конголезского современного искусства, собранную Жано Пигоцци. Африканские работы (крупноформатная живопись) развешены на стене, загибающейся по спирали, в которую врезаны павильоны с фотографией, макетами и объектами. Павильоны имитируют хижины африканской деревни, расставленные в аутентичной местности по спирали.  Японское искусство (живопись, графика, высокотехнологичная печать) помещено на стену напротив «спирали», так что на определенном отрезке между ними пролегает довольно узкий коридор. При таком резком сопоставлении японское искусство визуально проигрывает африканскому,  представленному  художниками-примитивистами, чьи  образы - яркие и экспрессивные, как и положено хорошему наивному искусству. Японские же сюрреалисты и комиксисты с их тонкой графической прорисовкой и скромной цветовой гаммой теряются на фоне их брутального  антипода. Конголезцы мне очень понравились!

Вышла на улицу - там, в железных контейнерах, расставленных на искусственном газоне,  демонстрируют скульптуру итальянского художника Фабио  Виале.  То ли места внутри «Гаража» не хватило, то ли так было задумано… Это типичное для постмодернизма ироничное цитирование, реализованное  в  сугубо итальянском классическом материале - благородном каррарском мраморе.  Художник «отнял» у Богоматери из мекеланджеловской «Пьеты» мертвого Христа и поместил его на низкий постамент, назвав работу «Сувенир». Интересно было рассмотреть вблизи прекрасное тело Иисуса: ведь композиция Мекеланджело, чей слепок я часто вижу в Пушкинском музее,  расположена высоко над головой зрителя, а тут вот Он  - доступный, по замыслу художника, для обзора сверху «растасканный на сувениры» Спаситель . В соседнем контейнере демонстрируют  руку  микеланджеловского «Давида»,  сжимающую камень, и торс греческого Куроса, покрытые уголовной татуировкой с надписями на русском (!) языке «Не погуби, Колыма», «Бог простит», «Хочешь много горя, полюби меня».  Неподалеку -  сошедшая с картины да Винчи полу-фигура Джоконды с отбитым носом, созданная в мраморе имитации  ячеистого полистирола, обычно используемого в упаковке бытовых электронных приборов. Помимо иронической деконструкции знаменитых образов Возрождения, Фабио Виале высекает из  каррарского мрамора бумажные самолетики, покрышки Micheline и даже плавающие в бассейне моторные лодки. Ничего себе - на что уходят запасы великолепного мрамора!

Напоследок в рамках программы «Расширенное кино» посмотрела фильм Айзека Джулиана «Дерек» (2008), посвященный  жизни и творчеству известного режиссера Дерека Джармена. Фильм состоит из прерываемого отрывками из фильмов откровенного интервью Дерека, не скрывавшего, что гомосексуализм был главной движущей силой его творчества. Он умер от СПИДа в 1994 году.

Гараж, выставки, Фабио Виале, Джеймс Таррел, мои впечатления, совриск

Previous post Next post
Up