Акция Дениса Мустафина "Белое на красном"

Jun 27, 2011 00:07


В суете вокруг арт-группы Война наши эксперты пропустили появление на русской арт-сцене политического художника в полном смысле этого слова, хотя ждали этого как никто другой. Они проглядели искомое  "политическое искусство", которое делалось на их глазах достойно и скромно - без скандалов, похвальбы, лукавых провокаций и склок. Я имею в виду  радикального художника Дениса Мустафина и его акции - умные и тонкие художественные жесты, отражающие болезненные проблемы арт-сообщества и общества в целом. Менее чем за год  этот художник-акционист стремительно поднялся до уровня зрелых политических высказываний. Злободневный вопрос преследования художников по 282-ой статье УК РФ за "разжигание" был поставлен им в акции «Вас оскорбляет цвет моей крови?», прошедшей в Гараже 20 сентября 2010 года в поддержку художника Олега Мавроматти, привлеченного за "оскорбление чувст верующих".




Акция-пикет «Между строк» и «Крестики-нолики», проведенные в ноябре прошлого года у Храма Христа Спасителя, были направлены против вмешательства Церкви в светскую жизнь и художественное творчество посредством той же пресловутой статьи.




И наконец, последняя акция - «Белое на красном», осуществленная Денисом на Красной площади 24 июня, в очередную годовщину Парада Победы, о которой хочется сказать подробней.




Участники акции во главе с Мустафиным пересекли торжествнным маршем Красную площадь, держа на вытянутых руках флаги белого цвета, и бросили их около мавзолея подобно тому, как в 1945 году на том же месте русскими солдатами были повержены знамена врага, покусившегося на свободу нашего народа. Белые флаги - символ сдачи в плен - отброшены в ознаменование выхода народа из политической апатии, преодоления им капитуляции перед нынешней властью. В этом смелом жесте художника содержится историческая аллюзия на самую главную победу русского народа в XX веке, отстоявшую его идентичность. Это слово всем нам, что пора выйти из ступора, забрать  свою судьбу из рук тех, кто привык ею распоряжаться, занять активную политическую позицию.

Является ли акция протестной? И да, и нет. Да, потому что она протестует против смирения с тем, что мы бессильны что-то изменить в существующей системе. Нет, потому что в отличие от акций Войны акция Мустафина никого и ничего не разрушает - ни прямым действием, ни символическим. Она направлена на созидание и обращена к людям, а не к власти. Художник выходит с открытым забралом и при свете дня. Он не прячется под покровом ночи и не хихикает цинично в укрытии. Он - серьезен, потому что обществу сейчас уже не до смеха. Смех и стеб, как спутники бессилия к реальным действиям, были хороши на предыдущем этапе. Важно и то, что акция «Белое на красном» в новых исторических условиях достойно продолжает традицию московского акционизма 1990-х годов. Если раньше слова «акция на Красной площади» отсылали исключительно к работе «ЭТИ-текст» Анатолия Осмоловского, то теперь эксклюзивность в хорошем смысле нарушена.

Нам представляется, что акция «Белое на красном» знаменует появление на русской художественной сцене того самого политического художника, о необходимости которого так долго говорили наши эксперты. Того, кто способен на осмысленное политическое высказывание, не принижая и не профанируя искусство. Не замечать этого невозможно.

Текст акции и фоторепортаж - в ЖЖ Мустафина.

акция, 282-я статья, Мустафин, совриск

Previous post Next post
Up