Африканские маски, идолы, обереги и тотемы на выставке в ГМИИ им. Пушкина

Apr 29, 2011 22:36

Настоятельно рекомендую сходить на выставку "Искусство тропической Африки", которая сегодня открылась в Отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина. Редкая возможность посмотреть африканские маски  и скульптуру,  которые были главным источником кубизма Пабло Пикассо и послужили мощным толчком для эстетической революции в изобразительном искусстве (авангарда) начала XX века.

Выставка показывает частную коллекцию питерских художников - отца и сына Звягиных. На открытии Михаил Леонидович Звягинов поделился с собрашимися, что предметы приобретались им в антикварных салонах и на аукционах в разных странах на деньги от собственного искусства. Свою первую маску он купил в Германии, основная же часть коллекции пришла с блошиных рынков Нью-Йорка, богатых африканскими артефактами. В США, в отличие от России, это искусство развернуто представлено в экспозициях "Метрополитен" и Бруклинского музея, а также небольших специализированных  музеях.  Теперь оно появится и в постоянной экспозиции в ГМИИ им. Пушкина - коллекционеры преподнесли в дар нашему музею 75 предметов.

У  меня сегодня был культурный шок - так много вещей в непривычной брутальной эстетике, отажающих непонятные европейцу культурные феномены я увидела! Артефакты  датируются от V века до н.э. до XX века  и выполнены на высоком художественном уровне из бронзы, дерева, глины и кости. Это маски тайных ариканских обществ, магические фигуры для обрядов и заклинаний, обереги от злых духов, наголовники в виде буйволов и питонов - все выглядит мощно и устрашающе. Рядом выставлены скульптуры правителей, военноначальников, фигуры первопредков, женщин с большим животом и конусообразной грудью. Будучи культовыми предметами, изделия демонстрируют абсолютно другую "архитектуру" тела  - искаженные пропорции, плавные скупые линии, не лишенные изящества при всей приземленности идолов. Ничего рубленного, никаких плоскостей, как у Пикасо, я здесь не увидела, но образ - тот  самый, как на его картинах негритянского периода, завершившегося  "Авиньонскими девицами". Одна фигура как-бы поворачивалась в танце вокруг своей оси - я вперилась в ее основние, надеясь увидеть там вращающийся диск, но поняла, что от всего увиденного у меня начались оптические галлюцинации. Как я понимаю Пикассо!

http://www.tvkultura.ru/video.html?id=249384&doc_type=rnews&doc_id=661608

выставки, ГМИИ им. Пушкина, магические фигуры, африканское исусство, Пикассо, маски

Previous post Next post
Up