Ш.Амонашвили "Баллада о воспитании"

Oct 05, 2016 12:25

Читаю "Балладу о воспитании" Ш.Амонашвили:

«Ребенок любит свой духовный мир, любит там находиться, любит в нем жить.
Пройдут годы, и, может быть, произойдет беда: он забудет об этом мире, мы не дадим ему времени там находиться. Вся жизнь будет проходить во внешнем мире: надо учиться, надо успеть приготовить уроки, быть и там, и там, все по расписанию. Надо набирать знания, развивать нвыки и умения для внешней жизни. Надо готовиться к разным экзаменам и всевозможным тестам. Надо думать о материальном будущем, о поступлении в другие учебные заведения.
И не остается времени, чтобы заглянуть вовнутрь, искать там свое «Я», свою Миссию, свой Путь. Все это мы предлагаем поискать во внешнем мире, только надо быть послушным и внимательным, слушать и запоминать, что говорят взрослые, видеть, что показывают, идти туда, куда пальцем указывают.
Постепенно, но упорно мы вызволяем Ребенка из его внутреннего мира, чтобы сказать ему, каким он должен стать, как надо преуспеть, как надо продвигаться не по духовной лестнице, где по свидетельству Иоанна Лествичника, тридцать ступеней, и последняя, вершинная, есть Любовь, - а по сетнице материальных благ, по лестнице власти, по лестнице карьеры.
Духовный мир превращается в мираж. Кому он нужен, когда там пусто. Миссия, Путь, Дух, Сердце становятся ложью по сравнению с той азартной борьбой, которая происходит во внешнем, материальном мире. Духовный мир, внутренний мир скорее превращается в опустевший Храм, где можно хранить пригодные для материальной жизни вещи: логику, иногда железную; критическое мышление; холодный расчет; способ торговли, захвата, наживы, обмана, убийства…"

«Кто нам сказал, что наказание есть лучший метод воспитания, испытанный веками, оправданный жизнью?
Тот, кто не верит в добрые начала в Ребенке, а верит злому началу. Тот, кто сросся с авторитаризмом, сделал его своим педагогическим характером...
Оскорбления, унижения, запрещения, угрозы, крики, гнев, страх, лишения...
А каков результат таких наказаний?
Воспитательного эффекта мы тут не найдем никакого. Этот архаический метод только и делает, что настраивает Ребенка против нас. Провоцирует в нем искать способы самозащиты, а таковыми для него могут стать: ложь и обман, грубость, дерзость, отчуждение, замкнутость, скрытность. Но не только это.
Бесконфликтный воспитательный процесс пока еще никто не придумал…Дело не в том, чтобы у нас при воспитании нашего Ребенка не возникали никакие конфликто с ним. Пусть они будут. Однако все дело будет заключаться в том, как и в пользу кого мы будем их решать...
В общем, конфликты будут, но будем разрешать их в пользу Ребенка. В пользу - не в том смысле, что он победит нас, а в том, что духовный мир его получит направление к благоразумию и благородству.

Про память
«Не превращайте мою память в склад, куда можно забрасывать всякие отходы старых знаний, от которых сами не знаете, как избавиться."
«Цените во мне жизнь, с которой я родился, а не «багаж знаний», который вы взваливаете на мои плечи и заставляете при каждом требовании распаковывать его."
«Заселяйте в мою память величественные образы героев духа, строителей культуры, Учителей человечности."
«Оставьте в моей памяти память о вас, чтобы в своей жизни не раз вспоминал вас, восхищался вашим великодушием и благородством, вашей мудростью и пониманием, вашей любовью и заботой». (вот я и вспоминаю раз за разом в разных ситуациях свою бабушку, спасибо, что ты была в моей жизни. Мама и другая бабушка считают ее "неправильной", а для меня она как лучик солнца в моем детстве)

Про взросление
«Если вы поймете мою страсть к взрослению и будете чуткими, то вы сами будете меня втягивать во взрослую жизнь, будете принимать меня как равноправного с вами. И тогда я не буду конфликтовать с вами, буду доверять вам свои переживания."
Закон взросления:
«Взросление ребенка происходит в общении со взрослым. Взрослому необходимо общаться с ребенком как со взрослым."

Есть и спорные для меня моменты. Например, Ш.Амонашвили пишет о том, чтобы использовать родительскую обиду в воспитании для того, "чтобы он стал лучшим", использовать слезы, чтобы ребенок что-то для себя осознал. Для меня это похоже на манипуляции. Сказать, что мне не нравится то-то и это, кажется обидным, что ты так себя ведешь, - это мне понятно. А вот плакать напоказ, ничего при этом не говоря, - вызывает отторжение.

Человек, книги, взросление взрослых, отцы и дети, Воспитание

Previous post Next post
Up