100 лет назад Рахманинов купил себе «Мерседес»

Feb 08, 2013 22:13



Делая прошлый раз запись о рекламе иномарок в дореволюционной России, я вспомнила, что видела фотографии С.В. Рахманинова, на которых он был запечатлен за рулем автомобиля. «Интересно, - подумала я, - на какой легковушке ездил композитор и дирижер?» Посмотрела в книгах, посвященных тамбовской усадьбе Ивановка. Да, фотографии есть. Однако какие именно автомобили на них показаны, для меня, далекой от данной темы, было не совсем понятно.

Поискала в сети и нашла интересную статью «Автомобильное наследие Сергея Рахманинова» (автор - С.В. Кирилец). Оказалось, первым автомобилем композитора, который он купил в 1912 году, был красный «Лорелей», на котором устраивал в Ивановке автогонки. В соревновании тогда участвовало два автомобиля - «Лорелей» и «Форд». Может быть, это вообще были первые автогонки в тамбовском крае?

В следующем 1913 году, т.е. ровно 100 лет назад, Рахманинов купил «Мерседес».



С.В. Рахманинов на "Мерседесе" с дочерью Таней в Ивановке. Фото 1914 г.




"Мерседес" для С.В. Рахманинова на заводе перед отправкой в Москву. Декабрь 1913 г.

С.В. Рахманинов: «Хороший дирижёр должен быть, естественно, и хорошим шофёром. И автомобилисту, и дирижёру необходимы концентрированная воля, напряжённость внимания и постоянное присутствие духа. К этим свойствам дирижёру нужно всего лишь добавить небольшое знание музыки».

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) - русский композитор, пианист и дирижёр оставил нам не только великое музыкальное наследие, но также и автомобильное. Биографы Рахманинова относительно мало уделяли внимание увлечению композитора автомобилизмом - об этом стоит рассказать подробнее.

На рубеже ХIХ и ХХ веков автомобили только начали отмерять свои первые вёрсты на улицах Москвы, где их впервые увидел молодой музыкант Сергей Рахманинов. Увлечение некоторых москвичей «самодвигателями» не прошло и мимо Рахманинова, мечтавшего овладеть «искусством» вождения «моторов», не хуже, чем игрой на фортепиано…

Весной 1912 года Сергей Васильевич Рахманинов заказывает в московском торговом доме «Братья Крыловы и К°» роскошный четырехместный автомобиль германской «выработки» с четырёхместным кузовом спорт-фаэтон (по русской терминологии торпедо) красного цвета и шестицилиндровым мотором мощностью 28 л.с. марки «Лорелей» (Loreley K6A - 10/28 PS). В начале мая 1912 года «Лорелей» прибыл из Москвы в поместье Рахманинова, в село Ивановка Тамбовской губернии. По словам Рахманинова это был подарок его жены Наталии Александровны (1877-1951). Вероятно, ко дню рождения композитора - 20 марта (1 апреля по новому стилю).




11 мая 1912 года Рахманинов в письме к своей племяннице Зое Аркадьевне Прибытковой (1892-1962) радостно сообщает ей об этой новости:    «Дорогая моя Зоечка, вот тебе мой адрес: ст. Ржакса Тамбов[о]-Камыш[инской] жел[езной] дор[оги]. Ивановка, С.В. Рахманинов […]. Посылаю свой адрес на тот случай, если ты соберёшься к нам. Кстати: моя жена и мои дети, из собственных средств, только им одним принадлежащим, подарили мне Auto. Приезжай! Буду катать. Всех твоих целую и обнимаю, а тебя особенно крепко и сильно. Твой С. Р.».

Неизвестно, что именно повлияло на решение Рахманинова приобрести автомобиль «Лорелей» - возможно солидная репутация этих машин в Москве, где они были относительно популярны. На 1 августа 1911 года в Москве было зарегистрировано 23 легковых автомобиля «Лорелей» из общего числа 826 легковых машин, грузовиков и автобусов. Вероятно, сыграли свою роль и спортивные успехи «Лорелей» в России. Русские спортсмены удачно выступали на автомобилях «Лорелей» в различных состязаниях, в том числе и в международных. На машинах этой марки известные автомобилисты Д. Шлихт, А. Новиков, братья Б. и Н. Крыловы отличились в таких престижных соревнованиях, как гонки Москва-Петербург (1907) и Петербург-Москва (1908), а также в пробегах на Приз Императора Николая II по маршруту Петербург-Киев-Москва-Петербург (1910) и Петербург-Севастополь (1911), в гонках Москва-Нижний Новгород (1910) и Москва-Орёл (1911), и в пробеге Москва-Рига (1911). Но скорее всего в выборе машины сыграла решающую роль её «поэтическая» звучная марка - «Лорелей». Сергей Рахманинов, как и многие другие люди, не чуждые искусству, был очарован древней германской сагой о красавице со скалистых берегов Рейна, заманивавшей прекрасным пением на верную гибель гребцов, проходящих мимо кораблей, и написаннойнемецким поэтом Генрихом Гейне по мотивам этой саги знаменитой поэмы «Лорелея».



"Лора" в гараже. Ивановка. 1912 г

Справка:
В 1865 году немецкий промышленник Рудольф Лей основал в городе Арнштадт (Тюрингия. Германия) машиностроительную фабрику (Rud. Ley Maschinenfabrik).  В 1901 году делопроизводство на фирме «Р. Лей» взяли в свои руки его сыновья - Альфред, Гуго, Роберт и Герман. Они производили оборудование для обувной и электротехнической промышленности. В 1905 году на фабрике «Р. Лей» был построен первый автомобиль конструкции Альфреда Лея.

С 1906 года в Арнштадте началось серийное производство маленьких автомобилей с мотором мощностью 6/10 л.с. под маркой «Лорелей» (Loreley). Имя сказочной «рейнской красавицы», созвучное с фамилией фабрикантов, было выбрано для марки автомобилей не случайно - идею связать богатую традициями династию промышленников с древней легендой можно считать оригинальным рекламным решением. На проводившейся в Берлине с 1 по 12 ноября 1906 годa Международной автомобильной выставке автомобиль «Лорелей» был впервые представлен широкой публике.

Фирма «Лей» в своём «Производственном отделении III» концентрировала усилия в основном на автомобилях малого класса, дешёвых и доступных, но со временем мощность их двигателей росла, на машинах «Лорелей» в конце 1907 - начале 1908 года нашли применение 6-цилиндровые моторы - для автомобилей малого класса, очевидно, впервые в мире. Автомобили «Лорелей» были настолько удачны и популярны, что уже в 1910-1911 годах  специально для их производства был построен новый завод, на котором было занято 1200 человек рабочих и служащих.

С 1919 года машины фирмы уже назывались просто «Лей» (Ley), c 1925 года завод в Арнштадте начал производство грузовиков, а с 1928 и автобусов, в это же время прекратилось производство легковых автомобилей. Промышленный кризис конца 20-х годов вынудил фирму «Лей», в связи с финансовыми трудностями, полностью передать сбыт автомобилей концерну МАН (MAN), при этом лёгкие грузовики «Лей» дополнили программу тяжёлых грузовых автомобилей фирмы МАН. К 1933 году производство автомобилей в Арнштадте полностью прекратилось, а в 1935 году автомобильная фабрика была продана и переквалифицирована в ремонтные мастерские. На основном заводе «Лей» до 1945 года изготовлялись ещё автомобильные части, станки для обувной промышленности и электротехника. В 1947 году  фирма «Лей» прекратила свое существование.

Московская Фабрика экипажей и кароссери торгового дома «Братья Крыловы и К°», основанная в 1817 году, с 1907 до 1913 года была генеральным представителем фирмы «Р. Лей» в России. С 1908 по 1917 год Крыловы серийно строили различные автомобильные кузова, в том числе и санитарные.



Рахманинов за рулем автомобиля с шофером. Ивановка. 1913 г.

Однако вернёмся к Рахманинову. Покупка автомашины принесла ему безграничную радость - композитор сразу же «окрестил» машину ласковым именем «Лора». Друг Рахманинова, пианист и композитор А.Б. Гольденвейзер (1875-1961) в своих воспоминаниях писал:   «У Рахманинова, как и у всех больших людей, были черты детскости. Он любил всякие вещицы типа игрушек: какой-нибудь необыкновенный карандаш, машинку для скрепления бумаги и т. п. Помню, кто-то подарил ему пылесос, он демонстрировал отличные качества этого аппарата всем друзьям и радовался как ребёнок [...]. Рахманинов один из первых частных людей в Москве, не из круга богачей, приобрёл автомобиль и сделался в очень короткий срок виртуозным шофёром».

Несмотря на умение управлять машиной, С.В. Рахманинов нанял на работу опытного шофёра-механика, главным образом для того, чтобы тот следил за техническим состоянием машины и занимался в случае надобности её ремонтом.

Просторные дороги Тамбовской губернии и идиллия спокойной сельской жизни в Ивановке, как нельзя лучше, располагали к «автомобильным прогулкам», коими летом 1912 года вдохновенно увлёкся Рахманинов. В минуты критических самооценок и недовольства собой, а быть может, и несколько кокетничая с молодой поэтессой Мариэттой Сергеевной Шагинян (1888-1982), с которой он вёл оживлённую переписку, Сергей Васильевич 8 мая 1912 года признавался: «Если через некоторое время решусь совсем бросить сочинять, сделаюсь сельским хозяином, а то может, ещё автомобилистом». Позже, летом 1913 года, Сергей Васильевич писал М.С. Шагинян из Ивановки: «Вот уже два месяца целыми днями работаю. Когда работа делается совсем не по силам, сажусь в автомобиль и лечу вёрст за пятьдесят отсюда, на простор, на большую дорогу. Вдыхаю в себя воздух и благословляю свободу и голубые небеса.  После такой воздушной ванны чувствую себя опять бодрее и крепче»…

Летом 1912 года произошли два события. Московский спортсмен Федор Шорыгин победил в международном пробеге на Приз Его Величества Императора Николая II по маршруту Петербург - Ревель - Рига - Варшава - Киев - Москва, проведённом с 17 июня по 3 июля 1912 года. В этом состязании только трое гонщиков остались без штрафных очков. Маленький «Лорелей» Шорыгина, пройдя дистанцию 3200 км без единой поломки, оставил позади себя такие именитые марки как «Остин», «Итала», «Воксхол», «Лянча», «Испано-Сюиза», «Бедфорд», «Рекс-Симплекс», «Металлуржик», «Комник», «Даррак», «Лаурин и Клемент», «Кейс», «Бьюик». Автомобильная пресса всей Европы отметила это событие. Братья Крыловы торжествовали - лучшей рекламы для их товара, первоклассных автомобилей «Лорелей» не могло и быть!



Флигель в Ивановке. Фото 1917 г.

В это же время к Рахманинову частенько заезжал в гости на машине «Форд» ещё один автомобилист из Ивановки - двоюродный брат жены Рахманинова Александр Иванович Сатин (?-1919). Двоюродная сестра Рахманинова Анна Андреевна Трубникова (1885-1955) в своих воспоминаниях отметила один любопытный эпизод:

«1912 год. Лето. Ночью мы приехали в Ивановку. Все уже спали. Проснулась утром и слышу - в комнате разговаривают. Со сна не помню, кто. Но минуту спустя слышу: это Серёжа и мама. Он сидит около мамы, и они о чём-то тихо беседуют, думая, что я сплю. Повернулась и смотрю, жду, когда же они заметят, что я не сплю.

- Проснулась, наконец, я уже целый час сижу, а ты, соня, спишь и ничего не слышишь. Ещё бы немного и проспала бы удовольствие, - говорит Серёжа, - через сорок минут будь готова, увидишь мою «Лору», а к вечеру покатаю. Точно через сорок минут мы были в гараже...

В день моего приезда, после обеда и отдыха, поехали кататься: Серёжа у руля, рядом шофёр Комаров, я сзади одна. Пока едем просёлком, машина так подскакивает на неровной дороге, что меня бросает с одного борта на другой. Серёжа оборачивается и поддразнивает: то ли ещё будет. Вдруг машину встряхнуло так, что я чуть было не вылетела, шофёр схватился за руль, но Серёжа спокойно отвёл его руки:

- Всё в порядке, это Анна Андреевна виновата, прыгает так, что того и гляди выскочит из машины, а за неё отвечать придётся.

Но вот выехали на большак и помчались по глади дороги. Серёжа время от времени поворачивает голову и молча улыбается. Ему понятно моё состояние: вокруг ведь ни души, воздух дрожит над необъятным морем ржи, и только жаворонки вьются высоко в небе. Молчу и я. Зачем слова, когда такая ширь кругом и, кажется, поёт воздух. К вечеру приехал Лукинка [Прозвище Александра Ивановича Сатина] на своём «Форде». Автомобиль был тогда ещё редкостью, и в наших краях его совсем не знали. Сергей увлёкся им до самозабвения, ревниво отстаивал свою «Лору» и доказывал, что она несравненно лучше «Форда», входившего тогда у нас в моду.

- Ну что твоя «Лорелея», - наседает Лукинка на Серёжу, - разве она годится на просёлочных дорогах! Вот мой «Форд» пройдёт где угодно, а ты сядешь где-нибудь, помяни моё слово!

- А вот увидим, в четверг едем с нами в Знаменку за Митей и к Володе. Увидишь, как «Лора» будет брать все препятствия, - горячился Сергей. [Знаменка, имение рода Рахманиновых в Тамбовской губернии Козловского уезда, в то время принадлежало тётке С. В. Рахманинова - Ю.А. Зилоти].

Затем все гурьбой отправляемся в гараж. Начинается осмотр обеих машин, и снова разгорается спор. В конце концов, нам это надоедает, и мы уходим от спорщиков, но долго ещё раздаются их голоса и долетают слова: «Лора»… «Форд»…».

Автомобили  «Форд Т» в Российской империи не прижились. Несмотря на доступную цену от 2300 рублей и массивную рекламную кампанию генерального представителя американской фирмы «Форд» в России М.С. Фриде, спрос на эти машины был невелик. «Форд Т», завоевавший к тому времени американский рынок, оказался абсолютно не подходящим для российских условий. Часто на плохих русских дорогах и, особенно, на булыжных мостовых, «Форды» выходили из строя уже через 500 вёрст пробега. Особенно ненадёжны были их рессоры, передние оси и примитивные планетарные коробки передач. Спартанская отделка машины, несовершенство конструкции и грубая сборка делали возможным довольно низкую продажную цену, но избалованные роскошными европейскими машинами русские автомобилисты, не приняли простенький американский «народный» автомобиль. Про «Форд» ходили анекдоты, их владельцев считали неудачниками...



Рахманинов за рулём своего второго автомобиля "Лорелей". Ивановка, 1913 г.

В сентябре 1912 года С.В. Рахманинов, получив московский регистрационный номер 1709, приезжает на своей «Лоре» в Москву и, благо гарантийный срок ещё действовал, желает вернуть её продавцам. К тому времени финансовые дела Крыловых идут неважно, и, можно предположить, что, не имея возможности вернуть Рахманинову деньги за неудачный автомобиль, они меняют его на другой «Лорелей» точно такой же модели. Косвенно это подтверждается тем, что в 1913 году на имя Рахманинова в Московской городской управе был зарегистрирован автомобиль «Лорелей» с теми же данными, как и годом ранее: кузов торпедо, двигатель 6 цилиндров 70 х 115 мм, 11 налоговых лошадиных сил, но уже под номером 590. Кроме того, при внимательным осмотре всех фотографий «Лоры» видно, что на одном снимке внешний вид машины несколько иной, отличается форма капота и задних крыльев, и другие детали... Судьба второй машины «Лорелей» остаётся невыясненной, видимо, она была продана зимой 1913 года.

В Ивановке Рахманинов жил обычно сезонно, летом. Остальное время проводил в Москве и ездил с гастролями по России и Европе. В декабре 1912 года Рахманиновы выехали за границу - Берлин, Швейцария, Рим - в мае 1913 они вернулись в Россию. Возвратившись домой, Сергей Васильевич решил приобрести новый автомобиль. Выбирал он себе машину не спеша и только осенью 1913 года принял решение купить новый автомобиль - нет, не «Форд»! Рахманинов снова изъявил желание стать владельцем немецкой машины и снова машины «с женским именем» и отличной, пожалуй, одной из лучших в то время репутацией - «Мерседес»!

Справка:
Немецкий инженер Готлиб Даймлер считается наравне с Карлом Бенцем одним из изобретателей автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. В 1886 году он построил в немецком городке Бад-Канштатт свой первый самодвижущийся экипаж. В 1890 году было основано «Общество Моторов Даймлер» (Daimler-Motoren-Gesellschaft), выпускавшее поначалу легковые и грузовые автомобили под маркой «Даймлер», а с 1902 года маркой «Мерседес», названных так в честь Мерседес Елинек - дочери своего компаньона Эмиля Елинека.

В 1899 году первый автомобиль «Даймлер» появился в России, с 1904 по 1909 годы петербургский завод «Г.А. Лесснер» изготовлял автомобили по лицензии фирмы «Даймлер», а также собирал их из немецких частей и имел исключительные права на продажу продукции заводов «Даймлер» в Российской Империи. В 1910 году «Общество Моторов Даймлер» открыло собственный филиал в Москве, а в Петербурге их представителем стала Придворная экипажно-автомобильная фабрика «Ив. Брейтигам». Грузовые автомобили «Даймлер» и легковые «Мерседес» пользовались огромной популярностью в Российской Империи, на российском рынке они занимали одно из ведущих мест и одними из первых использовались в Собственном Его Императорского Величества гараже. В 1912 году «Общество Моторов Даймлер» получило честь именоваться Поставщиком Двора Его Императорского Величества. Многие спортсмены в России на автомобилях «Мерседес» одержали многочисленные победы в различных состязаниях.

В более подробном представлении в рамках этой статьи автомобили марки «Мерседес» не нуждаются - эти престижные легендарные машины и в наши дни известны во всём мире.

Детально ознакомившись в московском отделении «Общества Моторов Даймлер» (Неглинный проезд 15) с продукцией фирмы и изучив каталоги, Рахманинов решил купить 4-цилиндровый 30-сильный «Мерседес» с открытым кузовом типа спорт-фаэтон. 16 декабря 1913 года композитор отправляет в городок Унтертюркхайм под Штутгартом на завод «Даймлер» подробный письменный заказ, который тут же заносится в «гроссбух» фирмы под комиссионным номером 14399. Узнав, что с 1914 года завод «Даймлер» решил повысить мощность двигателя этой модели до 35 л.с., композитор направляет в дирекцию фирмы корректуру - он желает 35-сильный мотор. Решение о комплектации машины далось Рахманинову нелегко, ибо предложенный поставщиком выбор был разнообразен.

Вскоре Рахманинов получил свой «Мерседес» и незамедлительно обкатал его на улицах Москвы. Радости композитора не было предела - машина развивала легко 80 вёрст в час! Никаких жалоб поставщику не поступало.

А.Б. Гольденвейзер свидетельствует:   «Помню, когда в Москве на Ходынке впервые демонстрировались воздушные петли приехавшего французского лётчика Пегу [25 мая 1914 года], Рахманинов пригласил меня с женой поехать вместе с ним смотреть на эти полёты. Мы поехали в машине Рахманинова - он, его жена Наталья Александровна и я с женой. Сергей Васильевич демонстрировал нам свою шофёрскую виртуозность».



Рахманинов с дочерью Таней в Ивановке. Фото 1914 г.

Увлечение Рахманинова техникой было настолько серьёзным, что в 1914 году он решил приобрести даже трактор - не столько из соображений необходимости, сколько ради удовольствия. Освоив в совершенстве автомобиль, композитор пожелал покататься и на тракторе. Об этом он написал в своих воспоминаниях:   «В начале 1914 года, не ожидая, как и никто, впрочем, войны, я дошёл до своего предела мечты, а мечта эта была - покупка сильного американского трактора. Помню, что я хотел произвести эту покупку через наше министерство земледелия. Я приехал к одному из директоров Департамента, моему знакомому, и изложил ему свою просьбу. Он меня долго отговаривал, убеждая, что при количестве лошадей, которые у меня были, а было их около 100, мне трактор не нужен совершенно. В заключение, довольно раздражённо поставил вопрос: «Да что же Вы будете делать на этом тракторе?» - «Сам буду на нём ездить», - ответил я. Он согласился, подумав, вероятно, что каждый человек по своему с ума сходит, и обещав мне доставить нужный мне трактор к осенней работе. Трактора этого я так и не увидел никогда. В августе началась война…»

Летом 1914 года Рахманинов снова в Ивановке - катает свою семью и друзей на новом шикарном «Мерседесе», но эта радость длится недолго. 18 июля 1914 года началась мобилизация, а вскоре грянула Мировая война. По Положению о военно-автомобильной повинности, вступившим в силу накануне, все технически пригодные автомобили также подлежали мобилизации, при этом их владельцам выплачивалась денежная компенсация. Уклонение от реквизиции грозило большими неприятностями, вплоть до тюремного заключения сроком до трёх месяцев. Рахманинов, согласно Положению, предоставил свою машину в распоряжение Военного ведомства. На этом след его «Мерседеса» в России теряется.

После Октябрьской революции 1917 года Сергей Васильевич Рахманинов воспользовался пришедшим из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Александровной и дочерьми покинул Россию. 1 ноября 1918 года Рахманиновы отправились на пароходе в Америку. В эмиграции композитор также увлекался автомобилями, часто меняя дорогие роскошные машины, уже не с «женскими именами» и не германского, а американского производства, но не менее престижные «Кадиллаки», «Линкольны» и «Паккарды». Однако этот период его жизни, с точки зрения истории автомобилизма России, не представляет особого интереса. Разве что заслуживает внимания любопытный отрывок из воспоминаний Елены Константиновны Сомовой (1889-1969), жены секретаря и друга - Е.И. Сомова, который показывает, что и в эмиграции Рахманинов был по-прежнему страстно увлечён автомобилями:

«Из впечатлений первой встречи с Сергеем Васильевичем помню, какой неожиданностью, при строгом его облике, был для меня смех Сергея Васильевича и ещё тот детский энтузиазм, с каким он описывал моему мужу свой новый, только что приобретённый «Кадиллак».

- Я, знаете, совсем буржуем стал; это такая чудесная, нарядная машина... - так и быть, покатаю Вас.

И мне тут же припомнились слова Толстого о том, что богато одарённые натуры до конца жизни сохраняют детское в своей душе».

Как А.Б. Гольденвейзер, так и Е.К. Сомова, приписывали увлечение автомобилями Рахманинова к некой «странности» и «детскости» его творческой натуры. Но позвольте, разве это увлечение, свойственное многим людям, показатель странности их характера? Абсолютно нормальное увлечение для людей всех профессий, для талантливых людей - особенно!

Полностью читать здесь.

Ивановка, автомобили, Рахманинов С.В.

Previous post Next post
Up