О чем говорит архитектура: В мужском монастыре в ордере воспроизводится девичья фигура?

Sep 09, 2015 21:43

Вот уже восемь лет читаю один раз в неделю лекции по церковному искусству в духовной семинарии. Лекционный курс рассчитан на два года. В первый год рассказываю о мировом искусстве, поскольку христианство не отвергло знания и умения, которые выработало до него человечество, в том числе в области искусства, а использовало  найденные формы, вдохнув в них новое содержание.  Второй год целиком посвящаю древнерусскому и русскому искусству.

В прошлом году второму курсу не успела дочитать античность (Древнюю Грецию, Рим) и Византию, поэтому первые занятия начала именно с них. На примере архитектуры рассказала о том, что в Древней Греции человек стал мерой всех вещей. Например, пропорции самых важных общественных построек, храмов, соответствовали пропорциям человека.






Храм Парфенон. Афины. Фото отсюда
Показала студентам три основных типа ордеров (стоечно-балочных конструкций, в которых используются колонны). Поведала о том, что дорический ордер, самый строгий и простой, по пропорциям уподоблялся мужской фигуре; ионический, более утонченный и украшенный, - женской; коринфский, самый стройный и нарядный, - девичьей.



Дорический, ионический и коринфский ордера в Древней Греции



Потом спросила: видят ли они вокруг себя, в современном пространстве, в окружающей архитектуре, древнегреческие ордера? Они стали вспоминать: здание гостиного двора на улице Советской, кафедральный Спасо-Преображенский собор на Соборной площади…



Гостиный двор (на переднем плане) и Спасо-Преображенский собор (на дальнем). Тамбов. Фото Ю.М. Инякина



Центральный купол Спасо-Преображенского собора в Тамбове. Фото 2007 года
Потом, выглянув в окно актового зала, заметили ордер на фасаде Казанского собора Казанского монастыря.



Казанский собор Казанского монастыря в Тамбове
Спрашиваю:

- А в интерьере зала, в котором сейчас находимся, есть ордерные мотивы?

- Да! - удивляются они, обнаружив, что на фоне выкрашенных стен выступают белые пилястры, имитирующие колонны.



Актовый зал здания Тамбовской духовной семинарии. Фото 2013 года
- А какой ордер здесь видите? - интересуюсь.

- Коринфский! - еще более удивляются ребята. - Это что же получается: в мужском монастыре ордер воспроизводит девичью фигуру?!!


Древняя Греция, Тамбов, архитектура

Previous post Next post
Up