19 июля с туристами из Москвы
посетили село Старая Ольшанка, расположенное в 18 км от районного центра Уварово Тамбовской области, где ранее располагалась усадьба Воейковых. Сегодня от усадебного комплекса сохраняется лишь храм, находящийся в тяжелом состоянии, но постепенно возрождающийся. А когда-то здесь стоял просторный двухэтажный барский дом, окруженный парком с прудами; были конюшни, овчарный завод.
За несколько дней до нашего приезда в Старой Ольшанке установили памятный знак художнику В.Д. Поленову
Владелец усадьбы Алексей Васильевич Воейков (1778-1825), генерал-майор, поэт и переводчик, дед художника В.Д. Поленова, имел примечательную биографию. Он долгое время служил военным, участвуя в военных кампаниях, неоднократно награждался за храбрость. В 1810 году он создал и возглавил Секретную экспедицию, положившую начало российской военной разведке. Во время Отечественной войны 1812 года Воейков командовал третьей бригадой 27-ой дивизии генерала Неверовского, которая 24 августа, накануне Бородинского сражения, защищала известный Шевардинский редут, куда в первую очередь Наполеон направил свои главные силы.
В возрасте 37 лет герой войны 1812 года Алексей Воейков ушел в отставку по состоянию здоровья и женился на дочери поэта, архитектора, художника Н.А. Львова - Вере Николаевне, детство которой прошло в доме Г.Р. Державина, приходившегося ей дядей по матери.
Д. Доу. Портрет А.В. Воейкова. Не позднее 1825 г.
В 1815 году супруги Воейковы приобрели поместье около села Ольшанка Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. Здесь у них родились сыновья Леонид и Алексей и дочь Мария.
В Ольшанке у Алексея Васильевича открылся поэтический дар, и он стал публиковаться в литературных журналах. Воейков - автор оды «Чувствования по прочтении новоизданных творений российского лирического песнопевца», стихов, посвященных Г.Р. Державину: «Война и мир», «К живописцу», «Осень» и др. Он занимался и переводом текстов с немецкого языка.
Алексей Васильевич умер в 1825 году по дороге из Рассказова в Ольшанку и был похоронен в
Трегуляевском Иоанно-Предтеченском мужском монастыре под Тамбовом.
У дочери Воейковых, Марии, рано проявился талант в рисовании, поэтому Вера Николаевна брала частные уроки для нее у академика живописи, пейзажиста и портретиста Константина Антоновича Молдавского. В 1843 году Мария Алексеевна вышла замуж за археолога и библиографа Дмитрия Васильевича Поленова. Впоследствии в Ольшанке проводили время дети Поленовых - Василий (будущий художник), Елена и Вера.
Свою богатую библиотеку Дмитрий Васильевич Поленов мечтал передать в Тамбов, для общественного пользования. После смерти отца Василий Дмитриевич переправил все книги в Ольшанку к дяде Л.А. Воейкову, а когда в Тамбове открылась народная Нарышкинская читальня, пожертвовал их в ее фонд.
В 1843 году Вера Николаевна Воейкова начала строительство каменного храма Воскресения Христа Спасителя в память о семейных событиях. В том году она отмечала две даты: замужество дочери Марии Алексеевны, и 65-летие со дня рождения мужа, умершего в 1825 году.
И. Крамской. Портрет В.Н. Воейковой. 1867
К созданию храма в Ольшанке был приглашен художник К.А. Молдавский, некогда дававший уроки изобразительного искусства Марии Алексеевне, а в качестве архитектора - академик Роман Иванович Кузьмин, друживший с Д.В. Поленовым и спроектировавший в 1851 году для Поленовых трехэтажный дом в Имоченцах.
Результатом совместного творчества двух академиков стал необычный проект усадебной Вовсресенской церкви (1860) в Ольшанке. Ее конфигурация восходила к планировочной структуре главного храма христианского мира - иерусалимской ротонде Воскресения, воздвигнутой над Гробом Господним.
Шестигранный, правильный объем краснокирпичного ольшанского храма держится на шести внутренних столбах, сомкнутых арками, и шестиграннике наружных стен, соединенных с внутренней частью системой цилиндрических сводов. С восточной стороны к основному объему пристроена абсида, а с двух противоположных - симметричные шатровые башенки-колокольни.
Центральное пространство церкви увенчано двенадцатигранным барабаном, грани которого чередуются окнами с полукруглыми завершениями. Световые проемы барабана были собраны из рам-решеток с разноцветными стеклами. Показательно, что одним из первых архитекторов, применивших двенадцатигранный барабан в новейшей истории, был Н.А. Львов, отец Веры Николаевны Воейковой.
В интерьере главными являлись фрески «Тайная вечеря» и «Святое семейство» работы П.П. Чистякова.
Обходная галерея расположена в промежутке между столбами и внешними стенами и поделена на два уровня - нижний и верхний для устройства хор.
Отопительное устройство храма, расположенное в подвальном помещении, позволяло поднимать горячий воздух вверх по керамическим трубам-воздуховодам, встроенным в несущие столбы.
В цокольном этаже церкви Воскресения в Ольшанке, как и в усадебном храме Львовых в Никольском-Черенчицах, находилась фамильная усыпальница (склепы были поставлены в обходной галерее у внешних стен).
После революции усадьбу Воейковых постигла та же участь, что и другие дворянские гнезда: дом был разрушен во время или сразу после Великой Отечественной войны, большая часть парка пошла на дрова. Церковная утварь, мебель, драгоценности из усадебного дома были растащены.