В 2014 году в Тамбове около моста через речку Студенец, возведенном при непосредственном участии правителя Тамбовского наместничества Г.Р. Державина, стали происходить события, которые не менее важны, чем совершались здесь в 1786-1788 годах. Сегодня вокруг этого места, как 230 лет назад, внезапно активизировалась строительная и общественная жизнь. Сегодня здесь, как и тогда, происходит столкновение интересов - личных и общественных, частных и государственных. Сегодня, как и тогда, одни выступают за закон, а другие всеми способами стараются его обойти, защищая свою личную выгоду. Кстати, именно сегодня, 9 декабря, состоялось первое судебное заседание по искам сразу нескольких горожан к застройщикам, ведущим строительство ТРЦ близ Державинского моста, и к городским структурам, которые выдали на это разрешения. Думаю, что все лица, участвующие в сегодняшних событиях, как и тогда, 230 лет назад, попадут в историю, ведь в архивах сохраняются документы, да и рукописи, как известно, не горят. Работая с архивными документами, всегда удивляешься тому, насколько подробно, во всех деталях они рисуют картину происходивших событий и высвечивают характер тех или иных людей. Возьмем, например, Державина и его тамбовское окружение.
Как известно, Г.Р. Державин родился в городе Казани. Казанский историк О.Г. Левенштейн, занимаясь изучением биографии Гаврилы Романовича, издал уже несколько книг. В одной из них, в главе, посвященной строительной деятельности Державина в Тамбове, как и в тамбовских изданиях, рассказывается о строительстве каменного моста через Студенец и связанных с ним проблемах - местных нравах и коррупции, с которыми столкнулся Державин на посту правителя наместничества. Упоминаются в книге и лица, работавшие в области архитектуры и строительства, которые спустя два с лишним века, как мне кажется, незаслуженно обвинены в получении взятки. Во всяком случае, документальных подтверждений тому, что упомянутые чиновники XVIII века Усачев и Смирнов совершали правонарушения, в архивах пока не обнаружено.
Вот о чем, например, пишется в книге О.Г. Левенштейна «Р.Г. Державин: Государственная деятельность 1784-1796 гг.» (Казань, 2008):
«Получилось так, что сам губернатор стал жертвой махинаций купца Бородина. Суть истории была такова. Державин, планируя большое строительство и ремонт зданий в городе, распорядился купить 1140500 штук кирпича у тамбовского купца Бородина. Чиновники строительной комиссии асессор Смирнов и губернский архитектор Усачев, ответственные за это дело, получив большую взятку от купца, доложили Державину, что кирпича вполне достаточно и качество его отменное. Полагаясь на честность своих подчиненных, Державин заплатил купцу 3400 рублей. Вскоре оказалось, что кирпича явно не хватает и он плохого обжига. Это подтвердил рапорт тамбовского коменданта Булдакова, «которым уведомлял, что он вообще с асессором Смирновым и архитектором Усачевым заготовленный купцом Бородиным кирпич, лично свидетельствовал и нашел в наличности заготовления его, Бородина, только 565380 кирпичей».
Арка Державинского моста в Тамбове. Фото 29 декабря 2012 года
По документам тамбовского архива известно, что в результате преступных действий купца Бородина сорвалось строительство в Тамбове. Державин в письме к генерал-губернатору В.И. Гудовичу потребовал сурового наказания виновника, который «в сем случае учинил совершенно лживый поступок не только намерением, но и своим действием». Державин предвидел, что такой плут, как Бородин, вполне мог избежать законного наказания, поэтому он напомнил Гудовичу, что «…ежели сие столь безстрашное явное похищение казны в основателе, по законам строго не накажется, то я безнадежен произвесть здесь что либо полезное: ибо один худой или добрый корень бывает многим себе подобным отраслям причиною».
Однако менее всего можно было заподозрить в получении взятки архитектора Усачева, поскольку он, как и Державин, был заинтересован в строительстве. За год до тех событий он составлял сметы и постоянно бывал в Петербурге, добиваясь утверждения планов и проектов. А Смирнов, работавший в «Строенной» экспедиции, мог быть лишь его помощником.
В 1786 году столичный архитектор Николай Львов в письме к Державину так характеризовал Усачева: «Тромбара, коему в мою болезнь дано было переделывать тамбовские и рязанские планы, наделал было великих затруднений; но третьего дня граф А.А. [Безбородко] поручил мне взять его под команду, и я надеюсь, что в скором времени будут оные кончены к удовольствию Ивана В. [Гудовича]; причём скажу, что ваш тамбовский архитектор хлопотун». Из письма видно, что план города Тамбова, скорректированный Усачевым, проверялся и исправлялся в Петербурге Львовым и Дж. Тромбаро, приехавшим в Россию по приглашению Екатерины II вместе с Дж. Кваренги, а Усачев сам возил в Петербург предложения для внесения изменений.
Д.Г. Левицкий. Портрет Н.А. Львова. 1789
Скорее всего, купец Бородин соблазнился продать кирпич, который был у него в наличии, частным застройщикам, по более выгодной цене, чем государственным, ведь в центре Тамбова тогда началось активное строительство городских усадеб. Герасим Скопин, следовавший в 1787 году из Саратова в Киев через Тамбов, в своем дневнике записал: «Ходил по городу, который весь переломан. Строятся по форме внутри города (дома) каменные о двух и трех этажах, а другие деревянные, на каменном фундаменте».
Таким образом, купец Бородин серьезно подвел Державина в осуществлении им государственных строительных планов. Иллюстрацией того, что в 1787 году строительного материала с трудом хватило на возведение каменного моста через Студенец, является разноразмерный кирпич, который можно увидеть и сегодня.
В. Боровиковский. Портрет Г.Р Державина в мундире сенатора. 1811
9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Сегодня, как никогда, становятся актуальными слова, сказанные Державиным о ситуации в Тамбове:
«…я безнадежен произвесть здесь что либо полезное: ибо один худой или добрый корень бывает многим себе подобным отраслям причиною».
Фото 2 мая 2014 года
Фото 4 июля 2014 года