По старому Тамбову (часть 3)

Nov 13, 2013 23:14



Уже прошло больше месяца с тех пор, как в Тамбове побывал независимый эксперт Министерства культуры Александр Васильевич Новосельцев, который обследовал Державинский мост, осмотрел исторический центр города и здания Трегуляева монастыря.

Кстати сказать, некоторые посетители моего Журнала почему-то подумали, что мы с Александром Васильевичем являемся давнишними знакомыми, поэтому он и принял приглашение побывать в Тамбове. На самом деле это не так. Я несколько раз связывалась с ним по электронной почте и по телефону, но увидела и познакомилась только тогда, когда он к нам приехал.



Я уже помещала фотографии, рассказывавшие о нашей с Александром Васильевичем прогулке по старому Тамбову, кварталы которого в 2007 году собирались снести и возвести на их месте новостройки (проект назывался «Ветер перемен»). Однако в моем электронном архиве сохранилось еще несколько серий снимков того путешествия по городу. Одну из них представляю сегодня.



По улице Ленинградской, бывшей Семинарской, мы дошли до улицы Базарной, называвшейся еще недавно Сакко и Ванцетти. Это одна из продольных улиц Тамбова, которая отличается оживленным транспортным движением, поэтому жить здесь непросто. Вдали, на перекрестке улиц Базарной и Кронштадтской (бывшей Покровской), виднеется здание школы № 9, возведенной в 1949 году на месте снесенной Введенской церкви.



История домов этого района по архивным источникам совсем не изучена. Дома на улице Базарной, чем ближе они расположены к окраине города, тем имеют более простой облик. Преобладают одноэтажные здания конца XIX - первой половины XX века, но и здесь есть на что посмотреть. До революции в этом районе селились купцы, мещане, железнодорожные рабочие. Часто детали домов говорят о прошлой культуре больше, чем само здание. Сегодня некоторые, к сожалению, беспощадно обшиваются сайдингом.







На пересечении улиц, в начале и конце кварталов, часто строили более «серьезные» каменные купеческие дома. В них и сегодня размещаются небольшие магазины, пока еще не побежденные, не вытесненные из городского пространства торгово-развлекательными центрами. Здание, в которое вселился «Моршанский купец», вполне добротное, поэтому может простоять еще столетия. Думаю, не ошибусь, если предположу, что в нем есть основательный подвал со сводом. На примере этого дома, стоящего на углу улиц Базарной и Комсомольской видно, чем отличаются новые окна от старых. Высокая художественная культура замещена более низкой, но, правда, более высокотехнологичной.





Сколько, интересно, лет дому (см. на фото ниже), если он так основательно врос в землю? Здесь еще сохраняется украшающая здание резьба, выполненная с большой любовью. Ветхая  обшивка может скрывать вполне крепкие бревна основания - сосновые или даже дубовые (если камня в тамбовской округе не было, то леса всегда было достаточно). Кстати, раньше Комсомольская улица называлась Дубовой, а еще раньше - Стрелецкой, потому что где-то здесь проходила граница Стрелецкой слободы с Покровской.



Городская усадьба на улице М. Горького № 49 (бывшей Араповской) - пример доходных домов конца XIX - начала XX века. Считается, что ее владельцем сначала был председатель страхового общества врач А.И. Пэтен, который потом, в начале XX века, продал ее  М.В. Асееву. Эти постройки, объединенные в единый целостный ансамбль, являют собой один из образцов эпохи модерна. Видно, что кирпичная кладка скрывает под собой старые деревянные сооружения. Эта городская усадьба, видимо, уже списана на слом, поскольку реставрировать такие постройки в Тамбове не умеют.





Араповская была ближайшей улицей к Дворянской (ныне Интернациональной), идущей параллельно ей. Она уходит на восток, к реке Цне, на берегу которой стоит Казанский мужской монастырь, поэтому эта улица называлась еще и Монастырской. А имя Араповской она получила по фамилии тамбовских дворян Араповых, которые владели селом Арапово (Богородицкое) в Тамбовском уезде и были связаны с родами Загряжских, Ланских, а, значит, и с Натальей Николаевной Пушкиной. Знаю, что отец поэта Евгения Боратынского, Аврам Андреевич, сменил в 1803 году на посту губернского предводителя дворянства Ивана Андреевича Арапова и все три года «воевал» с губернатором Кошелевым, которого считал коррупционером.

В каком доме жили Араповы, неизвестно. Видела в тамбовском архиве много дореволюционных документов с планами городских усадеб, в том числе и зданий на улице Араповской. Иногда вместе с планами, на которых обозначены дворы, конюшни, хозяйственные постройки и, конечно, сады, представлены и фасады главных домов с флигелями, аккуратно вырисованные и раскрашенные.





Городская усадьба Турчаниновых на улице М. Горького (№ 41; см. на фото ниже). Александр Васильевич Новосельцев сразу увидел, что умелая рука более позднего архитектора бережно сохранила прежние деревянные и каменные строения усадьбы. Все то, что было обложено кирпичом, сверху украсилось деревянными деталями и коваными решетками. Причем в дальнем дворе можно обнаружить, что и там, вдали от посторонних глаз, все постройки сделаны добротно, аккуратно и красиво.

















Здесь почти ничего не изменилось с дореволюционных времени, за исключением  рельефной пятиконечной звезды и года «1951 г.» на фасаде одного из зданий.









Недавно нам рассказали, что в соседнем доме № 39, в одной из его квартир, с дореволюционных времен на стене комнаты висит картина, которую жильцы никогда не трогали, оставляя на своем месте. Просто люди, живущие в таких старинных зданиях, чувствуют себя частью единой истории. Мне доводилось разговаривать с обитателями улиц М. Горького, Лермонтовской, Ленинградской. Они, как правило, с большой охотой рассказывают о своих домах, показывая их достопримечательности, знают, кто проживал в них раньше и кем были те люди. Да и отселяться отсюда многие, кто является полноправным хозяином своей земли и имеют пусть небольшие средства, не хотят.





По старому Тамбову (часть 1)
По старому Тамбову (часть 2)

охрана памятников, Тамбов, Чичерина А.А., Новосельцев А.В., Рахманинов С.В., архитектура

Previous post Next post
Up