На портале «Серфимова земля» публикуются новости трех древних поселений в Нижегородской области - Арзамаса, Дивеева и Сарова, которые входят в паломническо-туристический кластер. На этом сайте размещаются материалы как светского, так и церковного характера. Оставлю здесь интервью на память:
Два века Саровской пустыни на страницах одной книги: интервью с краеведом и искусствоведом Мариной Климковой
9 июня 2023 года Свято-Успенскому мужскому монастырю - Саровской пустыни исполняется 317 лет, в этот же год, 1 августа, Церковь празднует 120-летие со дня прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского - самого известного насельника этого монастыря. Сейчас ни для кого не секрет, где находится обитель, - город Саров Нижегородской области, но еще раньше, до 20-х годов XX века, эта земля была вовсе не нижегородской: в период своего расцвета монастырь относился к Тамбовской губернии. Эта связь и легла в основу новой книги краеведа и искусствоведа из Тамбова Марины Климковой «Саровская пустынь. Два века истории и культуры». Автор рассказала порталу «Серафимова земля» об уникальности издания, долгому пути к этой книге и интересных открытиях во время работы над ней.
Марина Александровна, расскажите немного о себе, сфере интересов и текущей деятельности?
Я имею два высших образования - техническое и гуманитарное (оба - очные отделения). Работаю по специальности «искусствовед», получившей в Московском государственном академическом художественном институте имени В.И. Сурикова. Пишу статьи и книги об искусстве и об истории культуры. В последние годы занимаюсь частным издательским проектом «Тамбовская губерния на дореволюционных открытках», который финансирует коллекционер Андрей Гнатюк. В 2017 году мы издали под моим авторством первый том этой серии - «Тамбов и окрестности», состоящий из очерков о городе и каталога открыток, и приступили к книгам о других населенных пунктах губернии, одной из самых крупных в Российской империи. Сегодня многие города и села губернии находятся за пределами Тамбовской области: в Липецкой, Рязанской, Пензенской, Нижегородской областях, в Республике Мордовии.
Почему именно Саровская пустынь стала предметом вашего изучения? Как давно вы интересуетесь ей? С чего началось знакомство с историей этой знаменитой обители?
Издательский проект и привел меня в Саровскую пустынь, которая около двух веков находилась в Тамбовской губернии и управлялась из Тамбовского архиерейского дома. Мы проехали по всей территории губернии, чтобы увидеть достопримечательности, познакомиться с коллекционерами и краеведами, фондами музеев, библиотек. В 2018 году два раза побывали в Дивееве, поклонились батюшке Серафиму. В том же году по приглашению директора Городского музея Светланы Федоровой посетили Саров и навсегда полюбили его. У меня появилась мысль издать в рамках проекта книгу о культуре Саровской пустыни, но встал вопрос: как отделить Саров от неразрывно связанного с ним Дивеева, которое не входило в состав Тамбовской губернии? Решили изменить формат издания - исключить из него каталожную часть и сделать приложением к серии. И хотя в книге нет открыточного каталога, треть иллюстраций составляют открытки Сарова, Дивеева, Понетаевки из частных коллекций Андрея и Дмитрия Гнатюков, Константина Зайцева, Валерия Ганькина. В данном случае не было задачи показать все виды, что по-прежнему планируется сделать в третьем томе издательской серии. Так что к Саровской пустыни еще вернемся.
Соборы Саровской пустыни. Почтовая карточка. Издание М. Дмитриева. 1913 г.
О саровском монастыре написано большое количество изданий и статей, расскажите, чем уникальна Ваша книга?
Ранее никто не смотрел на Саровскую пустынь с той точки зрения, что ее жизнь и служение - это часть истории Тамбовской губернии, что преподобный Серафим Саровский был рукоположен в иеромонахи в Тамбовском архиерейском доме. Никто не соединял вместе документы двух архивов - саранского, где находятся материалы саровской обители, и тамбовского, фонды которого хранят историю Тамбовской епархии. Никто не собирал вместе открытки с видами Саровской пустыни, не изучал их. А ведь они содержат много интереснейшей информации об особенностях архитектурного ансамбля, отдельных зданий, окружения. Всё это я попыталась сделать, вписав историю монастыря в общий контекст культуры России, как неотъемлемую ее часть. Важно отметить, что в книге впервые опубликованы многие неизвестные ранее документы Саровской пустыни. Нельзя не сказать и о том, что издание, как отмечают многие, выгодно отличается внешним видом, где нет никаких современных «дизайнерских» элементов, порой портящих художественное восприятие, а применены традиционные приемы оформления книги с большим количеством иллюстраций. За это благодарю художника проекта, моего мужа Александра Климкова и дизайнера Оксану Бажанову.
Результат получился внушительным - 356 страниц, более 300 иллюстраций. Какими источниками Вы пользовались при написании книги? Где их искали?
Работа начиналась с изучения уже опубликованных материалов в дореволюционных и современных изданиях. Большим подспорьем послужили книги саровчан Алексея Подурца и Валентина Степашкина. Они явились отправными точками в поисках новых материалов и привели в Центральный государственный архив Республики Мордовия (город Саранск). В качестве основы использовала документы Государственного архива Тамбовской области, которые изучала более 25 лет.
Вид Саровской пустыни в 1764 г. Гравюра. Мастерская И. Шелковникова. 1853 г.
Сколько времени заняла работа над книгой?
Если говорить о прикосновении к теме и начале сбора материала, то 20 лет. Началось с того, что в преддверие 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского моя подруга по Суриковскому институту Яна Зеленина, готовившая выставку икон в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (Москва), попросила поискать документы в тамбовском архиве. Потом жизнь заставляла возвращаться к этой теме опять и опять. Так, некоторое время я изучала фонды Моршанского музея, где хранится икона Божией Матери «Умягчение злых сердец», написанная на доске от пустыньки преподобного Серафима Саровского, о чем свидетельствует надпись на обороте. (На обороте также зафиксирована информация, что в 1873 году этот образ стал благословением святителя Феофана Затворника (Говорова) некоему эконому Парамону.) Затем основную работу я совмещала с чтением лекций о церковном искусстве в Тамбовской духовной семинарии, куда меня пригласил митрополит Тамбовский Феодосий. Стал накапливаться архивный материал об истории Тамбовской епархии. Любопытно, что семинария тогда располагалась в бывшем доме архиерея Казанского монастыря, откуда до революции шли указы во все уголки епархии, в том числе в Саровскую пустынь. И, наконец, началась работа над проектом «Тамбовская губерния на дореволюционных открытках», где можно было применить все свои знания, архивные находки, прежние свои публикации, лекционные наработки.
Какие интересные и, возможно, неизвестные ранее, факты о монастыре и его насельниках открылись в ходе изучения источников?
Укажу на два факта из многих. К примеру, удалось воскресить деятельность иеромонаха Иакова (Ивана Невельского), который более тридцати лет был письмоводителем Саровской пустыни, заведовал ее библиотекой и архивом. Он оставил в виде нескольких рукописей обширный, уникальный материал об истории строительно-хозяйственной деятельности монастыря со ссылками на хранившиеся тогда документы. Я опубликовала наиболее интересные сведения. Другой пример. Архивные документы 1870-х годов свидетельствуют, что Успенский собор Саровской пустыни был построен по проекту Ивана Холщевникова, постригшегося с именем Иоаким. Когда здание было воздвигнуто, но еще не оформлено, саровский архитектор скончался. Ответственным за отделку интерьера назначили иеромонаха Питирима (Дружинина), который, как говорится в документе, особенно тщательно следил за устройством иконостаса: резьбой, золочением, расстановкой деревянных скульптур. Говорится, что Питирим следил, чтобы не произошло ни малейшего отступления от рисунка, сделанного Холщевниковым. То есть в архивном источнике прямо сообщается, что автором проекта иконостаса собора был Холщевников, а не Растрелли, как сегодня считается.
Вид Саровской пустыни с юго-западной стороны. Литографская мастерская И. Шелковникова. 1853 г.
Какие исторические фигуры присутствуют на страницах издания?
Конечно, прежде всего, это преподобный Серафим Саровский, о котором я боялась писать. Мне казалось, что не смогу сказать о нем ничего нового, буду пересказывать всем известные факты из Жития. Однако, когда попыталась понять, каким он был человеком, какой у него был характер, объяснить его поступки через его окружение, традиционную культуру, через события, происходившие вокруг него, - образ святого начал обретать для меня индивидуальные черты и стал ближе.
Интереснейшими людьми были современники Серафима Саровского - строитель пустыни иеромонах Пахомий (Леонов) и епископ Тамбовский Феофил (Раев). Их отношения отличались дружеским характером: они вели еженедельную переписку, давали друг другу советы, принимали друг от друга помощь. И оба опекали будущего святого.
Историю и культуру Саровской пустыни невозможно представить без ее основателя и первоначальника иеросхимонаха Иоанна (иеромонаха Исаакия; Ивана Попова) - удивительного, редкого человека, чей вклад в историю и культуру монастыря нельзя переоценить.
Саровская пустынь тогда - часть Тамбовской губернии. Сейчас, когда монастырь уже давно в составе другой административной единицы, интересуются ли тамбовчане его историей и жизнью?
Конечно, интересуются! Свидетельством интереса к истории монастыря и житию преподобного является тот факт, что на конференцию в Городской музей Сарова, где в этом году состоялась презентация моей книги, из Тамбова мы приезжали большой делегацией, состоявшей из восьми человек во главе с заместителем главы Тамбовской области Евгенией Михалиной.
Саровичи, монашествующие и послушники. Фото 1906 г.
Сами часто бываете в Сарове? Есть у Вас здесь излюбленные места или свой, особый, маршрут?
Побывала в Сарове два раза. Каждый раз торопилась посетить Саровскую пустынь, пройти по ее территории, зайти в храмы. Оба раза удалось спуститься с экскурсией в пещеры, съездить в Дальнюю пустыньку.
Досконально и кропотливо проследив все повороты судьбы Свято-Успенского монастыря, как Вы оцениваете современный этап в его истории?
Современный этап вписал себя в историю как период возрождения монастыря после почти векового забвения - восстановления монашеской жизни, реставрации архитектурного ансамбля, пробуждения интереса к его традициям, культуре.
В одной из газет, рассказывая о книге «Саровская пустынь. Два века истории и культуры», Вы выразили надежду, что это издание «поможет ответить на некоторые вопросы современности, связанные с традиционным самобытно-русским пониманием мира и человека, с историческим путем и предназначением России в мире…». Достаточно глобальный посыл. Как именно раскрывается в книге эта мысль?
Книга посвящена одному из духовных центров России, где просиял любимейший народом святой. Почему Серафим Саровский любим? Потому что своей жизнью он выражал то, что ценило наше общество, в чем видело высший смысл жизни: материальное благополучие, слава, карьера, создание семьи, - всё это могло стать ненужным, если человек не самосовершенствуется.
Наши предки считали, что человек несовершенен, а потому смертен. Они верили, что есть более совершенное существо - Бог, которому пытались уподобиться, стремились стать преподобными - подобными Богу. Для этого в русском монашестве была создана целая система. Все ее ступени прошел батюшка Серафим и в конце жизни стал старцем - тем, кто благодаря годам и духовному опыту обрел мудрость и авторитет, после чего принял на себя обязанность наставлять людей, раскрывая в них сокровища души, помогая вести борьбу с грехами. К батюшке Серафиму стало стекаться огромное число паломников со всей России, чтобы найти утешение в горестях, излечиться от болезней, получить совет, как жить дальше.
Человеку, измученному непосильным трудом и болезнями, ложью и несправедливостью, осознанием бесцельности существования, требовался идеал - живой образец святости, дававший силы справиться с тяжелыми жизненными обстоятельствами и не терять при этом добрых свойств души. Таким образцом для людей стал батюшка Серафим, который укреплял веру народа в себя, в свое будущее. Он показывал пример истинной любви, учил различать добро и зло, создавал в обществе атмосферу сострадания, взаимопомощи, воспитывал психологию осуждения корыстолюбия и стяжательства. Он доказывал, что нельзя искать личного благополучия ценой ущемления, унижения, эксплуатации других людей. В этом и состоит самобытно-русское понимание мира и человека, которое несла и должна нести Россия в мир.
Фотографии предоставлены Мариной Климковой
Источник:
Серафимова земля