«Хун Фань» или «Великий образец для усмирения вод потопа»

Apr 03, 2015 08:01

Ментальная матрица власти и тело государственного сознания в китайской традиции
В китайской традиции существует несколько примеров, когда страну выводили из кризиса посредством перезапуска ментальной модели организации сознания. Несколько примеров относятся к легендарным временам, а некоторые приходятся на более поздние исторические периоды. Одним из первых таких примеров является предание о так называемом исправлении потопа великим Юем, легендарным правителем древности. В данной работе мы дадим пример интерпретации основного текста, который явился Великим образцом для организации власти на все последующие тысячелетия китайской истории. Это текст, именуемый «Хун Фань» или «Великий образец для усмирения вод потопа». Как мы уже говорили в предыдущих работах, основой ментальных технологий работы с сознанием, является метафора, и метафора в сознании неотделима от внешней реальности, вернее она и является основным устройством, правильно соединяющим внутреннюю реальность с внешней. Потому и потоп следует понимать одновременно в двух ипостасях - это и разлившиеся земные воды и вышедшие из берегов потоки энерго-информационной субстанции, которая является материей пространства сознания. Примеры подобных потопов мы видим в теле государственного сознания нашей страны в последние десятилетия, и потому будет интересно взглянуть на происходящее с точки зрения метафор, предлагаемых в данном тексте.
Во второй части статьи мы дадим пример применения интерпретационных подходов через создания иных типов метафор в описании социальных процессов, что в свою очередь предполагает возможность построения иных траекторий действий по исправлению потоков социума, постоянно выходящих из берегов привычных моделей управления. То есть данная работа говорит о том, что исправлять в первую очередь нужно модели сознания, а потом уже переходить к социально-экономическим механизмам, которые являются вторичными по отношению к устройству пространства сознания ощутимого мира в теле государственного организма.
Оригинал: В тринадцатый год правитель отправился к Цзи-цзы с вопросами, и обратился к нему со словами: Да, Цзи-цзы, Небо невидимой силой сохраняет покой людей внизу, давая им возможность сохранять согласие со средой обитания. А я не знаю, каким образом использовать неизменные принципы, чтобы навести порядок.
Интерпретация: В разные времена в традиционной китайской истории использовали одну и ту же модель для наведения порядка в поднебесной. Впервые мудрец Цзи-цзы представил модель для наведения порядка в мире, когда воды потоков вышли из берегов и заполнили всё осознанное пространство мира. В таком пространстве нет возможности навести порядок, ибо нарушается иерархия взаимодействия между внутренней символической реальностью моральных ценностей и внешней предметной средой.
Правитель обратился к мудрецу, и тот описал ему модель, которая является основой построения всех систем ценностей в обществе, ибо во все времена эти системы остаются неизменными в своей основе.
Оригинал: Тогда Цзи-цзы сказал: Я слышал, что некогда Гунь разъярил разлившиеся воды потопа, в результате чего нарушился порядок равновесия пяти движений. Владыка рассердился, не даровав ему Великую модель из девяти разделов, чтобы навести порядок с помощью неизменных принципов. А сам Гунь провёл в тюрьме остаток жизни до смерти.
Интерпретация: В основе порядка мира лежит равновесие сил, которые проходят через все составляющие этого мира, то есть и через мир материальных объектов, и через системы ценностей отдельных людей. Если в головах людских нарушается осознание общего поля, если ценности растаскиваются на отдельные составляющие, тогда теряется контроль над обществом. Власть во все времена рассматривалась как сакральная мистическая сила, проходящая через правителя, который лишь осуществлял функцию проводника власти. Вопрос, откуда и куда он проводил этот поток власти, и через какую систему фильтров проходит эта власть. Рассматриваемая в данном тексте система понятий и является фильтром, через который небесная сила превращается в земную организацию объектов и предметов, что определяется как общественное устройство. Это устройство представляет собой динамическую систему, социальный организм, в котором одновременно происходит огромное количество процессов. Власть является потоком, который осуществляет синхронизацию этих процессов. Синхронизация процессов социального организма требуется для поддержания постоянного баланса в системе, через которые проходят волны событий извне вовнутрь и изнутри вовне. Синхронизация осуществляется по девяти полям, которые должен осуществлять любой правитель.
То есть, власть представляет собой девяти факторную систему синхронизации процессов социального организма, которая осуществляется в первую очередь в сердце правителя, а потом через систему усилителей и фильтров административной машины постоянно корректируется и проводится в общество.
Оригинал: Сын его Юй наследовал ему в его начинаниях. И Небо даровало ему великую модель с девятью разделами, в результате чего неизменные принципы, управляющие людьми, пришли в порядок.
Интерпретация: Таким образом, правитель Юй понял принцип устройства обществ у себя в голове (а голова в данном случае - это метафорическое обозначение сознания), в результате чего и сумел устроить общество должным образом, осуществив неизменные принципы, наведя порядок.
Подразумевается, что система сама собой периодически выходит из равновесия, то есть, идеальные временные волны, корректируются через систему социального организма, и воздействуют на социальный организм. В результате, если власть, которая аналогична осознанной воле индивидуального организма, не справляется с потоком, организм начинает болеть, он не способен более переваривать и адекватно проводить импульсы и движения изнутри вовне и наоборот.
Оригинал: В начале один, называется: Пять движений.
Логика построения событийно-поведенческой траектории начинается с предположения наличия непреложных законов. То есть первый концепт, который правитель имеет у себя в голове, подходя к любым явлениям, это знание наличия закона взаимодействия процессов в этом мире, потому что пять движений указывают на пять типов процессов, можно сказать, что это пять состояний вещества. В любом случае речь идёт не об объектах, а о процессах. Кроме того, процессы подразумевают наличие взаимодействия между объектами или агентами этих процессов. То есть, существуют связи взаимного порождения, генерации и взаимного ограничения, подавления. Есть также связи равенства, а вместе с различием направления вектора действия мы сталкиваемся с пятью типами отношений, которые можно условно определить как «Я порождаю», «Меня порождают», «Я преодолеваю», «Меня преодолевают», «Равные мне». Следовательно, в какие бы отношения не вступал индивид с миром в виде объектов, связей, осмыслений, они всегда попадают под один из типов процессуальных отношений, названных выше.
Оригинал: За ним второй, называется: Для внимательной почтительности действовать пятью делами.
Когда говорится о пяти делах, нужно понимать, что в отличии от обыденной терминологии, когда под делами подразумеваются действия, направленные на изменение структуры ценностей в полях принадлежности, в данном тексте имеются области концентрации внимания со специальным качеством. И это переживание необходимо культивировать в себе, направляя внимание на ту или иную зону концентрации. То есть пять дел, облик, взгляд, слух, речь и мысль, - это усилия по поддержанию определённых состояний в этих направлениях.
Оригинал: За ним третий, называется: Для производства действовать восьмью управлениями.
Интерпретация: Управления - это области управления, в которых необходимо решать вопросы и принимать решения. Опять же они вытекают из способов распределения внимание правителя. Эти области более всего соответствуют политическому и экономическому администрированию, которое выпадает на долю правителя в терминах современной действительности.
Оригинал: За ним четвёртый, называется: Для синхронизации сил действовать пятью временными связями.
Интерпретация: Власть - это сила, которая проводится через правителя посредством осознания пяти основных законов, которые осуществляются в его действиях, имеющих выражение через пять дел, а пять дел направляются на восемь областей. В свою очередь синхронизация этих восьми областей производится через осознание наличия временных связей и зависимостей. Циклы времени привязаны к определённым светилам. Эти привязки к светилам и называются пятью связями. Ещё раз напоминаю, что все эти категории сходятся в сознании правителя и действуют одновременно, представляя собой понятийную структуру, которая конфигурирует систему ценностей не только в правителе и его ближайшем окружении, но и во всей системе власти, а основанием этой системы является народ.
Оригинал: За ним пятый, называется: Для устройства стабильности действовать пределом высшей власти.
Интерпретация: Одна из самых сложных категорий этого текста - предел высшей власти, который выражает власть как мистический или мета-системный, то есть непосредственно непознаваемый поток, который проводится правителем с Неба на Землю, и осознание всех участников процесса управления священной функции действий власти является необходимым условием успешности совершения этих действий .
Оригинал: За ним шестой, называется: Для контроля действовать тремя качествами силы.
Интерпретация: Три качества силы - это правильность ориентации центра воли в процессе совершения действий. Этих типов силы существует всего три.
Оригинал: За ним седьмой, называется: Для достижения ясности действовать технологиями разрешения сомнений.
Технологии разрешения сомнений - это диагностическо-прогностические технологии, которые представлены разными техниками и разными способами совмещения позитивных и негативных ответов на поставленные вопросы в процессе выбора точки зрения для принятия того или иного решения.
Оригинал: За ним восьмой, называется: Для осмысления действовать отслеживанием знамений.
Интерпретация: Отслеживание знамений представляет собой точную технологию отслеживания событий и явлений природы, которые трактуются в связи с качеством проведения власти через сознание правителя.
Оригинал: За ним девятый, называется: Для мотивирования действовать пятью состояниями счастья и шестью предельными состояниями.
Пять благ и шесть пределов - это то, на что ориентируется видение обычного человека, то есть первое - это то, к чему он стремится, а второе - это то, чего он избегает. Таким образом строится и оперируется естественная система мотиваций народа.
Тело государственного сознания
Вторая часть данной работы посвящена применению категорий описания, лежащих в основании выше приведённого текста, к более широкой модели общественного сознания.
Если рассматривать тело этнического (национального) государственного сознания в качестве единого организма, то отдельные функции, которые складываются из элементарных коммуникационных образований, составляют систему функций. Так создается цикл. И государь-правитель страны - это сердце, тогда как разные типы административных и силовых структур - это мышцы и сухожилия, с помощью которых приводится в движение весь организм.
Организм находится во времени, перемещает всю систему процессов из одной точки в другую, во времени. Это процессы, циклы перемещения ценностей, перенос состояний и энергий.
Инь - это категория, которая отвечает за накопление ценностей и начало активных действий. Ян охраняет внешнее и укрепляет форму.
Если Инь не справляется с Ян, тогда потоки ценностей в стране становятся поверхностными и ускоряются (это подразумевает нечеткость законодательной системы и очень частые изменения критериев оценки происходящего), что периодически ведет к полной потере контроля правительства над ситуацией.
Если Ян не справляется с Инь, тогда органы, отвечающие за накопление и организацию пяти типов силы, начинают соперничать между собой, а девять каналов циркуляции ценностей теряют проходимость. Потому, при наличии ценностной стратегии управления, нужно упорядочивать баланс отношений между Инь и Ян, и тогда проводники информации будут действовать согласованно, а дух страны будет твердым и нерушимым. Все движения народа будут соотносится с идеологией правления, проводящей дух страны.
Ведь что самое главное для поддержания баланса в системе базовых факторов? Нужно, чтобы Ян был плотным и прочным. Если основные факторы не согласуются, то это подобно наличию весны при отсутствии осени, как зимы без лета. Если, руководствуясь этим, стремишься к достижению согласованности, то это и есть меры мудрого правления.
Ведь если сильный Ян не обладает плотностью, тогда происходит полное прерывание Иньской энергетики в цикле. Только когда Иньская энергия ровная, а янская плотная, в полном порядке развиваются системы материальных и духовных ценностей. Если разделяются Инь и Ян, тогда прекращается циркуляция материальной энергии и цикла.
Инь и Ян представляют собой два качества поля сознания. Это отражения в сознании материальной и нематериальной составляющих бытия. Нужно понимать, что связи Инь и Ян не примитивны, так же, как сложны связи между материальной и нематериальной составляющими мира сознания в каждом из нас.
Древние тексты гласят, что внутри Инь есть еще Инь, а внутри Ян есть еще Ян. Разберем, что это значит. Возьмем, к примеру, суточный цикл. Можно сказать, что от рассвета до полудня действует максимальный абсолютный Ян. Это Ян внутри Ян. Время от полудня до сумерек, это переходный Ян. Можно сказать, что внутри Ян появляется Инь. Но, в обоих случаях, это действие Ян на Небе. Время от наступления ночи до первого петушиного крика, это действие Инь на Небе. Это Инь внутри Инь. Время от петушиного крика до рассвета - это Ян внутри Инь. Это действие Инь на Небе.
Эти соответствия можно обнаружить как в отдельном человеке, так и в стране. Если говорить об Инь и Ян для отдельного человека, то они выражаются как внутреннее и внешнее, где внешнее - это Ян, а внутреннее - Инь. Следовательно, и в стране ориентация вовне, экспансия соответствует Ян, а закрытость и сосредоточение на своих проблемах без учёта существования окружающего мира, это Инь. Если говорить с точки зрения человеческого тела, то спина - это Ян, а живот - это Инь.
Инь - это покой, статика, а Ян - это динамика и подвижность. Ян генерирует, а Инь взращивает. Ян разрушает, а Инь сохраняет. Ян - это трансформация энергий, а Инь - это создание внешних форм. Когда холод достигает предела, рождается жар. Когда жар достигает предела, рождается холод. Энергия холода создаёт материальный осадок, а энергия жара генерирует чистоту.
С точки зрения толкования циклических процессов, любой процесс делится на четыре стадии, и первые две стадии соотносятся с Ян, а вторые с Инь. Потому необходимо находить соответствия и сопоставлять отдельные стадии процессов по характерным явлениям, чтобы определять фазы.
Чистый Ян определяет идеологию и внешнюю политику, а мутный Инь соотносится с внутренними процессами, которые диктуют экономические ограничения. Ян - это энергии, это духовный потенциал, а Инь - это средства производства и валовой национальный продукт. Если избыточное внимание уделяется экономическим вопросам в ущерб идеологии, то это указывает на преобладание Инь. Если же в планировании экономики довлеет идеология, то это Ян внутри Инь. Когда действует мощная идеология, и дух силён, то это преобладание Ян, а когда дух слаб и не способен позитивно повлиять на экономические процессы, то это Инь в Ян.
Если Инь преобладает, тогда возникают проблемы Янского характера. А если преобладает Ян, тогда возникают проблемы Иньского характера. Преобладание Ян приводит к избытку жара, к гипертрофированным реакциям, к жарким конфликтам, к резким столкновениям, к слишком решительным действиям, опирающимся на применение силы. Преобладание Инь приводит к избытку холода, возникают застойные явления, действуют инерционные механизмы, слишком вязкой становится процедура принятия решений. Когда холод развивается до предельной точки, он превращается в жар. Когда жар развивается до предельной точки, он превращается в холод.
В качестве основных критериев, определяющих символические границы всех процессов, удобно рассматривать Небо и Землю. Земля соответствует материальному аспекту, а Небо соотносится с миром идей и духовных ценностей. Они представляют собой верхнюю и нижнюю границу существования всего сущего. В свою очередь Инь и Ян - это кровь и энергия, представляющие мужскую и женскую составляющие всего живого. Движение налево и направо - это пути распространения Инь и Ян, а действие воды и огня - это внешние проявления и признаки работы Инь и Ян. Инь и Ян приводят в движение всё, что существует в мире. Потому можно сказать, что Инь находится внутри, а Ян оберегает его. Ян располагается вовне, и Инь приводит его в движение.
То есть на уровне диагностики состояния страны следует обращать внимание на то, какие процессы являются в данное время преобладающими в представлениях людей, эту страну населяющих.
В настоящее время мир находится в последней фазе длинного 360-летнего цикла, что соответствует окончанию Янской энергии. Хотя стоит помнить, что в каждом подцикле, обязательно есть своя Иньская и Янская составляющая. И, если в данный момент мы вошли в первый год второго двадцатилетия последних шестидесяти лет из 360, то это значит, что процессы на всей планете идут не лучшим образом, и в настоящее время следует внимательно смотреть на происходящее. Движения, совершаемые в этом году, определяют длинные стратегии на 20 лет, вот почему в будущем будет трудно исправить последствия некоторых поспешных и непродуманных действий, которые могут нынче совершаться из соображений краткосрочной конъюнктуры.
По представлениям древних китайцев, которые согласуются с концепцией прецессии земной оси, Небо характеризуется недостаточностью энергии на северо-западе. Потому в общем северо-запад соответствует Инь. Поэтому в их представлениях в человеке правые ухо и глаз, не такие ясные и чуткие, как левые. Земля же, по их мнению, наоборот, характеризуется недостаточностью на юго-востоке, потому юго-восток - это Ян. В человеке это выражается в том, что левые рука и нога не такие сильные, как правые.
И, если в символическом выражении восток - это Ян, то Ян представляет собой качество тонкой субстанции, которое выражается в стремлении к движению, направленному вверх. На уровне тела это приводит к тому, что на верху больше ясности, а внизу преобладает пустота, в результате чего уши и глаза с этой стороны более ясные и чуткие, а руки и ноги здесь слабее. Таковы показатели распределения Ян в теле.
Запад - это Инь. Как и восток, запад одновременно указывает и на символическую составляющую, потому что и мы во многих ситуациях, говоря о западе, отнюдь не имеем в виду только направление в пространстве. Инь в ощущениях и оценках больше связан с движением вниз. Так как он склонен к движению вниз, то внизу он будет сильным, а вверху будет опустошение. Потому ухо и глаз справа не такие чуткие и ясные, как слева, зато правые рука и нога сильнее. Поэтому, если возникает патогенный процесс, связанный с Инь, то наверху он будет более проявлен справа, а внизу слева.
И именно потому, что изначально существует неравновесие между верхом и низом, между Небом и Землёй, целостность контакта которых нарушена, поэтому Инь и Ян тоже не находятся в равновесии, и в результате периодически начинаются патогенные процессы, которые приводят к возникновению проблем.
Таким образом, духовному уровню Неба соответствует сфера идей и ощущений, а материальному уровню Земли соответствует сфера предметов и проявленных движений. Духовный уровень Неба определяет восемь связей времени, которые в году соотносятся с восемью кардинальными точками, двумя равноденствиями, двумя солнцестояниями и четырьмя точками начала сезонов. Материальный уровень Земли определяет законы пяти переходов во взаимодействии вещества.
Можно сказать, что данная система описания взаимодействия идеального и материального планов способна охватить всё многообразие предметов и явлений.
Чистота субстанции Ян соответствует движению вверх в область идеального описания, а мутная составляющая Инь соотносится с движением вниз к Земле. Следовательно, чередование состояний движения и покоя идеального и материального уровней, может быть полностью понята через описание системы циркуляции и превращения ценностей в циклах. Циклы характеризуются существованием четырёх стадий развития, которые определяются как зарождение, развитие, урожай и сохранение. После того как процесс заканчивается, он обязательно начинается вновь.
Существует не только метафорическая, идеальная, но и прямая (хотя и достаточная сложная) материальная взаимосвязь природных явлений и социальных процессов. Природные процессы определяются качеством времени, и по-разному выражаются в естественном и социогенном материале.
Если взять отдельного человека, то человек развитый и одарённый развивает разум, который локализуется в голове, обращаясь в сферу идей и идеалов. Голова в этой системе непосредственно соответствует Небу. Внизу, следовательно, находится Земля, на которой нужно крепко стоять ногами. А пространство между Небом и Землёй заполнено нашими людскими делами. И действия, которые совершаются людьми в процессе делания дела, приводят к накоплению необходимых субстанций, которые выражаются в материальных ценностях, энергетическом потенциале, информации, научном потенциале, культуре и военной силе. В каждом отдельном человеке небесная энергия сообщается с определёнными органами, которые отвечают за накопление разных субстанций.
Социальная жизнь, в конечном счёте, естественно организуется таким образом, что подразумевается необходимость удовлетворения основных нужд отдельных людей, составляющих социальную структуру общества. Это определяет характер связей между участниками процесса. Но изначально нужно понимать, что качества энергий, которые имеют циклический характер, приходящих (условно) с Неба или из космоса, приводит в движение органы, составляющие человеческий организм.
Небесная энергия сообщается с лёгкими, приводя в движение механизм дыхания. Энергия ветра сообщается с печенью. Такая энергия может быть понята как качество энергии, которое образует потоки перемещения ценностных эквивалентов в обществе. И если на уровне движений атмосферы она выражается как ветер, то в социуме движение ветра может проявляться и как изменения нравов, и как веяния моды, и как движение финансовых потоков из одной области в другую. Но, так же, как ветер гонит пыль, в физическом пространстве, социальный ветер гонит разные потоки ценностей в социальном пространстве, тогда как сама пыль или эти потоки сами ветром не являются. Очень важно создавать такой тип видения, в котором не будут путаться причины и следствия. Энергия земли сообщается с горлом. Энергия грома сообщается с сердцем. Энергия материального питания сообщается с селезёнкой. Энергия дождя сообщается с почками. Для каждого из органов и для каждой энергии в социуме обязательно есть свои параллели. И шесть базовых систем координации энергетических потоков - это то же самое, что и потоки в пространстве Земли. Всё сообщение человека с внешним миром производится через девять отверстий организма. И в социальном организме присутствует девять путей сообщения, девять траекторий, которые характеризуют состояние его здоровья в данный момент.
Идеальный и материальный уровень Неба и Земли действуют как Инь и Ян. И природные силы действуют как на отдельного человека, имея в нём свои органические соответствия, так и на социальную систему в целом, через структуру логических и символических параллелей. И если в человеке Ян - это пот, то на небе и земле, то есть в природном мире, параллельное явление называется дождём. Ян в человеке - это дыхание и субстанция дыхания, а в природном мире параллельное явление именуется ветром. Гнев в человеке, который выражается в резком ускорении дыхания, в природном мире может быть уподоблен грому, а нарушение дыхания и движение против потока, связанное с напряжение внутри тела, можно уподобить засухе. Подобные параллели и можно и нужно выявлять в системе социального организма, потому что именно внешний, кажущийся отрыв от природы и привёл человека к потере ориентиров в движении по траектории социального развития в настоящее время. Если пытаться наводить порядок в социальном организме или лечить больного человека, не соотносясь с законами, которые установлены в природном мире, если не использовать за образец устройство Земли и процессов, которые на ней протекают тысячелетиями, то нанесёшь только вред и не сможешь справиться с самыми простыми задачами.
Рассматривая множественность явлений, необходимо сводить всё многообразие к единым закономерностям. Всего существует три Иньских и три Янских системы, Возьмём, к примеру, растение, которое из Земли растёт в направлении Неба. Когда росток ещё не показался на поверхности Земли, то можно, сказать, что он соответствует Инь. Это Инь внутри Инь. Когда он появляется из-под Земли, то это уже Ян внутри Инь. Ян направляет его рост, а Инь поддерживает его развитие. И в любом случае рост обуславливается энергией, которая соответствует весне, а развитие определяется энергией, которая наиболее очевидно проявляется в характеристиках лета. Потом следует стадия собирания, получения результата, а потом осуществляется перенос в новый цикл. Если в своих действиях теряешь ритмику следования этим четырём закономерностям, то нарушается сообщение между идеальными и материальными структурами, потому теряется возможность воплощения замыслов, и образуются застои.
Таким образом, в социальных структурах постоянно необходимо искать закономерности, соответствующие законам взаимодействия Неба и Земли, а не руководствоваться отдельными, пусть даже очень важными и мощными факторами влияния, которые образуются в пространствах мнений, воздействуя потом на структуру состояний социального организма.
Ещё раз вернёмся к описанию систем в терминах Инь и Ян.
Существует три иньских и три янских базовые системы, которые пронизывают всю циклическую реальность мира. Если брать китайскую стилистику описания, то речь идёт о точках соединения и переходов этих систем друг в друга. Если ориентироваться на ясность, то в этом случае ты направляешь взор к источнику света, и данное пространство может быть обозначено как Обширная ясность, а то, что в этом случае оказывается сзади, определяется как Великий пульс. Именно это область Великого пульса может быть названа Малым Инь, что следует понимать как первую стадию проявления Иньского качества в сознании воспринимающего. То, что находится над Малым Инь определяется как Великий Ян. Корни Великого Ян начинаются в Предельном Инь. Он завязан на точку проявления жизни в человеке, которая называется Вратами судьбы. Её можно определить как Ян внутри Инь.
То, что располагается в верхней области восприятия внутреннего устройство организма, называется Обширной ясностью. А то, что находится ниже обширной ясности, называется Великим Инь. То, что находится перед великим Инь, называется Светом Ян. Свет Ян коренится в области ли дуй. Это можно определить, как Ян внутри Инь. То, что находится на поверхности недостаточно...

Китай, метафоры, статьи, ссылки, мудрость, потоп, Книга Перемен

Previous post Next post
Up