Сегодня, когда мир переполнен историями сиюминутного успеха, все сложнее извлечь из общей шумихи примеры, действительно достойные подражания. Прошедшая в Рои-де-Жанейро Олимпиада в этом году стала для многих большим разочарованием, но парадокс ее для нас в том, что Кабардино-Балкарии она подарила незабываемые мгновения, которые, наверняка, уже остались в истории.
История олимпийского триумфа наших спортсменов была не безупречно (упомянем неоправдавшиеся надежды, которые мы все возлагали на Биляла Махова), но все же это было грандиозно. Медали Беслана Мудранова и Аниуара Гедуева имели какой-то невероятный эффект - народ не просто сплотился в безудержном порыве ликования, но это ликование было абсолютно бескорыстным - мы редко умеем так радоваться не за себя, а чужим достижениями и победам.
Лавина постов в социальных сетях, которая неминуемо однажды схлынет, имеет особенность: это не просто перепосты не имеющие конца, а зачастую и начала (первоначальный источник этих коллажей и видео нарезок найти практически невозможно), здесь есть вкрапления подлинно народного творчества. Вдохновение, дарованное одним только Аниуаром Гедуевым не подлежало бы измерению, если бы существовала система вычисления вдохновения. Стихи, проза, рисунки, коллажи - и во всем этом минимум самолюбования, все обращено к нему, к кабардинскому льву!
Вообще этот разговор, конечно же, следовало бы начать с этого прозвища, которое закрепилось в народе в читанные секунды после того, как комментаторы произнесли этот эпитет в эфире. Он настолько приглянулся массовому сознанию, что уже сложно отделаться от ощущения его вечного наличия в нашем речевом обиходе. И совсем неважно, что львы в наших широтах не водятся, и такое сочетание до сих пор в принципе не звучало для нашего уха органично. Не важно, что было до сих пор - теперь-то кабардинский лев у нас есть!
Этот эпитет потянул за собой серию рисунков: лев и Аниуар, в фас и в профиль, вместе и раздельно. Теперь видя изображение льва, мы всегда смотрим глубже и видим иные смыслы - теперь это явный или скрытый намек на Рио 2016, на досадную рану, на нечутких врачей, на иранца, имени которого и не вспомнить, на последние 3 секунды, что решили исход этих нескольких минут схватки, тянувшихся для каждого из нас вечность. Один из рисунков, названный автором Азаматом Кармоковым «Сердце льва», сопровождается следующим комментарием художника: «Долгое время не подходил к мольберту, но драматическое выступление Аниуара Гедуева на Олимпиаде в Рио заставило меня снова рисовать. В честь победы, которую не увидели только судьи!!!»
Однако справедливости ради необходимо сказать, что не только для начинающих художников борец вольного стиля стал стимулом к творчеству, свои полотна ему посвящают и признанные мастера: Мухадин Кишев не остался в стороне от такой приятной тенденции.
Рождение героя Аниуара Гедуева спровоцировало и всплеск поэтической волны: конечно, стихи самого разного качества и уровня поэтического мастерства, но ни в одном нет не просто агрессии или негатива - не встретишь даже досады от второго места и обидного поражения. Очевидно, что каждый все это время проявляет свою гордость и любовь к чемпионам так, как может: сочиняя стихи, ставя восклицательные знаки после каждого слова, бесконечно комбинируя фотографии, заклеивая окна машин и маршрутных такси фотографиями спортсменов. Важно, что всеми этими действиями движет именно любовь - нет даже реваншистских настроений, этого сладкого подтачивающего корни яда.
Кто знает, быть может пройдет сотня-другая лет, и народные сказания превратят Аниуара Гедуева в непобедимого великана с единственной уязвимой точкой, или в чудо-человека с сердцем льва, или в объединителя народов… Мы ведь не жили в те времена, когда рождались песни о легендарных богатырях, может быть из тоже века превратили в несокрушимых и мудрейших народных заступников и спасителей. А их прототипы жили более обычной жизнью, были скромными и непритязательными, как Аниуар Гедуев или Беслан Мудранов. И никогда не помышляли превратиться в символ нации или стать объектом массового обожания.